Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
консультация по антропологии.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
605.18 Кб
Скачать
  1. Вера и разум, как одна из форм духовности человека.

Человек – не только космическое, природное существо. Он – общественно-историческое явление.

До недавнего времени считалось, что первые люди появи­лись на Земле около миллиона лет назад. Кости таких перволюдей были найдены на востоке и юге Африканского континента, откуда, как полагали многие палеонтологи, эти существа, названные австралопитеками, распространились и по другим частям света. Внешне они мало отличались от высших обезьян, но уже были прямоходящими. Были найдены следы питекантропа, жившего в раннем палеолите (от 600 тыс. до 100 тыс. лет назад), неандертальца (от 100 тыс. до 40 тыс. лет назад — средний палеолит).

Кроманьонец уже в совершенстве владел техникой обработ­ки камня, из которого делал довольно тонкие и острые орудия для охоты. Кроманьонцы использовали ловушки, применяли лук, костяные крючки и гарпуны. Уже существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого: признавалось особое влияние старейшин, колдунов, шаманов и самых ловких и смелых охотников. Эта эпоха характеризуется появлением искусства — наскальной живописи, женских ста­туэток, тесно связанных с магией, ибо считалось, что они приносят удачу охотникам и способствуют размножению животных. Таким образом, искусство и магия играли важную роль в жизни первобытного человека, помогая ему добывать, пищу: они были столь же необходимы, как лук, копье или ловушка на зверя.

За 10 тыс. лет до нашей эры закончилась ледниковая эпоха (плейстоцен), изменились климат и окружающая среда, а вместе с ними — фауна и флора. Исчезли некоторые крупные мле­копитающие. Дальнейшая адаптация человека к природному окружению привела к крупному сдвигу в образе жизни первых людей — они научились производить продукты питания. Многочисленные палеонтологические находки позволили уточ­нить представления о ходе эволюции первых людей: покорение огня, прямохождение, изготовление первых орудий труда, производство продуктов питания — вся эта цепь достижений в области жизнеобеспечения человека реально происходила в истории, а ее логика укладывалась в парадигму «от простого к сложному».

Само возникновение Homo sapiens обусловлено превращением стада антропоидов, где верх брали биологические законы, в человеческое общество, где стали действовать законы нравственности.

Человек становился все более полноценным и продуктивным существом. Постепенно его существование не могло происходить без постоянного общения с окружающим миром.

Одной из важнейших характеристик человека является социальность. Человек очень органично, как к Космосу и природе Земли, принадлежит к социуму, к человеческому сообществу. Специфические особенности человека как вида сложились под влиянием именно социального образа жизни. Важнейшими условиями сохранения и развития как вида Homo sapiens, так и отдельного индивида было соблюдение нравственных табу и следование социокультурному опыту предшествующих поколений.

Для каждого отдельного человека значение общества так же велико, поскольку оно – не механическое сложение отдельных индивидов, а интеграция людей в единый общественный организм. «Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Другие люди – центры, вокруг которых организуется мир человека. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину», - писал С.Л. Рубинштейн.

Любой человек невозможен без общества, без совместной с другими людьми деятельности и общения. Каждый человек идеально представлен в других людях и принимает идеальное участие в них. Даже не имея реальной возможности жить среди людей, он проявляет себя как член своего сообщества. Он ориентируется на его ценности, верования, нормы и правила. Он использует речь, знания, умения, привычные формы поведения, которые возникли в социуме еще до его появления.

Любой социальный процесс вызван к жизни стремлением людей удовлетворять свои жизненные потребности, будь то личного, группового или общественного масштаба. Взаимодей­ствуя друг с другом в преследовании своих конкретных целей, ) возникающих при этом, они так или иначе содействуют формированию типичных, стандартных «парадигм» такого взаимодействия, своеобразных алгоритмов совместного действия. Назовем их термином «социальность». Взаимоотношения людей в таких случаях строятся согласно требованиям различных типов социальности. Учитель и ученики в ситуациях « обучения, работодатель и работник в ситуациях труда, власть и гражданин в сфере государственных дел, продавец и покупатель в ситуации обмена и потребления и т.п. руководствуются возникшими в культуре взаимными ожиданиями-требованиями, и упорядочивающими, нормализующими их взаимоотношения и действия.

Именно в обществе человек смог реализовать потенциалые возможности, данные ему Космосом и земной природой. Активность человека как живого существа превратилась в социально значимую способность к продуктивной деятельности, к сохранению и созданию культуры.

Социальная дифференциация ролевых фигур формирует определенную социальную дистанцию между людьми, размер которой определяется ценностно-нормативными требо­ваниями, установившимися в данной культуре: общество, стремящееся к социальному равенству, сокращает эту дистан­цию, а общество, узаконивающее социальное неравенство, наоборот, пытается четко регулировать такое социальное расслоение между группами или их представителями.

Если проанализировать внешнее взаимодействие людей и их внутренний план (картину мира), т.е., их личное отношение к возникшим стандартным взаимоотношениям, то возникают весьма различные оценки. Ог­лянемся на эпоху Возрождения. Настроения людей, у которых к тому времени созрели чувства достоинства и социальной справедливости, думается, лучше всех выразил У. Шекспир:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеяньи,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока4.

Подобное «братание противоположностей», перевертывание человеческих отношений с ног на голову возможны лишь при таких типах социальности, когда люди либо лично зависимы (как в условиях рабовладельческих, феодальных отношений, а также в бюрократических или мафиозных структурах), либо вещно зависимы (как в рыночных отношениях, когда деньги приобретают колоссальную силу и господство над людьми). На человеческие отношения накладывается социальная или экономическая маска, порой до неузнаваемости искажающая их родовое естество.

Динамичность и пластичность человека превращается в способность ориентироваться на другого, меняться в его присутствии, испытывать эмпатию. Именно общественно-исторический способ бытия сделал человека существом разумным.

Новое соотношение разума и чувств (желаний) было кратко выражено еще в XVII веке формулой: «Свобода есть осознан­ная необходимость» (Спиноза). «Хочу» было ограничено рас­судком, стремящимся овладеть кругом жизненных необходимостей посредством их познания. Но для этого надо было также решить вопрос о свободе духа — было доказано, что лишь при свободном движении духа возможно творение новых ориентиров, т.е. универсальных ценностей, способных притя­гивать к себе и интегрировать в себя индивидуальные сознания. Видами деятельности, посредством которых рождались эти универсальные ценности и смыслы, были объявлены наука и искусство — сферы «высокой культуры». Следовательно, и люди, занимавшиеся соответствующей деятельностью, должны были быть людьми благородными, честными, свободными, а потому — достойными социального подражания.

Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д. Ушинским понимает то, что характерно только для человека – способность осознавать не только мир, но и себя в нем:

- свое бытие во времени и пространстве;

- способность фиксировать свое сознание мира и себя;

- стремление к самоанализу, самокритике, самооценке и планированию своей жизнедеятельности.

Разумность враждена у человека. Благодаря ей, он способен осуществлять целеполагание, философствовать, искать смысл жизни, стремиться к счастью. Благодаря ей он способен самосовершенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мир согласно собственным представлениям о ценном и идеальном.

Разумность помогает человеку вопреки своим органическим потребностям, биологическим ритмам (подавлять голод. Активно работать и т.п.). Она дает силы преодолевать страх смерти. Это способность человека справляться с инстинктом, сознательно идти против природного начала в себе.

Разумная жизнь человека.

Жизнедеятельность человека предполагает активное иссле­дование объективных закономерностей окружающей действи­тельности. Познание мира, построение образа этого мира, проис­ходящие с использованием процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания, необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных це­лей. Знание окружающего мира входит во все сферы человечес­кой деятельности и основные формы его активности.

Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум наряду с желаниями и чувствами входит в число основных составляющих человеческой субъективности. Разум человека, высшие формы его проявления составляют фун­даментальное отличие человека от животного.

Восприятие. Эта форма является непосредственным, чув­ственно-предметным отражением внешнего мира. На основе вос­приятия возможна деятельность других психических процессов — памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе ин­дивидуального познавательного развития человека.

Восприятие представляет собой отражение в сознании челове­ка предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, образ ситуации, образ другого человека. Восприятие всегда субъективно.

Нейрофизиологический механизм возникновения и форми­рования субъективного образа слагается из трех этапов: на пер­ом происходит анализ физических характеристик стимула, на тором осуществляется синтез сенсорной и несенсорной информации о стимуле и на третьем происходит опознание стимула, которое состоит в отнесении его к определенному классу объектов, зафиксированных в памяти человека.

Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа, — зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно, оно представляет собой результат совместной деятельности раз­личных органов чувств, памяти, мышления и воображения.

Память. Ни одна другая психическая функция не может быть 'осуществлена без ее участия. Но и память немыслима вне других психических процессов.

Особенность памяти заключается в том, что она непосред­ственно не направлена на отражение окружающего мира. Память имеет дело со «вторым отражением», с полученными образами и понятиями. Она всегда существует на антиномии «прошлое— будущее». Всякий познавательный процесс непрерывно превра­щается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Таким образом, можно сделать вывод, что основным механизмом работы памяти человека является ее ориентация на будущее. То, что «было», закрепляется в памяти постольку, поскольку оно нужно тому, что «будет». Иными словами, память определяет не |прошлое, а будущее.

Способность накапливать, хранить и воспроизводить по­дступающую информацию — важнейшее свойство нервной системы. Накопление информации происходит в несколько этапов.

Сначала информация попадает в сенсорную память — это при митивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Ин­формация в ней сохраняется порядка секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется Новыми сигналами.

В случае если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого проме­жутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться па длительное хранение.

Кратковременная память характеризуется определенной длительностью (5-7 минут) и емкостью (7±2 единицы инфор­мации, например, от 5 до 9 слов, цифр).

Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, инфор­мация из нее после перекодирования выводится в промежуточ­ную (буферную) память, в которой она сохраняется, пока не появится возможность перевести ее на долговременное хранение. Время хранения в промежуточной памяти исчисляется часами. Важной особенностью промежуточной памяти является следующее: если в течение нескольких суток она не очищается, то организм прину­дительно отключается от приема информации из внешней среды.

Есть основания предполагать, что информация из промежу­точной памяти переводится в долговременную не прямо, а через кратковременную память. Сначала фрагмент информации пере­водится из промежуточной памяти в кратковременную, где оп вторично оценивается и обобщается, и только затем адресуется в соответствующую часть долговременной памяти. Далее процеду­ра повторяется с новым фрагментом, извлекаемым из промежу­точной памяти. Процессы очищения промежуточной памяти про­исходят в основном во сне и, вероятно, этим в значительной степени определяются их специфика и назначение.

Емкость и длительность долговременной памяти в принци­пе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоми­наемой информации, а также от способа ее кодирования, систе­матизации и, наконец, воспроизведения. Долговременная память бывает двух типов: с сознательным доступом (человек может по своей воле вспомнить нужную информацию) и закрытая (к ней нет доступа в обычных условиях, лишь при гипнозе).

Физиологические механизмы кратковременной и долговре­менной памяти различны. Кратковременная память связывается с обработкой информации в нейронных сетях; предполагается, что ее механизмом может быть циркуляция импульсных пото­ков по замкнутым нейронным цепям. Эта теория подтверждена морфологическими данными о наличии в сетях нейронов мно­жественных соединений, образующих круговые пути. В ходе за­поминания происходит активация этих путей и многократное возбуждение нервных клеток. О субстрате долговременной па­мяти существуют разные мнения. Одна из теорий объясняет про­исхождение долговременной памяти повышением эффективно­сти синапсов и образованием новых. По мнению других ученых, долговременная память связана со сложными процессами синте­за белка в нейронах высших отделов ЦНС.