Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
etica_i_estetika.rtf
Скачиваний:
50
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Тема 7. Искусство как эстетический феномен

7. 1. Принципы классического искусства

Искусство – это один из универсальных способов конкретно-чувственного выражения эстетического опыта с помощью художественных принципов. Главная цель искусства – активизация эстетического сознания субъекта восприятия вплоть до достижения им катарсиса – эстетического наслаждения. Искусство является одним из центральных объектов эстетики. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические функции, но религиозные, политические, этические и др.

Современная наука относит происхождение искусства как специфической человеческой деятельности ко временам формирования человека как homo sapiens, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития этого вида человека усматривают именно в искусстве. В античном мире термином “искусство” обозначали всю широкую сферу искусной практической и теоретической деятельности людей, которая требовала определенных практических навыков, обучения, умения и т.п. Поэтому в разряд искусства попадали и типичные ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т.п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и собственно то, что новоевропейская эстетика отнесла к искусству, т.е. “изящные искусства” (поэзия, драматургия, испол­няемая музыка, живопись, архитектура), искусства как концентри­рованное выражение эстетического опыта. .

Античность более или менее единообразно видела происхожде­ние искусства именно в божественном. Уже греческий поэт Эпихарм писал, что все искусства происходят от богов, а не от человека. Достаточно распространенной была легенда, развитая Эсхилом, о том, что секрет искусств принес людям Прометей, выкравший его у богов. Среди людей наиболее последова­тельными и вдохновенными создателями искусств античность из­давна почитала поэтов, музыкантов, танцоров, принимавших активное участие в организации религиозных культов. Считалось, что они получают свои знания непосредственно в энтузиастическом экстазе у дочерей Зевса муз, Аполлона и других богов.

Арис­тотель в большей мере относил искусство к человеческому разуму, складу души, “истинному сужде­нию”, направленному на созидание того, чего еще нет и что не может возникнуть само естественным путем: “это некий причаст­ный истинному суждению склад души, предполагающий творчест­во”. Искусство дополняет природу там, где природа оставила лакуны, и его продукты равноценны.

Античные мыслители попытались раскрыть и основные принципы искусства. Они пришли к выводу, что основу искусства как особой человеческой деятель­ности составляет мимесис – специфическое и разнообразное подражание. Исходя из того, что все искусства основываются на мимесисе, самую сущ­ность этого понятия мыслители античности истолковывали по-раз­ному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает “гармонии небесных сфер”; Демокрит был убежден, что искусство в широком его понимании (как продуктивной творческой деятельности челове­ка) происходит от подражания животным (ткачество от подражания пауку, домостроительство – ласточке, пение – пти­цам и т.п.). Более подробно теория мимесиса была разработана Платоном и Аристотелем. При этом термин “мимесис” наделялся ими широким спектром значений. Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, например, может подражать истине и благу. Однако обычно искусства ограничивают­ся подражанием предметам или явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их ограниченность и несовершенство, ибо сами предметы видимого мира он понимал лишь как слабые “тени” (или подражания) мира идей.

Собственно эстетическая концепция мимесиса принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отображение действительности (изображение вещей такими, “как они были или есть”), и деятельность творческого воображения (изображение их такими, “как о них говорят и думают”), и идеализацию действительности (изображение их такими, “какими они должны быть”). В зависимости от творческой задачи художник может сознательно или идеализировать, возвысить своих героев, или представить их в смешном и неприглядном виде, или изобразить их в обычном виде. Цель мимесиса в искусстве, по Аристотелю, – приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.

Впоследствии этой концепции придерживались художники и теоретики искусства Возрождения и классицизма. В Средние века миметическая концепция искусства характерна для западноевропейской живописи и скульптуры, а в Византии господствует ее специфическая разновидность – символическое изображение.

Ощущая принципиальное различие между отдельными родами искусств, античные мыслители предпринимали многочисленные попытки их классификации, которые фактически продолжаются в эстетике до настоящего времени. Софисты делили искусства на две группы: служащие для пользы и для удовольствия. Этого разделения придерживался при оценке социальной значимости искусства и Платон, а вслед за ним стоики. Они высоко ценили утилитарные искусства (т.е. науки и ремесла в соврем понимании), приносящие пользу человеку, служащие добродетели и с пренебрежением или осторожностью относились к неутилитарным (собственно искусствам), полагая, что от них может быть даже вред человеку, ибо они, как и поэты, в понимании Платона, отвлекают людей от полезной деятельности на благо государства.

Однако наиболее популярным и для античности, и для западного Средневековья стало возникшее еще в классической Греции деление искусств на свободные и служебные. К первой группе относили искусства, которыми прилично было заниматься только свободным гражданам полиса (или республики), т.е. умственные искусства и науки; ко второй — в основном ремесла, требующие приложения физических (часто рабских) усилий. Первые считались высокими, вторые низкими. К последним, в частности, относили нередко и живопись, скульптуру, архитектуру.

В период итальянского Возрождения мыслители начинают усматривать общность таких искусств, как поэзия, литература (выделяется в специальный вид искусства), живопись, музыка, архитектура, скульптура. Искусство начинают отличать от науки и от ремесла и усматривают в качестве его сущности эстетическую специфику. К середине XVIII в. это понимание искусства закрепляется специальным термином “изящные искусства”.

С этого времени в европейской культуре термином “искусство” начинают устойчиво обозначать именно “изящные искусства”, име­ющие главной своей целью выражение эстетического (т.е. акцент делается на неутилитарности, ориентации на возвы- шенном и эстетическом наслаждении).

И. Кант определял общий класс изящных искусств как “игру, т.е. как занятие, которое приятно само по себе” без какой-либо цели. Единственную цель этого класса искусств он видит в “чувстве удовольствия” и называет такое искусство “эстетическим”.

Гёте считал искусство произведением человеческого духа, подра­жающего в своей деятельности природе, и в этом смысле также и произведением природы. Однако благодаря тому что рассеянные в природе предметы гармонизированы в искусстве духом художника так, что “даже низменнейшие из них приобретают высшее значение и достоинство”, то художественное произведение несомненно “выше” природы”. Поэтому художник одновременно и раб природы, ибо вынужден действовать земными средствами, чтобы быть понятым, и ее господин, поскольку он) и т.п.

Гегель считал эстетику философией искусства, поэтому посвятил “Лекции по эстетике” всестороннему изучению этого феномена. Искусство понималось им как одна из существенных форм самораскрытия абсолютного духа в акте художественной деятельности. Критикуя упрощенное понимание миметического принципа искус­ства как подражания видимым формам реальной действительности, Гегель выдвигал в качестве важнейшей категории эстетики и предмета искусства не мимесис, а идеал, под которым имел в виду прекрасное в искусстве.

Итак, в результате долгих поисков сущности искусства европейская эстетика пришла к пониманию его как мимической (подражательной) деятельности, ориентированной на выражение красоты. Главным содержанием классического искусства при всей многообразной палит­ре его функций чаще всего выступал эстетический опыт, отожде­ствлявшийся на протяжении почти всей истории эстетики с красо­той, прекрасным, идеями “прекрасного или возвышенного. Отсюда и главный смысловой термин для искусства в новоевропейской эсте­тике: “изящные искусства”, “прекрасные искусства”, “эстети­ческие искусства”.

Большое внимание теоретиками искусства уделялось творцу искусства художнику, целям и назначению искусства, его месту и функциям в жизни людей, способам и методам создания произведения искусства. Художник понимался и как простой ремесленник, обладающий суммой навыков для создания предметов по определенным правилам; и как специфическое орудие божественного творчества, искусный посредник, с помощью которого высшие силы созидают нечто, необходимое людям на определенных этапах их исторического бытия; и как гениальный демиург, проникающий духом в высшие сферы бытия и воплощающий в своем творчестве полученные там “знания” путем творческой трансформации их в своем уникальном и неповторимом внутри мире; и как гений, одаренный богатым художественным воображением, созидающий свои собственные уникальные художественные миры, в которые открыт доступ только посвященным; и как одухотворенное существо, особым (художественным) образом осознающее и осмысливающее социальную действительность и изображающее ее в своих произведениях, ориентированных на конкретное (нравственное, религиозное, политическое и т.п.) совершенствование человека и общества в целом. Художник нередко понимался и как выразитель своих личных чувств, переживаний, эмоциональных настроений, которые так или иначе воздействовали на эмоциональную сферу воспринимающих его искусство.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]