Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник лучших докладов_2014.pdf
Скачиваний:
149
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
3.82 Mб
Скачать

Расхождения между теоретическими расчетами реактивной энергии и данными, полученными экспериментально, обусловлены техническими трудностями, возникшими при создании прототипа. Сердечники, из-за их не стандартной формы, собирались вручную, и пластины сердечников образовали неровную поверхность. Сильное магнитное поле, создаваемое секционной обмоткой, стягивало сердечники, и зазор, в котором двигались рамки, уменьшался, в результате рамки при своем колебательном движении зацеплялись за торцы пластин сердечников и заклинивали, что изменяло емкостную и индуктивную составляющую сопротивления рамок и отрицательно влияло на точность результатов эксперимента.

В данный момент ведутся работы по устранению основных технических трудностей, и в дальнейшем результаты, полученные на данном прототипе, будут лучше соотноситься с теорией.

После преодоления технических трудностей планируется провести исследование по оценке эффективности такого компенсатора и оценку возможности использования такого компенсатора для установки на воздушных и кабельных линиях для снижения потерь, связанных с индуктивностью линии.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СЕКЦИЯ «АРЕАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА»

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ В РУССКИХ ГОВОРАХ КАРЕЛИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ1

Н. А. Янина, студ. 5 курса

Научный руководитель к. ф. н., ст. преподаватель Е. Р. Гусева

Вопрос о частице как части речи давно стоит в русском языкознании. Частицы как класс слов изучали такие исследователи, как А.А. Потебня, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов, Н. М. Шанский. Особую роль в изучении частиц сыграл академик А.А. Шахматов, который отграничил частицы от полнозначной лексики, но включил в их состав все служебные слова. Впоследствии В.В. Виноградов сужает понятие о частице. Он рассматривает частицы как отдельную группу слов, изучает их семантику, проводит классификацию.

1 Исследование выполняется в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета на 2012–2016 гг.

315

Современные исследования в основном посвящены не частице как части речи в целом, а отдельным лексемам; например, работы Е. А. Стародумовой – частицам даже и именно, Д. А. Парамонова – частице бы, Е. Б. Степанова – частице не. Следует отметить научные изыскания Т. М. Николаевой, которая изучает происхождение, семантику частиц, функционирование данных служебных слов в славянском континууме.

В русистике до сих пор не решена проблема классификации частиц. Существует несколько классификаций, которые основаны на семантическом и функциональном подходах. Семантический и функциональный подходы взаимосвязаны. Наиболее точно можно классифицировать частицы, учитывая оба подхода.

Итак, как определяет Т. М. Николаева в «Лингвистическом энциклопедическом словаре», «частицы – разряд неизменяемых служебных слов, участвующих в выражении форм отдельных морфологических категорий, входя в состав слова («н е кто», «кто- т о», «дайка») либо присоединяясь к нему («пошел б ы», «д а будет», «пошел б ы л о» и т. п.), передающих коммуникативный статус высказывания (вопросительность – «разве», «ли», «неужели», отрицательность – «не», «ни»), а также выражающих отношение высказывания и/или его автора к окружающему контексту, выраженному или подразумеваемому: так называемые модальные частицы («только», «и», «даже», «еще», «уже», «ведь», «же», «тоже» и т.п.)» [6; 579]. Частица – это особая часть речи, обладающая различными функциями, в том числе синтаксической и смыслоразличительной. Основная сфера функционирования частиц – устная речь.

Частицы, функционирующие в севернорусских говорах, в том числе и в диалектах Карелии, исследованы в недостаточной степени, что определяет актуальность настоящей работы.

По наблюдениям Н. Л. Голубевой, для севернорусских говоров «характерна активность и избыточность словесных средств там, где в южнорусских говорах главными средствами являются интонация, контекст» [1; 47]. Частицы участвуют в темо-рематическом членении предложения; частицы, стоящие в конце высказывания, указывают на смысловую законченность или незаконченность высказываний; частицы используются «для актуализации, речевого контакта, привлечения внимания (ну-ко, чего)» [Там же].

Активное употребление частиц в речи Н. Л. Голубева объясняет тем, что «звучащая речь разворачивается во времени и воспринимается на слух», поэтому она «избегает синтаксического усложнения» и использует «принцип цепочечного нанизывания» [2; 38], частицы, таким образом, выполняют роль слов-связок. Исследователь пишет, что «союзы-частицы

316

<…> выражают различные оттенки смысловых связей с предшествующим контекстом» [2; 39], то есть частицы, находящиеся в начале или в конце предложения, выполняют смыслоразличительную функцию. Частицы, которые стоят в середине предложения или постпозитивные, «выполняют функцию членения высказывания на тему и рему» [Там же].

В. Б. Евтюхин отмечает, что значение диалектной частицы синкретично и это «несколько затушевывает различие функциональных позиций, в которых употребляются частицы» [5; 203]. Частицы могут воздействовать на вид создаваемого текста: «активность воздействия зависит от ряда факторов и, в частности, от интенсивности использования частиц, степени насыщенности текстов частицами» [Там же].

Методом сплошной выборки из «Словаря русских говоров Карелии и сопредельных областей» (далее – СРГК) нами выявлено 107 лексем, которые составляют 12 групп (утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы и т. д.). В настоящей работе представим усилительные частицы: рассмотрим их функционально-семантические характеристики, ареальную дистрибуцию и происхождение.

I. Функционально-семантическая и ареальная характеристика усилительных частиц.

Группа усилительных частиц, наиболее объемная, насчитывает 43 единицы, которые мы распределили в 20 семантических подгрупп (табл. 1). (В работе используются принятые в СРГК сокращения географических названий. В таблице курсивом выделены районы Карелии).

Примеры:

Áжно. Усилительная частица áжно ‘даже’ функционирует в лодейнопольских говорах Ленинградской области: У меня áжно планки выне-

сли, привезёны, в штабель кладены. (СРГК 1: 17).

Кось и кóся. Постпозитивная частица, употребляемая для усиления императивного значения, отмечена в терских говорах Мурманской об-

ласти: Иди-кóсь ты, трещотка, трещит все, отговаривается. (СРГК 2:

446).

Рассмотрим семантические подгруппы, включающие наибольшее количество единиц.

1.Усилительные частицы со значением ‘даже’. Количество лексем –

7:áжно, áльне, áльно, úжно, úнды, тóльны, áть. Частицы а’льно,

и’жно, то’льны употребляются в говорах Карелии, остальные – за ее пределами (см. табл. 1, п. 1).

Частицы могут занимать разную позицию в предложении и выполняют, соответственно, разные функции:

317

а) если частица стоит в начале придаточной части сложного предложения, то она, помимо усилительной, выполняет функцию союза со значением следствия:

Ногу-то зарвало, úжно ступать больно. Медв. (СРГК 2: 268); Так холодно было, úнды мурашки по всему телу. Кириш. (СРГК 2:

291);

б) если лексема стоит после первого слова в начале простого предложения, то она выполняет усилительную функцию:

Подумать-то úжно страшно, как с Вовкой-то случилось. (Тер.) (СРГК 2: 268);

И живот áльно горазд заболел. Медв. (СРГК 1: 18); Вершиной ать он и о плиту ударился, и все. Кирил. (СРГК 1: 23); Некогда тóльны чай пить. Белом. (СРГК 6: 479).

Поскольку в словаре тексты, в которых употребляются частицы, приведены не полностью, определить отрезок, смысл которого подчеркивает частица, представляется затруднительным: в приведенных предложениях выделяется либо стоящая перед частицей словоформа поду- мать-то, живот и т.д., либо – следующие за ней.

2.Усилительные частицы со значением ‘ведь’. Количество лексем –

6:úть, лúть, опя'ть, э'ка, э'нта, э'дако. Частицы úть, э'ка зафиксиро-

ваны в Медвежьегорском и Пудожском районах Карелии, остальные – в сопредельных областях (см. табл. 1, п. 6).

Частицы этой подгруппы, так же, как и предыдущей, могут занимать разные позиции в предложении:

а) они могут стоять в начале или середине предложения, выполняют усилительную функцию:

Мне уж э´ка шестьдесят три года, училась еще при государе. Медв. (СРГК 6: 937);

Муж не дал мне э´дако и сына окрестить. Выт. (СРГК 6: 936); Лить немного не утонула, бревно ей погонили. Онеж. (СРГК 3: 131);

б) лексемы употребляются в сложных предложениях, к функции частицы присоединяется функция союза со значением причины:

Нас-то уж пообидели, ить сено убирали всё одни женщины. Медв. (СРГК 2: 306);

Другая бригада есть опять. Выт. (СРГК 4: 233).

Обратим внимание на то, что частица опять занимает позицию в конце предложения и придает законченность высказыванию, а также, по-видимому, связывает предложение с предыдущим: «левый контекст» в словаре не приводится.

318

 

 

 

Функционально-семантическа и ареальная характеристика частиц

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение

 

Частицы

Кем.

Белом.

Сег.

Медв.

Кондоп.

Прион.

Пуд.

Тер.

Бокс.

Волх.

Кириш.

Лод.

Подп.

Тихв.

Новг.

Выт.

Кирил.

Чаг.

Чер.

Карг.

Онеж.

Плес.

Шексн.

 

 

‘даже’

 

áжно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

áльне

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

áльно

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

úжно

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

úнды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тóльны

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

áть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

2

‘даже’ ‘ведь’

 

úнно

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

úнна

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

‘все-таки’

 

всея’к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

4

‘вот именно’

 

вóтушки

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вóтшеко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

‘вот’

 

вóтся

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

‘ведь’

 

úть

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

лùть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

6

 

 

опя’ть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э’ка

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э’нта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э'дако

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

7

‘как’

 

я’ко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

319

8

‘если, а вдруг’

 

бы’ть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

‘к тому же,

 

дóстали

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кроме того’

 

дóсталь

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

320

Продолжение табл. 1

10

‘бывало, случа-

о’повидь

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лось’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

‘кто знает, неиз-

повėдай

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вестно’

повéй

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пóй

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

‘уж, вон’

повелú

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

‘еще’

áще

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

‘вот уж действи-

тóль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

тельно,

э’ко

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

то-то’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

‘да и всё, и конец’

ухтé

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

постпозитивные

де

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

кось

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ко’ся

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

‘усиление эмоцио-

áта

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нальной окраски’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

э’тта

+

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

дáк

 

 

 

 

 

+

+

+

 

+

 

+

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

 

 

 

áк

+

 

 

 

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

18

‘хоть расшибись’

зашибúсь

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

‘значит’

мéсто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

э’то мéсто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

20

‘придание выска-

э’то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

зыванию большей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выразительности’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Происхождение диалектных усилительных частиц.

Частицы имеют разное происхождение. Некоторые из них соотносятся с глагольными формами и наречиями. Большая часть диалектных частиц представляет собой так называемые «партикулярные кластеры». Они состоят из нескольких партикул и образованы способом агглютинации. Понятие «партикула» в научный оборот вводит Т. М. Николаева. Партикулы – древнейшие «частички» (*i, *li, *a, *bo и т.д.), первоэлементы, из которых складываются такие лексемы, как ли+бо, и+ли, э+то и др. Партикулы неизменяемы и их количество ограничено. Создание новых партикулярных лексем, как пишет Т. М. Николаева, прекратилось примерно в XVI веке [6: 9]. В современном литературном языке сохранилось относительно небольшое количество древних партикулярных лексем (а, но, ли, или и др.), но они в большом количестве сохраняются в диалектной речи [3; 18-19].

1. Частицы глагольного происхождения. Частицы этой группы употребляются на территории Карелии, а именно в Кондопожском, Медвежьегорском, Прионежском и Пудожском районах, а также за пределами Карелии.

Быть. Частица быть ‘если, а вдруг’ функционирует в лодейнопольских говорах Ленинградской области: Вот быть дождь, сено надо у б- рать дак. (СРГК 1: 155). Ср: в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой (далее – ТСРЯ) указывается, что разговорная частица вдруг стоит в начале вопросительных предложений и выражает предположение нежелательного, опасение ‘а если, а что если’ (ТСРЯ: 68). Скорее всего, в примере с диалектной частицей подразумевается вопрос.

Повéдай (повéй, пой). Усилительная частица ‘кто знает, неизвестно’ употребляется в прионежских говорах Карелии: И повéдай, кто сразу позвонил. (СРГК 4: 581). Эта частица связана по происхождению с глаголом ведать [см. об этом: 4; 48-49].

2.Частицы отнаречного происхождения. Употребление частиц этой группы на территории Карелии в СРГК не зафиксировано, но в вытегорских говорах Вологодской области отмечена усилительная частица

опя´ть ‘ведь’: Другая бригада есть опять. (СРГК 4, 233).

3.Партикулярные кластеры. Ареальная дистрибуция частиц этой группы довольно широка. Случаи употребления частиц зафиксированы

вговорах на территории Карелии и сопредельных областей.

Частица де, возможно, представляет собой примарную (исходную) партикулу [6: 290]. Вместе с тем частица может быть редуцированной формой лексемы дескать. Частица функционирует в череповецких го-

321

ворах Вологодской области: Однажды до того дошло-дé, что Саша приехал поговорить. (СРГК 1, 436).

Некоторые лексемы являются двухкомпонентными кластерами, например частица толь < то+ли (< ли). Она употребляется в онежских говорах Архангельской области со значением ‘вот уж действительно’:

Косы востры, да человек сытой, да тóль любо. (СРГК 6, 479).

В говорах отмечены трехкомпонентные кластеры – лексемы, состоящие из трех партикул, например: úжно < и+ ж (<же) +но; э´дако < э+да+ко, áльно < а+ль (< ли) +но. Частица úжно ‘даже’ функционирует в тихвинских говорах Ленинградской области: Боюсь дорогу-то в Ленинграде переходить, меня úжно в жар разбросит. (СРГК 2: 268);

частица áльне ‘даже’ – в беломорских говорах Карелии: Сегодня до то-

го продуло, áльне зубы калайдают. (СРГК 1, 18). Частица э’дако ‘ведь’ встречается в вытегорских говорах Вологодской области: Муж не дал мне э’дако и сына окрестить. (СРГК 6, 936).

Итак, в работе рассмотрены функционально-семантические характеристики, ареальная дистрибуция и происхождение усилительных частиц, функционирующих в русских диалектах Карелии и сопредельных областей.

Ареал бытования исследуемых единиц довольно широк: диалектные частицы, зафиксированные в СРГК, отмечены почти на всей территории Карелии и за ее пределами. Наибольшее количество лексем выявлено в говорах Медвежьегорского и Пудожского районов Карелии.

В сравнении с другими группа усилительных частиц является наиболее объемной. Частицы большей частью полифункциональны. Они придают эмоциональность и экспрессивность высказыванию, выполняют связующую, смыслоразличительную функции. Частицы выступают в роли союзов в сложных предложениях. Следует отметить, что в диалектных словарях, на наш взгляд, не всегда корректно приводятся иллюстрации употребления частиц. В диалектологических экспедициях необходимо фиксировать текст на аудионосители, при расшифровке использовать специальные знаки для обозначения логического ударения. В лексикографических источниках не следует приводить фразы без контекста.

Большая часть усилительных частиц может занимать разную позицию в предложении и, следовательно, может выполнять разные функции.

Диалектные усилительные частицы представляют собой гетерогенные образования. В говорах употребляется большое количество архаических партикулярных лексем, имеющих широкий ареал бытования.

322