Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология-Курс лек-2008-Карпухин.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

2. Механизм реализации властных отношений

Функционирование политической власти можно охарактеризовать тремя направлениями. Первое направление образуется отношениями субъекта политики и той социальной общности, интересы которой он представляет. Это "ось представительства". Второе направление представляет собой многообразные отношения субъекта политики и социальных институтов общества, властвующей элиты. Это "институциональная ось". Третье направление включает "технологию" решения субъектом политики встающих перед обществом проблем. Это "ось политической деятельности".

Каждое из этих направлений упирается в субъекта политики. Им могут быть политические лидеры, большие социальные группы, партии, государства, удовлетворяющие следующим условиям: самостоятельно принимающие решения, имеющие средства и возможности их реализовать, отвечающие за свои действия перед определенной инстанцией.

В рамках каждого из этих направлений действуют свои механизмы реализации властных отношений.

Взаимоотношения политического субъекта и тех общностей, на которые он опирается, позволяют понять происхождение политической власти и истоки политики. Политические отношения возникают там, где из миллионов выделяем индивид, принимающий решения, касающиеся судеб этих миллионов. При этом людьми признается право индивида на принятие такого рода решений, т.е. данный индивид является представителем людей, которые его избрали. Отношения представительства предполагают, что люди, выдвинувшие индивида, представляют собой общность, образуемую объективными связями и способом осознания себя в мире. Индивид, претендующий на представительство данной общности, признаётся её членами как свой. Благодаря своим представителям социальная общность осознаёт себя самостоятельно действующим субъектом, от решений и действий которого зависит жизнь всего общества в целом. Представители способствуют консолидации общности, задавая и легитимизируя определённые образцы политических отношений. Идентификация члена общности с политическим субъектом - важнейший путь приобщения к политическим процессам, а положение субъекта политики как представителя общности, от имени которой он выступает на политической арене, даёт основание быть таковым.

Способы взаимосвязи политического субъекта со своей общностью могут быть самыми разнообразными. Так харизматическое лидерство предполагает непосредственную и эмоционально окрашенную связь его с общностью. В любом случае, если последний не выступает от имени тех или иных общностей, он и не воспринимается как политический субъект.

Отношения представительства реализуют как интересы общности, так и индивида. Политик, действуя от имени других, преследует и собственные цели. Степень расхождения интересов общностей и целей, преследуемых политиком, обнаруживается, как правило, со временем, когда события уже произошли. Однако политик вынужден принимать стереотипы своей общности для того, чтобы быть понятым.

Наивысшей степенью влияния обладает политический лидер, находящий такие формы выражения интересов общности, которые являются одновременно и общезначимыми и привлекательными. В этом случае его инициативы и деятельность находят поддержку людей, выступают стимулами, побуждающими их к участию в политическом процессе. Влияние - важнейший фактор мобилизаций общности на борьбу в защиту интересов. Используя его, политический лидер может превратить общность в политического субъекта, который выходит на политическую сцену в качестве грозной политической силы.

Социальные общности могут выступать непосредственными политическими субъектами во время митингов, восстаний, революций. В период нормального политического процесса общности участвуют в нем опосредованно через своих представителей. Непосредственное волеизъявление общностей жестко регламентируется избирательным законодательством, Отношения представительства и влияния изменчивы, динамичны, зависят от множества факторов социальной среды. Однако люди передают свои возможности решать проблемы, на некоторых основаниях. А лица, претендующие на статус политического субъекта, предлагают членам своей общности программы решения общественных проблем. Программа является в этом случае оформлением неких возможностей, т.е. предлагается "лучшее будущее", которое выглядит более привлекательно, чем настоящее. Программа должна содержать те возможности, которые соответствуют жизненному опыту и здравому смыслу людей. Важным является и то, что ее приемлемость определяется, удостоверяется личностью политического субъекта. Для того чтобы люди приняли его программу, личностные качества субъекта политики, образ жизни, общественная активность должны свидетельствовать о нем, как о надёжном человеке. Таким образом, политический субъект персонифицирует возможности решения общественных проблем, делая их зрелыми и доступными осмыслению.

Возможностям для более полной реализации отношении представительства и влияния соответствуют политические отношения достаточно высокого уровня развития. Такой уровень предполагает самостоятельность и независимость политических субъектов их равноправие, систему норм регулирующих их деятельность и отношения друг к другу, наконец, общепринятую систему ценностей как основу для достижения согласия между ними.

Субъект политики для укрепления своего положения в обществе, а следовательно, и в своей общности, вынужден налаживать отношения с другими политическими субъектами и более широко - с субъектами, обладающими экономической и военной властью, известностью, международным авторитетом и т.п. За каждым из них стоят определенные могущественные института и организации, являющиеся основанием его власти. Поэтому для анализа властных отношений политического субъекта необходимо исследовать его отношения с элитой, обладающей различными формами власти, а также изучить место политического субъекта в системе институтов управления, и прежде всего в системе государственных институтов. Рассмотрим лишь наиболее общие определения.

Исследуя отношение политического субъекта к "властвующей элите", следует учитывать, что она подразделяется на "открытую" и "закрытую" элиту. Первая допускает стихийный, самодеятельный приход новых членов, осуществляет саморегуляцию сообщества, подвергая преследованию членов, нарушающих установленный порядок. "Закрытые" элиты, как правило, регулируют мобильность своих членов посредством специальных органов. Самостоятельно ни прийти, ни выйти из них нельзя. Номенклатура относится к "закрытому" типу элиты, которая полностью огосударствлена и довольно жестко регулируется. В "закрытых" элитах личные достижения имеют большое значение. Но предпочтение отдается преданности системе, абсолютной исполнительности. "Закрытые" элиты, как правило, имеют тенденцию вырождения в клики.

Принадлежность к "открытой" элите определяется экономическим весом, политическим статусом, славой и известностью. Приоритетной ценностью здесь является высочайший профессионализм в своей области. "Открытая" элита публична, её члены известны, являются объектом исследования учёных и давления общественного мнения. Поэтому она заботится о своем авторитете.

В рамках взаимодействия внутри элиты власть представляется как участие в принятии управленческих решений. Динамика внутри властвующей элиты определяется борьбой отдельных её членов и группировок за участие в принятии решений. И чем больший объем решений контролируется данной группировкой иди отдельным членом элиты, тем выше их статус в обществе, а следовательно, и возможности оказывать влияние на собственные общности и все общество в целом. Эта борьба может привести к нарушению политической стабильности, поэтому члены элиты стремятся прийти к согласию относительно сфер влияния и характера принимаемых решений. В результате этого складывается относительно устойчивая структура управленческих взаимодействий. Элементами этой структуры выступают статусы, занимаемые членами элиты как представителями своих общностей и организаций. Каждому статусу соответствуют определенные должности в государственных структурах, корпорациях, финансовых и правовых органах, в науке и образовании, средствах массовой информации, сфере искусства, религиозных и общественных организациях. Исследование элиты с точки зрения структурно-функционального подхода позволяет описать ее как дифференцированное целое, выполняющее функции социального управления и легитимизации основополагающих ценностей общества. Это позволяет понять функции тех или иных должностей, реальный статус лиц, которые их отправляют. Это помогает раскрыть характер и типы управленческих решений, а также причины отсутствия тех или иных типов решений.

Описать взаимодействие в рамках властвующей элиты можно, используя различные модели.

Первая модель выявляет среди членов элиты субъекта с решающим голосом - "тирана". В рамках этой модели доступ к принятию решений определяется прежде всего близостью к "тирану": каждый из членов элиты стремится оттолкнуть других и завоевать его доверие и возможность постоянно находиться рядом с ним. Важное значение для члена элиты имеет способность отгадывать желания и намерения "тирана" и быстро их исполнять. Не менее важной является способность облекать собственные цели в форму намерений "тирана", В данном случае власть распределяет он. Близость к нему обменивается на влияние и статус. Поэтому взаимодействие в рамках элиты характеризуется высокой степенью риска для каждого из ее членов.

Вторая модель представляет меньшую степень риска для членов элиты в которой доминирующее место занимает государство. Оно допускает гораздо большую степень свободы для членов элиты, выражающуюся в возможностях как бороться друг против друга, так и вступать в коалиции. Государство в рамках этой модели легитимизирует установившиеся правила игры среди властвующей элиты и контролирует их соблюдение каждым из участников. Место члена элиты в должностной иерархии государственного устройства определяет выигрыш, так как именно должность обеспечивает влияние и статус члена элиты в обществе. При этом имеют значение предприимчивость, образование, известность, богатство и т. п. В рамках данной модели взаимодействий эти качества рассматриваются как принадлежащие "сфере частного" в отличие от "сферы всеобщего", распорядителем которого выступает государство.

В рамках третьей модели общие правила игры могут быть предложены каждым из ее участников. Эти правила принимаются в том случае, если представляются другим участником игры выгодными или по крайней мере приемлемыми для них. Выигрыш в игре, где правила постоянно меняются, состоит в том, чтобы предложить выгодные для всех участников или для большинства из них правила, но при этом самому получить наибольшую выгоду. В данной ситуации на первый план выдвигаются такие качества, как предприимчивость, компетентность, профессионализм, известность и др.

Для каждого из участников игры риск оказаться вне элиты велик, однако статус вышедшего из элиты члена в обществе все равно высок благодаря накопленным способностям и части оставшихся связей. В ситуации постоянно меняющихся правил принципиальное значение имеет наличие общей ценностной структуры, разделяемой всеми членами элиты и задающей критерии оценки каждого из ее членов.

Административно-правовая надстройка для обслуживания интересов элиты не возникает автоматически. Общественный характер власти на этом уровне проявляется обусловленностью способа властвования способом обмена таких ресурсов, как влияние (неформальный ресурс), должность (формальный ресурс), статус (неформально-формальный ресурс). На этом уровне власть выступает более реальным образованием: участие в принятии решений властвующих субъектов, за спиной которых стоят социальные общности и институты, и которые готовы воспользоваться государственными органами и общественными институтами для реализации своих интересов, и задает то поле напряжений, на котором разворачивается политическая деятельность, описываемая в рамках третьего измерения власти.

В рассмотренных моделях политическая власть представлялась как взаимодействие отношений влияния - давления, складывающихся в борьбе за участие в принятии управленческих решений. Однако властные отношения должны реализовываться политическим субъектом в общезначимых. Результатах. Поэтому на уровне практики власть представляет собой реализацию политическим субъектом целей.

Различают два вида практики: предметно-практическую - деятельность, направленную во внешний по отношению к субъекту мир и социальную практику: деятельность, ориентированную на преобразование отношений между субъектами. Аналогичным образом можно представить и политическую практику как деятельность, связанную с преобразованием социальной среды, и как деятельность субъекта политики, направленную на завоевание своего места среди других политических субъектов. Каждый из этих видов деятельности требует от субъекта политики особых качеств и способностей, различных типов поведения.

Первый вид политической практики направлен на решение социальных проблем, создающих социальную напряжённость, дестабилизирующих общество. Они связаны с регулированием отношений между классами, нациями и национальностями, конфессиональными, профессиональными и другими общностями. Решение этих проблем направлено на поддержание общественного порядка и создание условий для взаимодействия различных социальных общностей. Политик при этом изучает ситуацию с точки зрения интересов своей общности, формирует концепцию решения проблемы, контролирует ее выполнение. Особое внимание при этом уделяется негативным последствиям от действия социального механизма для членов своей группы. Основная задача политика в данной ситуации состоит в отслеживании интересов своей общности при необходимости мобилизации её на защиту решений. Решение социальной проблемы предполагает наличие у политика ресурсов: материальных, человеческих, информационных, финансовых и др. Для доступа к этим ресурсам необходимо привлечь на свою сторону других политических субъектов, членов элиты. Мобилизация членов своей общности на поддержку предлагаемых решений, завоевание доверия членов других общностей является не менее важным моментом.

Политическое сообщество делится на группировки, партии, союзы, коалиции. Образования, которые взаимодействуют по поводу решения социальных проблем, и определяют содержание политического процесса. Политический субъект для реализации собственных инициатив вынужден вступать в различные объединения.

Анализ политической практики требует учета двух важнейших форм ее организации - технологии и стратегии, каждой из которых присущ свой тип рациональности. Они являют собой определенную последовательность действий по достижению намеченных результатов. В политической технологии последовательность действий организуется вокруг цели, а в политической стратегии организующим началом являются способы и методы работы в рамках стратегии необходимо учитывать конкретно-исторические особенности ситуации. Политическая технология предполагает логику действий, последовательность. Действенность целей в значительной степени определяется обликом политического субъекта. Политическая технология вне субъекта требует подчинения "логике дела" любого субъекта, заинтересованного в достижении результатов.

Эти две формы организации политической деятельности взаимно дополняют друг друга, и чрезмерное преувеличение значения каждой из них чревато опасными последствиями. Увлечение стратегией ведет к деформации способа работы, снижает эффективность действия многих инструментов политической практики. Экспансия "технологии" приводит к подчинению цели средствам, что проявляется в бюрократизации политической деятельности, давлении формы на содержание. Поэтому искусство политики определяется способностью найти тот вариант соотношения политической технологии и стратегии, при котором достижение результатов способствует повышению статуса и влияния политического субъекта. Изложенные модели могут служить методологической основой для проведения определенных эмпирических исследований.