Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология-Курс лек-2008-Карпухин.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать

2. Понятие и основные черты политической социализации.

На всех фазах и ступенях своего развития политическая культура общества выполняет одну из важнейших своих функций — политическую социализацию личности. Говоря иначе, вхождение человека в политику, его подготовка и включение в отношения власти осуществляются по мере и в процессе усвоения им господствующих культурных ориентиров и норм, ценностей и образцов политического поведения. В свою очередь, политическая социализация включающихся в политическую жизнь новых поколений обеспечивает преемственность политического развития общества и, как правило, позволяет достигать того минимального консенсуса между государством и гражданином, который гарантирует стабильность режима правления.

Сложный и исключительно многогранный процесс усвоения личность содержания политической культуры в настоящее время не дает возможности достоверно и полно осветить все стороны и аспекты политической социализации. Существуют весьма различные интерпретации этого явления в политической теории. Большинство ученых сходится в том, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых и общеколлективных ценностях, нормах статусного и ролевого политического поведения. Важнейшими функциями политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там специализированные функция по управлению делами общества и государства.

Длительное время при изучении процесса политической социализации акцент делался на усвоении человеком специальной информации как главном условии его ориентации в отношениях власти, а также на формировании адаптации к политическому режиму как наиболее важной из выполняемых ею задач. Впоследствии понимание политической социализации усложнилось, большее внимание стало уделяться качествам, характеризующим обратную связь личности с политической системой, т.е. ее способности к самостоятельной переработке получаемой информации, творческому использованию опыта в индивидуальном поведении и т.д. Таким образом, для политической социализации приобрело значение не только, что и как усваивается индивидом, но и каким образом интериорно значимые идеи реализуются в его поведении. Для политической социализированности индивида важно знать, как он ведет себя на выборах, действует при принятии решений, осуществляет функции политического лидера и т.д.

В конечном счете политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует переход требований политической системы во внутреннюю структуру личности в форме определенных норм. ценностей, ролевых ожиданий и проч., а с другой, демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и воззрения, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Поэтому влияние общества на политические качества личности, а также контроль политической системы за ходом политической социализации ограничен внутренними убеждениями и верованиями человека.

Конечно, в каждом конкретном обществе существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, обеспечивающие формальную и неформальную, явную и скрытную передачу традиций и приобщение к доминирующей политической культуре. Вместе с тем, можно говорить и об универсальных социальных и политических институтах, неизбежно включенных в политическую .социализацию членов общества. В качестве таких общезначимых институтов политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные и партийные (а также религиозные) организации и отдельные политические события.

В каждой стране роль, значение и направленность действия данных институтов политической социализации могут существенно различаться. В частности, в России начальная стадия становления многопартийной системы практически выключает партийные ассоциации из процесса передачи политического опыта и научения навыкам политических действий для большинства населения страны. Памятуя о потестарном характере социальных воззрений большинства граждан, видимо, есть основания сомневаться и в эффективности политического влияния такого института, как семья. В то же время повышенная конфликтность нынешнего политического процесса дает основания отметить решающую роль в политической социализации населения различных политических событий, конкретных социальных акций, сказывающихся на общественном положении наций, классов, слоев. Заметна и большая роль средств массовой информации, выступающих по сути важнейшим фактором, инициирующим потребность граждан в политическом участии.

Различные общественные события, имеющие для человека личностную значимость (например, безработица, репрессии властей или же разочарования в обнадежившем было лидере, общая неудовлетворенность жизнью и проч.), могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для восприятия человеком тех или иных ценностей, а также форм его отношений с властью. Учитывая же неоднозначный характер влияния социальных и политических явлений на представления и ценностные ориентации человека, можно отметить, что политическая социализация является процессом одновременного обретения и утрачивания тех или иных оценок, суждений, а в конечном счете, и реальных качеств личности как политического субъекта.

Эффективность освоения человеком политических ролей, приращения специальных знаний и другие положительные результаты политической социализации непосредственно зависят от взаимодополняемости и внутреннего соответствия влияния всех факторов и институтов политической социализации.

Поскольку обретение и утрата политических качеств человеком не ограничена во времени и пространстве (за исключением продолжительности жизни самого человека), то и политическая социализация представляет собой непрерывный и постоянный процесс. Для обозначения же качественно отличных ее фаз и этапов принято выделять первичную и вторичную политическую социализацию, различия между которыми обусловлены действием трех переменных: возраста человека, наличия у него того или иного субъективного политического опыта и способности к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.

Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с трех-пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которое постепенно формирует у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Американские ученые Истон и Денис различают четыре важнейших аспекта и стороны этой стадии политической социализации:

1. Прежде всего, по их мнению, это область непосредственного восприятия политической жизни, информацию о которой ребенок черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. На этой почве у него осуществляется персонализация политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образами контакта с политической системой. Такими фигурами могут стать президент страны или полицейский, которых ребенок часто видит на экране телевизора или около своего дома. На основании оценки их поведения ребенок как бы становится участником "политической игры" и в результате постепенно усваивает ту или иную схему поведения по отношению к властям. Уже здесь политика может восприниматься как форма борьбы за господство или как способ достижения законных целей. Таким образом, учась любить или ненавидеть различные политические образы, ребенок идеализирует политику. Впоследствии по мере усложнения политической кабины и перехода к надличностному видению политики ребенком первичная политизация предстает как институализация его свойств и качеств.

Многочисленные исследования процесса первичной социализации показывают, что для получения позитивных результатов крайне необходима определенная последовательность в индивидуальном освоении социокультурных норм. Естественность же постепенного включения в политическое пространство предусматривает первоначальное восприятие ребенком опыта и традиций в т.н. остенсивных, формах, в которых получаемая информация неразрывно соединена с бытовым опытом, авторитетом "учителя", примером деятельности старших. Только на этой основе "растущее" сознание оказывается способным к восприятию императивных суждений и оценок (норм, предписаний, требований), а впоследствии и аксиологических воззрений (ценностей, идеалов, принципов).

Предельно важно, чтобы первоначальная социализация не начиналась с идеологизированных образов и понятий. Жесткость идейных постулатов, хотя бы в малейшей степени расходящаяся с реальными общественными отношениями, в глазах ребенка подорвет достоверность "взрослой жизни". Расхождение идеологических норм с жизненными реалиями поставит под сомнение культурное значение имеющегося в распоряжении общества опыта, омертвит для вступающего в жизнь человека его нормы и традиции. Это неизбежно заставит ребенка имитировать требуемые нормами идеологии формы мышления и поведения, заложит в его политических генах прообразы контркультурного поведения. Коротко говоря, приоритет идейно ориентированных норм и традиций при первичном восприятии ребенком социокультурных ценностей неизбежно деформирует индивидуальные механизмы трансляции политического опыта и ведет к расхождению культурных ориентаций человека и политических реалий.

2. Вторичный этап политической социализации наступает тогда, когда формы и способы усвоения человеком политической информации, а также овладение специализированными ролями в сфере власти осуществляются им по преимуществу независимо от давления группового сознания или политической ситуации. Поскольку степень такой независимости может быть различной, а самостоятельность относительной, то и во вторичной социализации можно выделять различные фазы, характеризующие, к примеру, этап активной реализации позиции личности или же ступень) корректирующую ее представления по тем или иным вопросам.

Вторичная политическая социализация характеризует способности личности к самостоятельному производству различного рода ценностей, установок и норм, а в общем смысле — и к созданию новой индивидуальной политической культуры (субкультуры).

В настоящее время на основе социо-культурных и психополитических исследований в политической науке выделены наиболее существенные типы и модели политической социализации:

— гармонический тип политической социализации, отражающий складывание психологически нормальных отношений человека и институтов власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям;

— гегемонистский тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме "своей";

— плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам;

— конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе .

Вышеназванные типы политической социализации раскрывают вертикальную взаимосвязь личности и господствующих норм политической культуры, подкрепленных деятельностью официальных институтов власти и сложившимися политическими отношениями. Вместе с тем, для понимания отличительных черт политической социализации важно знать и учитывать особенности формирования политических взглядов и ориентиров, "предлагаемых" человеку различными группами, многообразными связями гражданина и государства, а также моделями политического участия, носящими частный, специфический характер. Такой "горизонтальный" выбор политических альтернатив, временная, промежуточная ориентация на те или иные идеи и суждения как нельзя лучше подтверждают поисковый, экспериментальный характер самой политической культуры. Ведь до того, как человек обретет устойчивые ценностные воззрения, он должен неизбежно пройти через какие-то увлечения нестандартными идеями, оценками и представлениями. И только на такой основе — без привычных для тоталитаризма обвинений в "политической измене" — человек может осуществить свою личностную идентификацию, нащупать те культурные ориентиры, которыми станет руководствоваться при защите своих интересов в отношениях с властью. И только в этом случае можно утверждать, что политическая социализация выполнила свою главную функцию — сформировала самостоятельного и ответственного субъекта политики.