Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все тексты фиц в одном.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
641.54 Кб
Скачать

2. Методология философского исследования информационной реальности

Развитие методологии философского исследования информационной реальности осуществляется во второй половине XX века. Эта работа явилась закономерной реакцией на более раннее формирование информационного подхода в науке. Первым шагом в методологии философского исследования информационной реальности явилось определение сущности информационного подхода на основе анализа его генезиса, этапов и условий развития в свое современное состояние. Как показали исследования, понимание информационного подхода эволюционировало и расширялось по мере осознания задач, которые предстояло решать с его помощью.

Становление информационного подхода происходило в начале XX века на первом «журналистском этапе» его эволюции. В то время информация, как центральное понятие информационного подхода, осознавалась как чисто социальное явление, как получаемые, перерабатываемые и передаваемые сведения о событиях общественной жизни и об окружающем мире. Так понимали информацию журналисты, специалисты средств массовой информации. Отсюда и название этапа — «журналистский этап». На этом этапе информационный подход еще не был осмыслен как общенаучный, он имел ограниченное применение — развивался в теории и практике журналистской работы как метод получения, обработки, распространения и изучения воздействия информации, содержащейся в массовых изданиях — газетах, журналах. Соответственно информационная реальность понималась здесь весьма узко — как средства массовой информации и печатная продукция, содержание массовых печатных изданий — газет, журналов, как сама журналистская и издательская деятельность. Итак, первоначально под информацией понимали лишь сведения, с которыми имеют дело журналисты. С таким пониманием информации и было связано первоначальное формирование информационного подхода в начале XX века.

На втором «коммуникативно-техническом этапе» информационный подход также находил довольно ограниченное специально-научное осмысление. Тем не менее в связи с бурным развитием технических средств передачи и приема информации (телеграф, телефон, радио и различные формы радиосвязи, телевидение) информационный подход получил более широкую и более глубокую разработку в теории и технике связи. Информационный подход теперь не только значительно расширился, так как он был распространен на технические средства и был связан с процессами передачи информации по техническим каналам, но и получил более глубокую разработку, так как включил исследование операций передачи, приема, накопления, кодирования, декодирования, хранения, понимания информации, определение ее объема и количества. В 1948 году К. Шенноном была предложена статистическая теория информации, в рамках которой информация понималась как мера количества неопределенности, которая исчезает после получения сообщения. По оценкам исследователей, в теории связи К. Шеннона была предложена теория информации, в рамках которой понятие информации впервые было эксплицировано логико-математическими средствами. Обратили внимание также на тот факт, что математическая теория информации К. Шеннона с его стержневым понятием меры количества информации была создана как ответ на запросы практики передачи информации в технике связи еще до возникновения кибернетики. Поэтому и на данном этапе информационный подход находил все еще ограниченное применение и осмысление. Он совершенно не распространялся на природу, имел узкие рамки применения в обществе и технике.

Во второй половине XX века начинается «междисциплинарный этап» в развитии информационного подхода, который продолжается до настоящего времени. На этом этапе информационный подход разрабатывается на всех трех уровнях «методологии философского и научного исследования», он впервые предстал как общенаучное явление. Оказалось, что разработка информационного подхода требует обращения не только к философским теориям отражения и развития, но и к методологии других общенаучных подходов — системного, эволюционного, синергетического, кибернетического, в частности — к теориям открытой системы, самоорганизации и самосовершенствования систем, организации и управления в системах.

Информационный подход становится одной из фундаментальных стратегий в методологии современной, постнеклассической науки, в соответствии с которой выявляется и изучается информационная природа бытия различных объектов, информационные процессы и структуры, их взаимосвязь с другими свойствами и процессами, место и роль информации в природе и обществе. Разработка информационного подхода на этом этапе предполагает создание и определение основных принципов и понятий, средств и приемов, гипотез и теорий для исследования информационного аспекта объектов самой различной природы, в которых получается, перерабатывается, хранится и используется информация. Вместе с тем информационный подход становится одним из способов решения биологических, социальных, технических, экологических, экономических, коммуникативных, управленческих и других проблем, который в данном случае существенно дополняет собственную методологию соответствующих наук — естественных, социально-гуманитарных, технических, экологических и др.

Особое значение информационный подход приобретает в условиях развертывания информационно-компьютерной революции и становления информационного общества. Его разработка на всех уровнях методологии самым непосредственным образом связана с процессами информатизации, электронизации, компьютеризации, с широким использованием информационных технологий в обществе. В настоящее время разработка информационного подхода имеет исключительно важное значение также в связи с теми возможностями, которые открываются с широким применением информационных технологий для решения важнейших задач общественного бытия, для интенсификации и оптимизации информационных процессов в обществе как необходимого условия социального и научно-технического развития, для решения глобальных проблем современности и задач достижения ноосферного состояния на земле.

Итак, с формированием в современной науке информационного подхода связано выявление и развитие представлений об информационной реальности как специфическом виде совокупной реальности, ее свойствах, структуре, основных процессах, а также с ним связано формирование соответствующих наук, в которых разрабатываются информационный подход и методы его применения в научном исследовании и в практической деятельности. На современном этапе формирования и развития информационного подхода значительную работу осуществили философы. Они обращались не только к анализу становления информационного подхода, но и самым непосредственным образом включились в работу по созданию общей теории информации, по определению границ и исследованию содержания информационной реальности. Это была совершенно необходимая работа на пути создания целостного представления об информационной реальности.

Создание целостного представления о формировании и содержании информационного подхода, а также о границах и структуре информационной реальности — необходимая и важная работа, однако она еще не в полной мере показывает всей специфики философской методологии. Кроме того, такой синтез достигается в значительной степени уже на уровне общенаучной методологии, в рамках общей теории информации. Принципиальная особенность философской методологии — исследование явлений через призму основного вопроса философии, т.е. с точки зрения принципов взаимосвязи и первичности-вторичности материального и идеального, бытия и сознания, материи и духа. Материализм и идеализм — два главных направления, изначально сложившихся в философии, две ее основные традиции, они и сегодня влияют на философский анализ информационного подхода и на философское исследование информационной реальности.

Так, например, использование методологии объективно-идеалистических и религиозно-философских учений приводит к расширению понятия информационной реальности за пределы физического мира. В данном случае понятие «информационная реальность» распространяется на вводимые в этих учениях трансцендентные объекты. Получается, что в идеалистических философских системах информационная картина мира включает трансцендентную (метафизическую) информационную реальность как первичную по отношению не только ко всем другим видам информационной реальности, но и в качестве первичной по отношению к бытию как совокупной реальности. Эта первичная трансцендентная информационная реальность выступает в виде мира идей, мирового духа, мировой воли и т.д.

В пантеистических философских системах мировой дух эволюционирует сам, информационно определяя целесообразное или «спонтанно-креативное бытие совокупной реальности. В религиозно-телеологических учениях Бог как целеполагающее начало находится вне мира и вносит цели в сотворенную для человека природу (трансцендентная телеология) или Бог предоставляет относительную самостоятельность каждому предмету природы, имеющему свою, внутреннюю целевую причину, которая есть источник бытия и развития (имманентная телеология). В идеалистических системах метафизическая информационная реальность выступает либо как целесообразно-разумное начало мира, разумная необходимость, закон, либо как непредсказуемая, хаотическая слепая воля, которые по-своему развертывают себя в мире. Соответственно, бытие как совокупная реальность, общественное бытие и индивидуальное бытие человека в той или иной степени направляются этой силой, либо слепо и принудительно, либо осознанно, в том случае, когда люди познают требования этой силы и действуют сообразно необходимости». Поэтому можно сказать, что представителями идеалистической философии формируется субстанциальный подход к пониманию информации как к надфизическому идеальному фактору, который и объявляется вместе с источником субстанцией бытия.

Наиболее ярко идеалистический подход к бытию и субстанциальный подход к информации проявился в творчестве пифагорейцев, Платона, неоплатоников, в учениях реалистов средневековой философии, пантеистов эпохи Возрождения и немецкого Просвещения, в идеализме Дж. Беркли, Г. Лейбница, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, в религиозно-философских учениях B.C. Соловьева, П. Тейяра-де-Шардена. В современных субстанциальных концепциях информационной реальности она предстает как семантическая, наделенная смыслом энергополевая основа мира, подобная «дао», пифагорейским числам, «логосу», миру идей в древней философии. Некоторые философы и ученые, вслед за выдающимся физиком XX века В. Гейзенбергом, провозглашают победу «живой и плодоносящей линии Платона» над «бесплодной линией Демокрита». С этой точки зрения мир высшей реальности — это мир эйдосов, идей, чисел, а вторичный мир материи — всего лишь размытая тень незримых протоструктур мирового разума.

В современных идеалистических системах утверждается о необходимости принципиального пересмотра физической картины мира: в идеалистических системах Вселенную предлагается рассматривать как живую систему, содержащую некий замысел, план; представители идеалистических учений происхождение жизни объясняют космически-духовным предопределением в духе креационизма; они рассматривают разумную жизнь как определенную космическим «кодом духа».

Соответственно в идеалистической философии к основным методам постижения нематериальной субстанции относят интеллектуальную, чаще — мистическую интуицию, веру, иррациональное предчувствие, понимание и т.п.

Материалистические учения традиционно ориентируются на научную методологию, на идеалы и нормы научного исследования. В материалистических философских системах субстанцией бытия считается материя или вещество, а информация рассматривается как одно из свойств движущейся и развивающейся материи, принимающее в обществе свой высший вид социальной информации. Под информацией в современном материализме понимается содержание отражения, выступающее в процессе использования этой информации как фактор самоорганизации и развития структур системы, а также как фактор действия, в процессе которого полученная и переработанная информация становится содержанием поведения и деятельности. В сложных самоорганизующихся системах информация является важнейшим фактором управления, здесь формируются обратные связи, учитываются ответные сигналы, в биологических системах цель — приспособление и выживание. В социальных системах информация и сознание как информационный механизм деятельности служат преобразованию окружающей среды, изменению условий бытия в процессе адаптивно-адаптирующей деятельности.

Различия во взглядах философов-материалистов связаны с неоднозначностью понимания информации и границ информационной реальности. Например, в рамках диалектико-материалистической философии на протяжении нескольких десятилетий не прекращается спор «атрибутистов» и «функционалистов» относительно природы информации и ее места и роли в структуре бытия. «Атрибутисты» рассматривают информацию в качестве всеобщего свойства материи, а «функционалисты» признают наличие информации только в самоуправляемых системах, т.е. на уровне живой материи, в обществе, в некоторых технических системах, и соответственно, они отрицают ее присутствие и использование в неживой природе. Заметим, что исследования философов — представителей как «функционального», так и «атрибутивного» понимания информации, явились основой становления общей теории информации и непосредственно повлияли на формирование общенаучной методологии исследования информационной реальности. В исследовании информационной реальности современный материализм использует основные принципы диалектического метода: объективности, отражения, всеобщей связи, развития, противоречивости, единства количественных и качественных изменений, отрицания, детерминизма, единства явления и сущности, единичного и общего, содержания и формы и др.

Методология философского исследования информационной реальности включает также ее анализ в соответствии с философскими основаниями — в онтологическом, гносеологическом, социально-философском, аксиологическом и других аспектах. Такое исследование информационной реальности в соответствии с философскими основаниями позволяет выявить различные аспекты ее целостности строения, функционирования и развития, конкретизировать основной мировоззренческий вопрос и сделать переход к исследованию информационной реальности с точки зрения соотношения и взаимосвязи в ней объективного и субъективного, изучать ее в контексте «мир — человек».

Кроме материализма и идеализма, в современной философии сформировались и другие парадигмы философствования, истоки которых также коренятся в древней философии, развиты Р. Декартом и особенно И. Кантом, И. Фихте, но вполне отчетливый и оформленный вид они обрели в философии XX века. Таковы парадигмы «онтологизма» («объективизма») и «антропологизма» («субъективизма»). С этими парадигмами связан еще один признак специфики философской методологии исследования информационной реальности. Его суть — в исследовании бытия и его фрагментов в связи с активностью человека, в плане взаимосвязи объективного и субъективного в человеческой деятельности и во взаимоотношениях человека с миром.

В основе парадигмы «онтологизма» («объективизма») — независимая от человека объективная логика бытия, с которой человек должен считаться и сообразовывать с ней свое сознание и свою деятельность. Предельной позицией «объективизма» в мире и в человеческой истории является фатализм. В основе парадигмы «антропологизма» («субъективизма») — активность и свободное творчество человека в мире, скептическое отношение или даже отрицание какой-либо объективной обусловленности человеческого бытия. Согласно взглядам представителей этого направления, все концепции бытия (философские, религиозные, научные) являются созданиями самого человека и все они имеют право на существование. Предельной позицией субъективизма в понимании закономерностей бытия и человеческой истории является крайний скептицизм, субъективный идеализм и волюнтаризм.

Обозначенные философские позиции непосредственно проявляются в понимании информации, информационного подхода и его роли в познании и проектировании, а также они определяют характер методологии социально-гуманитарных исследований отдельных видов информационной реальности. Например, при рассмотрении познания в информационном аспекте и с позиций «субъективизма» оно предстает не как отражение и выявление информации, содержащейся в познаваемых объектах, а как выбор и свободное творчество информации об объектах самим субъектом. Социальное проектирование в информационном аспекте и с позиций «субъективизма» следует традициям номинализма и субъективного идеализма, здесь свободной деятельностью человека-творца создается такая ситуация, которая оценивается в русской религиозной философии как «Человекобог».

Напротив, с позиций «объективизма» познание является выявлением и переводом связанной информации, содержащейся в объекте, в свободную информацию, представленную в знаковых системах и которой можно легко оперировать. Причем в случае субстанциальных концепций информации научное познание должно быть дополнено метафизическим постижением. Социальное проектирование, основанное на позиции «объективизма» и «атрибутивных» концепциях информации, имеет основой традицию умеренного реализма в материалистической интерпретации. При таком подходе возможен синтез информационного детерминизма и информационного свободного творчества, объективного и субъективного. Социальное проектирование, основанное на позиции «объективизма» и субстанциальных концепциях информации, приводит к ситуации, оцениваемой в русской религиозной философии как «богочеловечество». Такое проектирование строится не только на основе объективных научных знаний и свободных субъектных решений, но и с учетом герменевтики другого субъекта — Демиурга бытия. Таким образом, в концепциях «онтологизма» («объективизма») информационный подход может развиваться в традициях материализма или объективного идеализма.

Для преодоления двух крайностей «объективизма» и «субъективизма» в понимании информационного подхода современные философы занимаются поиском более адекватных форм взаимосвязи объективного и субъективного, детерминированного и свободного в человеческой деятельности, общественной жизни, в истории, а также разработкой соответствующих методов исследований.

Заключая, отметим, что, как и двадцать — тридцать лет назад, конкретные научные разработки и практическое использование информации по темпам своего развития значительно опережают философские исследования в этой сфере. И, как справедливо подчеркивается многими исследователями, информационный подход и теория информации не обретут целостности и совершенства, если не получат широкого философского осмысления.