Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Электронная библиотека МГППУ Пряжников. Этические проблемы психологии.docx
Скачиваний:
402
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
721.82 Кб
Скачать

Парадоксальность человеческой глупости

Чтобы приблизиться к пониманию глупости, рассмотрим похожие на глупость проявления человеческой деятельности, которые глупостью все-таки не являются. Если человек интеллектуально неполноценен и, например, ведет себя в обществе нелепо (он просто не способен понять, как надо себя вести), то смеяться над таким (больным) человеком

172

просто глупо, и воспитанный человек себе этого никогда не позволит.

Если клоун на арене цирка (или на эстраде) специально показывает «глупости», чтобы посмешить публику, то над этим умные люди обычно смеются. Известно, что через «шутовство», карнавальность, скоморошество проявляется часто высокая творческая активность личности, которая по-своему восстает против нелепости существующей жизни.

Если человек имеет высокие достижения в определенной сфере профессиональной или общественной жизни, но обладает одновременно и некоторыми странностями (дурными привычками, слабостями и т. п.), то называется это в целом не глупостью, а «заскоком». В своей знаменитой книге «История человеческой глупости» И. Рат-Вег пишет, что человек с заскоком «может быть абсолютно нормальным. Иногда самый большой гений находит в своих мозгах немного места для какой-либо странности (только не надо каждому человеку «с заскоком» считать, что он уже произведен в гении)» (Рат-Вег, 1996. — С. 399). Таким образом, умный (и даже гениальный) человек в мелких вопросах может позволить себе определенные «странности», но он гениален именно в главном деле своей жизни.

Если обычный, простой человек не владеет какой-то специфической информацией, которой владеют лишь ограниченное число специалистов, то называть такого человека «дураком» было бы в высшей степени несправедливо, но если специалист (уже после сданных экзаменов и полученного диплома) совершенно не умеет работать (использовать свои знания), то о таком человеке говорят, что он просто «дурак».

Если какой-либо профессор математики или экономики вдруг обнаруживает, что его крупно обсчитали в магазине или в коммерческом российском банке, то обычно о нем говорят, что он дурак. Правда, если этот профессор-математик искренне переживает о случившемся, то он уже перестает быть дураком.

173

Если человек, обладающий прекрасным образованием, позволяет себя дурачить по крупному, например, отдает все свои сбережения в сомнительные банки под подозрительно высокие (высочайшие) проценты, а потом еще и обижается на этот банк или на государство, которое его не защитило от проходимцев, то такой человек — дурак. Правда, если этот человек все-таки поймет, что надо думать и собственной головой, то можно сказать, что и у него промелькнул «проблеск гениальности».

Все это позволяет определить дурака как человека, который, обладая всеми необходимыми возможностями (интеллектом, прекрасным образованием и воспитанием и т. п.), все-таки совершает глупости, которых мог и не совершать, то есть дурак — это тот, кто не использует свои имеющиеся возможности.

При этом можно различать глупость применительно к обыденной жизни, применительно к различным профессиональным сферам и даже глупость применительно к пониманию своего предназначения и смысла жизни. Нередко слово «дурак» употребляется полушутя, когда человек совершает какие-то незначительные странности. Но уже термин «круглый дурак» можно было бы отнести к чему-то более глобальному, например к жизни как некоему «кругу»... «Круглых дураков» можно представить и несколько иначе, для этого уместно вспомнить слова Ст. Е. Леца: «Из нулей легко сделать цепь»... Особенно обидно, если такими «нулями» являются люди образованные и занимающие важное общественное положение.

После такого уточнения оказывается, что в более сложном положении оказываются именно образованные люди, поскольку с них больше спрос в сложных вопросах бытия. Когда дурачат простого, обычного, необразованного человека, отягощенного своими повседневными заботами, то его можно понять и простить за вынужденное неведение. Но когда умный (образованный да еще интеллигентный) человек

174

позволяет себя обманывать по крупному, то это уже не смешно — это беда.

И только теперь, более или менее уточнив для себя сущность глупости, можно поставить главную проблему и, одновременно, главный парадокс глупости: поскольку именно образованные (интеллектуальные и даже интеллигентные) люди претендуют на то, чтобы называться «элитой», то остается неясным, что же ожидает нашу страну (Россию), когда даже лучшие ее многие граждане не используют своего интеллекта не только для процветания несчастной страны, но и для собственного духовного роста. Сама постановка такого вопроса не психотерапевтична: она для этого слишком резкая и даже обидная. Но мы надеемся, что данную книгу читают не только люди, нуждающиеся в психотерапевтичном «поглаживании» или «кокетничаньи», но и действительно стремящиеся что-то понять, а следовательно, и изменить себя к лучшему.

Нельзя себе представить более страшной (дурацкой) картины, когда пошловато-очаровательные телеведущие, телекомментаторы, известные комики и прочие мастера «личностной продажности» высмеивают трагичную историю нашей страны, а образованные (да еще с дипломами о высшем гуманитарном образовании) тетеньки и дяденьки подло подхихикивают этой вакханалии цинизма. Но при этом происходит интересное психологическое явление. Сам факт подхихикивания свидетельствует не о недомыслии этих тетенек и дяденек, а об их стремлении соприкоснуться с миром элиты, которую очаровательно-продажные телеведущие и знаменитые комики представляют. Коллективный смех над недавними святынями — это своеобразная «плата» за сопричастность к шикарному, но недоступному миру престижно-тусовочной богемы, политического истеблишмента и прочей «элиты».

И даже несмотря на высокое образование и воспитание этих тетенек и дяденек, можно с уверенностью сказать, что это истинные глупцы, поскольку они могли бы не позволить обращаться с собой как с невежественными дурачками, но

175

позволили. Они могли бы (в силу своего образования) хотя бы внутренне возмутиться фактом осквернения истории, но не возмутились, так как слишком силен оказался соблазн соприкосновения с недосягаемой «элитой», за что им пришлось расплатиться частью своего достоинства и совести. В итоге получается, что они сами себя обманули. Но когда ты сам являешься обманщиком самого себя — это и есть высшая степень глупости.