Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все тексты фиц в одном.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
641.54 Кб
Скачать

3. Ценности информационной реальности

В современном обществе выделяется целый комплекс проблем, связанных с трансформациями, произошедшими в традиционных ценностно-нормативных системах. К таким проблемам можно отнести, во-первых, возрастание значения научной информации. Эта ценность определяется как современной научной парадигмой, внутренними задачами развития самой науки, так и практическими запросами современного общества. Во-вторых, происходит изменение в системе образования. На место системного образования, дававшего единое мировоззрение, приходит, по выражению А. Моля, мозаичная культура, состоящая из бессистемных обрывков знаний и образов, почерпнутых из мультимедиа. Теряется целостность представлений. В-третьих, можно отметить радикальное изменение социальных структур общества. В первую очередь они касаются соотношения так называемых традиционных промышленных и сельскохозяйственных отраслей и отраслей, относимых к сфере информации и услуг. Мощным потребителем информации и услуг является также сфера управления, в которой вырабатываются и принимаются решения, осуществляются контроль за их выполнением и все виды деятельности, обеспечивающей и поддерживающей их реализацию. В обществах, вступивших на путь научно-технологического развития, производительность труда в сфере материального производства так велика, а рациональная организация производства столь совершенна по современным масштабам, что число непосредственно занятых в добывающих и перерабатывающих отраслях производства, а также в сельском хозяйстве непрерывно уменьшается. Одна из причин этого заключается в очень высокой степени механизации и автоматизации производства, другая же — в развитии индустрии информации и услуг, освобождающих участников материального производства почти от всех иных забот, кроме непосредственной трудовой деятельности. Поэтому в современных условиях стремительный рост численности занятых в сфере услуг и информации оказывается принципиально важной предпосылкой совершенствования и развития материального производства. Этим объясняется и то изменение количественных пропорций в социальной структуре развитых обществ. В США сфера информации и услуг поглощает около 80 % всех трудозанятых, чуть менее 20 % приходится на традиционные промышленные отрасли и менее 3 % — на сельское хозяйство. Примерно такая же картина наблюдается в наиболее развитых странах Западной Европы, где в сфере информации и услуг занято в среднем от 70 до 75 % трудящихся. Это радикально меняет социальную структуру общества и существенно трансформирует жизненные установки, ценности, престижные паритеты и массовое общественное сознание.

Промышленное производство претерпевает существенные преобразования с точки зрения своей социальной организации. В нем наблюдаются как вертикальные, так и горизонтальные изменения. Первые состоят в том — и это подтверждается опытом США, Японии, Германии, Швеции и ряда других стран, — что иерархическая структура управления резко упрощается. В результате компьютеризации вымывается среднее звено менеджеров низшего ранга, клерков и других промежуточных звеньев, осуществлявших передачу решений сверху вниз и сбор первичной информации, передаваемой снизу вверх. С другой стороны, в отличие от вертикальных изменений, изменения второго рода, т.е. горизонтальные, связаны с созданием автоматизированных рабочих мест и компьютеризованных блоков производства и управления. С одной стороны, это влечет за собой некоторое сокращение рабочей силы, но с другой — приводит к повышению творческой активности и общему повышению квалификации в группах на горизонтальной линии, на которую как бы нанизан жизненный цикл изделий. Возникающие на этом горизонтальном уровне латентные неформальные творческие группы оказываются вовлеченными не только в процесс производства, но и в принятие решений, требующих консолидации, достижения консенсуса и встраивания в систему управления данного предприятия или фирмы.

Автоматизация, роботизация и компьютеризация традиционных производств создает несколько незатухающих, по крайней мере для ближайшего будущего, философских проблем. Первая из них — это так называемая «компьютерная безработица», вызываемая сокращением штата работающих вследствие введения новых компьютеризированных и информатизированных технологий. Опыт стран, далеко ушедших по этому пути, показывает, что на последующих этапах появляется компенсирующий эффект — острая нехватка высококвалифицированных специалистов, связанных с производством, программированием и эксплуатацией, переналадкой и модернизацией современных гибких технологий. Это выдвигает еще одну социально значимую философскую проблему, грозящую стать хронической на многие десятилетия. Она состоит в необходимости стремительного, постоянного и массового повышения квалификации работников средней и даже высшей квалификации. В будущем непрерывное ученичество от школьной скамьи и до конца трудовой деятельности станет, по-видимому, универсальным всеобъемлющим явлением.

Быстрое устаревание накопленного производственного, профессионального и управленческого опыта, если не во всех, то по крайней мере в ведущих отраслях, основанных на высоких наукоемких технологиях, радикально меняет структурные границы, делая их более гибкими, пористыми, выполняющими уже не роль традиционных демаркационных линий, отделяющих один социальный слой или профессиональную группу от других, но реализующими особую функцию социально-профессиональной и интеллектуальной фильтрации.

Э. Тоффлер, описывая информационную цивилизацию, настаивал на том, что в результате образуется новая социальная структура общества, в основе которой лежит не отношение форм собственности, а интеллектуальная квалификация, приобщенность к интеллектуальной технологии. Этот слой населения он называет когнитариатом и предсказывает ему роль структурного детерминатора будущего.

Еще один комплекс философских аксиологических проблем информационного общества включает в себя морально-этические аспекты информационной реальности. В результате утверждения информационной реальности объекты деятельности все более отдаляются от человека, усложняются и становятся несоразмерными человеческому восприятию. В течение жизни одного человека происходит смена нескольких технологий. Все названное затрудняет освоение технических устройств, психологический «инструментарий», необходимый для освоения такой техники, становится все неестественнее для человека, формирует у него низкую самооценку в случае неудачи, способствует росту отчуждения. Опосредованно это влияет также на коммуникацию, взаимодействие и взаимопонимание людьми друг друга, искажает их, затрудняет процессы идентификации и способствует росту фрагментарности сознания. Фрагментарное сознание современного человека, существующего в разнообразных потоках коммуникации, в условиях фрагментарной культуры и распадающихся социальных связей не в состоянии интегрировать их в виде единства «Я», что ведет к кризису идентификации. С одной стороны, человек стремится обрести идентичность, с другой стороны — общество не предоставляет ему условий для формирования устойчивой идентичности, а, наоборот, поощряет состояние «фрагментарности» внутреннего мира человека. Так, ряд особенностей информационного общества действительно способствует тому, что оно вносит свою лепту в увеличение числа мнимых, искусственных потребностей и целей человека, уменьшает меру человеческого в человеке и способствует утрате человеком идентичности и росту фрагментарности сознания. В результате развития информационных технологий выпадает один из важнейших компонентов ценностных ориентаций человека. Компьютеры привязывают к себе с детства, заменяя книги, театр, друзей, снижают степень активности человеческого общения, они создают иную реальность, которая может восприниматься более серьезно, чем окружающий мир. Таким образом, человек теряет связь с окружающим его миром и людьми. Становятся призрачными или вовсе рвутся связи между поколениями. Уменьшается роль семьи в воспитании нового поколения. Нивелируется духовная ценность обычаев, традиций, религии — остается преимущественно их внешняя атрибутика, красочная и своеобразная, но пустая оболочка ритуала. Масс-медиа, массовая культура и Интернет как сетевое сообщество сегодня взяли на себя функцию воспитания человека.

В настоящее время в условиях рассогласования ценностных ориентаций личности и общества (отсутствия единой системы общественных ценностей) сложно ответить на вопрос: что должно двигать человека и общество к достижению цели?

Во второй половине XX века информационная картина мира стала очень многоликой. Вместе с возрастанием ее сложности актуализировался вопрос о свободе и ответственности в ходе распространения информации, о возможности или невозможности регулирования данными процессами. Согласно резолюции ООН № 59 свобода информации провозглашается в качестве фундаментального права человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году, провозгласила право каждого на свободное распространение и получение информации. Но в этой декларации не уточнялось, какого рода информацию могут получать и распространять граждане. В бурно развивающейся информационной среде возникает сложный комплекс аксиологических проблем, связанных с правами, обязанностями и ответственностью граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации. В связи с этим усиливается значение информационной безопасности. В современном мире информационная безопасность все более приобретает новый статус, превращаясь из числа технологических проблем в философско-социальную, от решения которой зависит устойчивость функционирования общества в целом. Информационная безопасность — триединая проблема, которая включает в себя: обеспечение права субъектов на информацию; обеспечение и поддерживание должного качества информации; защиту информационных ресурсов субъектов информационных отношений. Под информационными отношениями при этом понимают целевое перераспределение информации в обществе.

Говоря об информационной безопасности, необходимо учитывать, что основу ее нормативно-правового обеспечения в России составляют законы «О безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации». Важнейшими задачами органов государственной власти становятся установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информации и допустимыми ограничениями на ее распространение, защита государственного информационного ресурса.

Слабый уровень цензуры современных информационных средств, особенно глобальных, как Internet, способствует формированию новых видов преступности. Это и контроль за любым человеком или организацией, доступ к их частной информации, хищение денежных средств, нарушение функционирования информационных ресурсов, нарушение законов об интеллектуальной собственности и т.д.

Многие исследователи подчеркивают, что государство обладает, несомненно, большими, чем любой человек, технологическими возможностями для приобретения, оснащения и использования современных информационных систем. Оно может располагать всеобъемлющей системой контроля над деятельностью всего населения, организации или предприятия, полными сведениями о жизни и деятельности, болезнях, характере и иных особенностях, связях, знакомствах, деловых контактах и имущественном положении каждого человека. Это может сделать человека информационно прозрачным и совершенно беспомощным в столкновении с правительственными органами, аппаратом принуждения, полицией и другими управляющими и регулирующими системами. Современные компании и корпорации с помощью компьютеризованных систем контроля могут не только наблюдать за повседневной деятельностью служащих и рабочих, но и создавать на каждого из них полное досье. Это позволяет корпорациям и фирмам держать своих служащих и рабочих в постоянном напряжении и страхе. С одной стороны, это может вызывать внутреннее сопротивление, раздражение и противодействие, но с другой, что гораздо опаснее, может привести к хроническим массовым депрессиям, деиндивидуализации личности, потере инициативы, массовой покорности, отупению, потере творческого импульса. Возможности перлюстрации корреспонденции, подслушивания, подглядывания, проверки банковских счетов, слежения за подробностями интимной жизни и т.д. в настоящее время очень велики. Любая деловая сделка в странах, где действуют пластиковые деньги, а финансовые расчеты и торговые сделки почти полностью компьютеризованы, в любое время может быть известна в центральном полицейском управлении. С помощью современных систем слежения без труда можно определить местоположение любого человека и т.д.

В то же время существует немало доказательств того, что в информатизированном мире может быть разработана система активных технических и законодательных мер, ограничивающих и минимизирующих контроль за личностью. В странах, где перлюстрация корреспонденции, подслушивание телефонных разговоров и т.д. являются незаконными или допускаются лишь в совершенно исключительных случаях, когда затрагиваются государственные или военные тайны, и то лишь с разрешения прокуратуры или судебных органов, современная информационная технология не может давать серьезного повода для беспокойства за судьбу демократии. Напротив, в некоторых современных информационных обществах, например в Швеции, существуют всеобъемлющие государственные информационные системы с центральными базами данных, содержащими в себе фактическую информацию практически о всех гражданах страны. В системы таких данных включаются сведения о возрасте, поле, месте рождения и проживания, специальности, семейном и социальном положении и т.д. Имеется также целый ряд специализированных баз и банков данных, содержащих информацию о здоровье и других личностных характеристиках каждого индивида.

Еще один комплекс философско-аксиологических проблем информационной реальности связан с проблемами в области информационных отношений.

В современном информационном пространстве можно выделить информационные отношения, которые существуют в процессе создания, распространения, использования, сохранения, утилизации (уничтожения) информации. Анализ форм информационного отношения в сложном многоуровневом целом материального мира позволяет разделять однопорядковые и межуровневые информационные отношения.

В настоящее время актуальной становится философско-аксиологическая проблема, связанная с вопросами проведения досуга. Современный мир изменил все традиционные представления о времени досуга. В системе традиционного производства подавляющее большинство людей имело очень мало свободного времени, и спокойное, простое сидение у камелька, застольная беседа или нечастое посещение зрелищ, общественных игрищ и т.п. были естественной и нормальной формой отдыха, исчерпывавшей небольшой резерв свободного времени. В современном мире в развитых и даже развивающихся странах проблема досуга и свободного времени становится острой социальной проблемой. Тратить ли это время на самообразование и саморазвитие или на наркотический «балдеж» — совсем непростой вопрос, и однозначный линейный ответ на него никем не найден.

Наряду с проблемами проведения досуга существуют и другие вопросы компьютеризации деятельности человека. Сосредоточение многих сфер деятельности человека за компьютером приводит к проблемам физического здоровья: это и развитие гиподинамии, влияние излучений и др. Немаловажное значение в связи с влиянием на психическое здоровье приобретает проблема виртуальной реальности: когда человек, замыкаясь в системах современного видеовещания, телематики, в компьютеризованных системах связи и обработки данных, постепенно изолируется от непосредственного и живого общения с другими членами общества, когда «живая» реальность подменяется на виртуальную, игровую, и человек перестает быть адекватным окружающему обществу.