Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава9.Психологическая и психофармалогическая к...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
990.21 Кб
Скачать

Психология девиантного поведения

га. Второй подход базируется на представлении о сущностной значимости личностных (не организменных) деформаций в возникновении, а значит, психо­логической корреции и терапии алкогольной и наркотической зависимостей.

Зависимость от психоактивных веществ

С точки зрения Н. Н. Иванца, разделяющего позицию о биологической детерминации алкогольной и наркотической зависимостей, тактика их лечения должна строиться с учетом патогенетических механизмов формирования зависимости от психоактивных веществ. Психофармакотерапевтическому ку­пированию пациенты должны подвергаться не только на этапе формирования терапевтической ремиссии, но и на этапе интоксикации, острой абстиненции и постабстинентных расстройств. В период, когда не отмечается признаков интоксикации и абстиненции, но возможно появление псевдоабстинентных состояний, способных спровоцировать рецидив девиантного поведения, пред­лагается использовать такие группы психотропных веществ, как антидепрес­санты, нейролептики, антиконвульсанты и транквилизаторы. Считается, что основой психофармакотерапии должны быть антидепрессанты, применяемые в зависимости от доминирования той или иной депрессивной симптоматики: амитриптиллин (в дозе до 200 мг в сутки); мелипрамин (до 100 мг в сутки); ле-ривон (до 90 мг в сутки); людиомил (до 150 мг в сутки), коаксил (до 40 мг в сутки). Наряду с антидепрессантами, хороший эффект отмечается при исполь­зовании нейролептиков (эглонила в дозе до 400 мг в сутки и карбидина в дозе до 100 мг в сутки), антиконвулъсантов (финлепсина в дозе до 600 мг в сутки и кон-вулекса в дозе до 600 мг в сутки), а также транквилизаторов (грандаксина в дозе до 150 мг в сутки и мебикара в дозе до 900 мг в сутки).

В рамках психологической парадигмы коррекции и терапии девиантного поведения выделяется несколько аспектов. Упор делается, во-первых, на ин­дивидуальный или групповой (в том числе семейный) подход; во-вторых, на следующие способы: консультативный, коррекционный (тренинговый) или психотерапевтический (суггестивный).

Главной мишенью психологического воздействия при работе с больными алкоголизмом является психологическая зависимость от алкоголя, влечение к употреблению спиртных напитков. По мнению большинства исследователей, психологическая коррекция влечения к алкоголю происходит комплексно и на различных уровнях психической деятельности. На когнитивном уровне это преодоление анозогнозии, на уровне самосознания — влияние на самооцен­ку и самоуважение, на эмоциональном — комплексное лечение аффектив­ных нарушений, на уровне поведения — изменение стиля и образа жизни и воздействие на среду пациента, на мотивационном — создание и укрепление мотивов, альтернативных по отношению к патологическому влечению к ал­коголю.

Из индивидуальных методик психотерапии отклоняющегося поведения в виде алкогольной зависимости наибольшее распространение имеет метод суг-

276

Глава 9. Психологическая и психофармакологическая коррекция и терапия

гестивного воздействия в форме эмоционально-стрессовой психотерапии (раз­личные виды и формы т. н. «кодирования»), носящей либо непосредствен­ный (директивный), либо опосредованный характер. В связи с низкой эффективностью терапии алкоголизма с помощью традиционных для нарко­логической практики методов и способов (условно-рефлекторной психоте­рапии, аверсивной терапии) лидирующую позицию начинает занимать сис­тема опосредованной психотерапии. Под опосредованной психотерапией понимается «комплекс разнообразных манипуляций (от ритуальных до хи­рургических), несущих особую психологическую нагрузку, направленную на повышение внушаемости при выработке и закреплении в сознании больного определенной лечебной установки —терапевтической доминанты» (А. Г. Гоф­ман, А. Ю. Магалиф). В основе опосредованной психотерапии алкоголизма лежит комплекс запретительных мер, нацеленных на выработку у пациента опасения неминуемых тяжких расстройств здоровья в случае возвращения к употреблению спиртных напитков. К этой группе терапевтических меропри­ятий относятся такие, ставшие известными методы, как метод «кодирование» по А. Р. Довженко в различных модификациях, акупунктура, «Торпедо», «Про-лонг-2» и другие.

Наряду с некоторыми положительными сторонами перечисленных мето­дик, например быстротой процедуры («критерий одномоментности»), воз­можностью амбулаторного лечения и даже «терапии на дому» за годы их прак-тикования обнаружились и существенные негативные проявления. В первую очередь обращает на себя внимание негуманность подхода к терапии боль­ных алкоголизмом, оправдываемая тем, что «глубинный уровень психичес­кой зависимости от алкоголя делает недостаточно эффективным использова­ние моральных контрмотивов к употреблению спиртного». Однако, по нашему мнению, приведенное оправдание не вполне корректно, и негуманность прак­тикуемых терапевтом методов не может обосновываться трудностями при использовании в терапии алкоголизма моральных качеств больного.

Подавляющее большинство методик опосредованной психотерапии алко­голизма по сути своей использует аверсивный принцип — вызывание отвраще­ния к употреблению спиртных напитков. Если при классической аверсивной терапии у пациента формируют страх перед соматическими последствиями употребления алкоголя, то при опосредованной психотерапии — страх перед нарушением наложенного табу и возможными психическими осложнения­ми, что приводит к частому возникновению ятрогенных невротических рас­стройств и вторичных девиаций поведения. К недостаткам вышеуказанных психотерапевтических методов можно отнести и широко используемое шо­ковое (нередко сопряженное с болевым) воздействие в момент кодирования, а также третирование больных в связи с болезнью. В том же ряду находится и поддержание, а зачастую и продуцирование мифологического мышления па­циентов, убеждаемых, что «в их мозг вводится материализованный код, спо­собный сдерживать пагубное пристрастие».

Обнаружение негативных проявлений опосредованной психотерапии ал­коголизма стимулировало нас к созданию методики, которая могла бы избе-

277