Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уч. пособие современные системы эк-ки. Гасанов...doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
624.64 Кб
Скачать

10.3. Трансформация и формирование плюральной структуры собственности

Структура прав собственности в экономике Китая остаётся достаточно неопределённой. Очень велика роль различного рола переходных и смешанных форм. При этом высокие темпы экономического развития были обеспечены за счёт хозяйственной активности частного бизнеса.

Получение положительных экономических и социальных результатов благодаря широкому использованию различных форм хозяйственной деятельности служило основанием для последующего их официального признания, законодательного, а также концептуального оформления.

По-новому трактовался главный вопрос о характере экономического строя общества, вопрос о собственности на средства производства, так как он затрагивал не только структуру, но и саму сущность формы собственности. Для повышения эффективности экономики нужна была не только реформа хозяйственного механизма, но и реформа отношений собственности.

Наличие одной лишь общественной собственности не способствует экономическому развитию, только становление диверсифицированной системы собственности сможет преодолеть слабости и использовать преимущества каждой из форм собственности, обеспечив тем самым более эффективное функционирование экономики.

В современном Китае наличествуют тенденции к формированию плюральной структуры собственности. Объективная реальность требует существования различных по формам собственности типов хозяйств, которые в равных условиях рыночной конкуренции проявят свою эффективность, будут и развиваться, для тех же, которые не смогут функционировать без постоянной государственной поддержки, неизбежно должно наступить банкротство.

К середине 80-х годов в Китае сформировалась целевая модель трансформации экономической системы ─ «социалистическая плановая товарная экономика» [4]. Она предполагала полную хозяйственную самостоятельность предприятий, замену директивного планирования на «направляющее». Был взят курс на свободную (при сохранении за государством регулирующей функции) куплю-продажу не только предметов потребления, но и средств производства, создание рынка фондов, науки и техники, рабочей силы, информации, установление цен на основе спроса и предложения, состязательность (конкуренцию) на внутреннем и внешнем рынках.

10.4. Выбор модели экономического развития Китая

Сохранив свою руководящую роль в обществе, китайская компартия неизменно подчёркивала, что для успешной трансформации административной экономики в рыночную необходимы как паруса частного предпринимательства, так и штурвал государственного регулирования [5].

При выборе модели экономического развития Китая учёные-экономисты разработали «смешанную модель», варианты которой реализовывались в Венгрии, и Чехословакии с середины 60-х годов. Сущность такой модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трёх сторон ─ государства, предприятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование ─ на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством. В результате был намечен переход от модели «централизованной плановой экономики» к модели «социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений. При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдвинул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора путём отделения права собственности от права хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствования, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать прямые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено созданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагается осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэкономического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникли десятки миллионов рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельствуют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56% выпуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий ─ 36% и на долю частных ─ 5%. Новый механизм предоставил предприятиям возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20% выше установленных государством. Всё это способствовало оживлению экономики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства [14, с. 104 – 105]. У Китая за последние десятилетия ВВП почти удвоился, что создало образ «китайского чуда» [6].

ВВП КНР в настоящее время достиг 5,6 триллиона долларов или по 4 000 долларов на душу населения. Начиная реформы, китайское руководство планировало к столетию КНР, то есть к 2049 году, довести доход на душу населения до уровня таких среднеразвитых стран, как Греция или Португалия. Ныне уже это реальность, что заветная цель Дэн Сяопина – патриарха китайских реформ – довести валовой внутренний продукт Китая до 6 триллионов долларов при полутора миллиардном населении – достигнута гораздо раньше срока.

В результате тридцати лет успешных экономических реформ вместо 250 миллионов человек, пребывавших в абсолютной бедности, появилось 250 миллионов богатых китайцев.