Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книгин А.Н. - Учение о категориях. Учебное пособие.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
1.53 Mб
Скачать

12.2. Историко-философские сведения

Не рассматривая проблему подробно, Аристотель высказывает важную мысль: «определение неизбежно предполагает вещь как нечто сложное и заставляет различать в ней материю и форму». То есть он полагает, что простое как таковое не мыслимо, а сложное мыслится как составное, имеющее части. Такое понимание сложного обыденно.

Однако, само представление о многообразии, которое дано нам в восприятии, в том числе о внутреннем многообразии /составности/ отдельной вещи, направляет мысль на поиск простого. Кажется очевидным, что части проще целого. Возникает вопрос: можно ли в процессе деления придти к абсолютно простому? Античная философия в весьма существенной доле занималась именно тем, что искала простые основания сложных вещей и единое основание многообразия. Такова интенция идеи атома /неделимого/ у Демокрита и идеи Единого у Платона. Стихии так называемых «первых философов» (Фалес и др.) тоже мыслились как простое. Анализ возникавших при этом проблем составлял существенную часть античного и средневекового философствования.

В принципиальном общелогическом плане проблему поставил Кант в формулировке второго противоречия.

Суть его в том, что сталкиваются тезис «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого» и антитезис «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого» /3, с.с.410, 411/.

Идея бытия сложного здесь не обсуждается, наличие в мире сложных вещей /субстанций/ принимается как очевидный факт. Само сложное понимается как составное, сложенное из другого. Проблема заключается в том, существует ли простое. Оно понимается в оппозиции к сложному, как не составное, не имеющее частей. Кант подвергает сомнению уверенность античных философов в том, что простое должно быть. Приведя аргументы в пользу той и другой позиции, он приходит к выводу, что средствами чистого разума вопрос не может быть решен. Остается опыт. Но:

«существование безусловно простого нельзя доказать никаким опытом или восприятием, …поэтому безусловно простое есть только идея, объективную реальность которой нельзя доказать никаким возможным опытом» /3, с.413/.

Для Канта простое и сложное не категории /их нет в его таблице/. Он отрицает существование простого, но тем самым идея сложного становится логически бессодержательной.

Гегель обсуждает понятия простого и сложного в связи критикой кантовского доказательства второго противоречия, но, с логической точки зрения, его позиция по существу та же, что у Канта, только опирается не на анализ опыта, а на анализ понятия. Гегель говорит, что если указать признаки простого понятия, оно уже сложно. Если не указать – понятие не отчетливо. Простота неопределенна. При этом он высказывает ценную мысль, что недостаточно говорить о некоем абсолютно простом, а у каждого сложного есть свое простое. Здесь мысль приближается к логическому смыслу этих понятий, так как они видятся как взаимоопределяемые.