Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
том 3 энц.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

Другие подходы

Выше нами рассмотрены наиболее рас­пространенные и общепринятые программы родительской учебы, предлагаемые социаль­ным работникам. Однако в большинстве слу­чаев мероприятия, проводимые в этой обла­сти, носят эклектический характер, включая в себя элементы, присущие различным теоре­тическим и практическим подходам. Так, не­которые преподаватели пользуются методи­кой Адлера в изложении Р. Дрейкурса и В. Сольца, тогда как другие используют ком­промиссные модели анализа и применяют концепции как рационального, так и эмоци­онального характера в дополнение к основ­ным способам налаживания общения и уре­гулирования проблем, присущим более традиционным программам. Такие модифи­кация и интеграция программ обычно проис­ходят в результате оценки потребностей кли­ентов з сочетании с интересами.

35

РОДИТЕЛИ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

квалификацией и взглядами социального ра­ботника.

Кроме того, во многих случаях содержа­тельная сторона обучения родителей фокуси­руется на одном конкретном предмете. Среди таких предметов, которые обычно препода­ются в рамках дидактических программ, — информация о развитии ребенка и уходе за ним, профилактика случаев плохого обраще­ния с детьми, основы полового воспитания, организация встреч в семейном кругу, методы убеждения и методика социализации отста­лых в своем развитии детей.

Направленность учебы родителей по группам

Исторически сложилось так, что боль­шинство родителей, желающих пройти обу­чение, исходят из общего желания улучшить свои отношения с детьми, приобрести конк­ретные навыки общения с ними и решения проблем. Но все чаще проводимые меропри­ятия имеют целью помочь отцам и матерям, испытывающим вполне конкретные трудно­сти со своими детьми. Примерами проблем, которые требуют помощи, могу*служить фи­зические и умственные отклонения, замед­ленное развитие речи и мышления, нервно-психическая анорсксия, фибринозный цистит, эмоциональная неуравновешен­ность, гиперактивность и агрессивность, пси­хосоматические недуги, усыновление ребен­ка или помещение его в воспитательное учреждение, детская ревность и конфликты между детьми. На практике каждая конкрет­ная потребность или проблема ребенка может стать основанием для организации родитель­ской учебы.

Хотя подростковый возраст сам по себе проблемой не является, социальные работни­ки в школах и психиатрических заведениях и департаменты социальных услуг часто со­ставляют специальные программы занятий, посвященных специфическим потребностям и конфликтам, присущим этой возрастной группе. В начале 70-х годов подростки нахо­дились в центре внимания создателей феде­рального фонда обучения родителей. В. Крю-гер (1973) констатировал: "Поскольку на школы традиционно возлагалась ответствен­ность за систематическое формальное обра­зование в нашем обществе, мы утверждаем, что развитие системы учебы для родителей па базе школы является необходимым для дости­жения главной цели — комплексных про­грамм обучения по вопросам воспитания де­тей".

Эти попытки государственных ведомств создать возможности для организации роди­тельской учебы на базе школы споткнулись о движение "назад к истокам" в системе образо­вания. Однако занятия для будущих отцов и матерей все же включены в учебные планы школ в виде таких предметов, как экономика домашнего хозяйства, правила общежития, психология, социология и медицина.

Еще одна группа лиц, для которых прово­дятся занятия социальными работниками, со­стоит из родителей, имеющих собственные специфические проблемы, склонных к пло­хому обращению с детьми, разведенных или живущих раздельно, приемных родителей и их супругов, одиноких отцов, эмоционально неуравновешенных людей. И когда некото­рые из них просят помочь им найти общий язык с детьми, то дело часто начинается с того, что им дают совет, как справиться с соб­ственными проблемами прежде или одновре­менно с попытками заниматься своими деть­ми. По отношению к этой группе в большей мере, чем к любой другой, должно приме­няться обучение, носящее характер терапии.

Рассматривая разнообразные варианты родительской учебы и группы клиентов, для которых она предназначена, мы убеждаемся, что выбор среди множества программ базиру­ется на их содержательной стороне. М. Файн и К. Браунштейн (1983) в этом отношении выделяют: 1) привитие навыков, 2) сообще­ние информации, 3) разрешение проблем и 4) развитие личности.

Кроме того, многие формы учебы родите­лей соотносятся с теми факторами, которые необходимы для здорового социального и эмоционального развития ребенка. С. Купер-смит (1967) в своем исследовании факторов, от которых зависит чувство собственного до­стоинства ребенка, ставит их в зависимость от создания среды, полностью положительно воспринимаемой ребенком. Он также четко обозначил границы допустимого в поведении детей и высказался за предоставление им сво­боды в пределах этих границ. Другая тема в занятиях для родителей отражает сдвиг в под­ходах от ориентации на исход с одним побе­дителем и одним побежденным к поискам вы­хода, при котором выигрывают обе стороны, к модели согласия в человеческом общении. Эти ценности и вытекающие из них практи­ческие рекомендации включены в большин­ство учебных программ для родителей в Сое­диненных Штатах.

Родительская учеба преимущественно зедется но группам. При этом социальный работник представляет информацию о вспро-

РОДИТЕЛИ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

22

се, а затем организует дискуссию и практиче­ские занятия. Следует ожидать, что профес­сионалы, освоившие специфику и методы ра­боты с группой, умеющие учитывать культурные различия, смогут эффективно вести занятия с родителями, используя лю­бую из концепций, упоминавшихся выше. Для успеха учебного процесса особенно важ­но, чтобы инструктор умел моделировать применение навыков и подходов, характер­ных для той программы, которую он пред­ставляет.

Занятия с родителями могут также прово­диться по месту их работы или на дому. Этот способ часто применяется для учебных про­грамм, основанных на бихевиористских кон­цепциях.