Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Калмыков.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Тема 3. Философия в современном мире

3.1. Сциентистские направления

Сциентизм (от лат., означающего «знание», «наука») возник как ответ на бурное развитие науки в конце ХIХ, в ХХ в. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798–1857) провозгласил, что эпоха философии (метафизики) миновала и наука в ней не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы. В своей основной работе «Курс позитивной философии» задачей философии Конт назвал систематизацию конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Термин «позитивное» Конт истолковывал как реальное, полезное, достоверное, точное, организующее в противовес химерическому, негодному, сомнительному, смутному, разрушительному. Позитивное мышление заменяет абсолютное относительным, связано со здравым смыслом.

Развитие квантовой физики на рубеже ХIХ–ХХ вв. поставило под вопрос эмпирическую методологию научного познания, так как выявилась зависимость результатов опытов от приборов и органов чувств человека. Актуализировалась проблема связи физической науки с науками, изучающими человека, в том числе его психику. В этих условиях философия в центр своего внимания поставила вопросы о природе познания, об отношениях субъекта и объекта, психического и физического, о характере и истоках опыта и т.д. Возникает вторая форма позитивизма – эмпириокритицизм. Его основатели Эрнст Мах (1838–1916) и Рихард Авенариус (1843–1896) в основу объяснения мира положили «опыт», который понимали как совокупность ощущений, а сами ощущения назвали «элементами мира». Мах цель науки видел в удовлетворении необходимых жизненных потребностей. Поэтому она должна ограничиваться минимальными затратами мыслительной энергии. Чтобы добиться экономии мысли, следует отказаться от всех метафизически-религиозных спекуляций. Вещи, в том числе и Я – комплексы ощущений. Следовательно, существенного различия между психическим и физическим, Я и миром, представлением и объектом, внутренним и внешним, не существует. Различие вытекает лишь из специфики точек зрения на научную (строго математическую) обработку материала ощущений. Согласно «принципу относительности» Маха, каждая частица в мире находится под воздействием всей Вселенной, поэтому всякая локальная обусловленность принципиально неполна. Махисты настаивали на нейтральности «позитивной» философии в отношении материализма и идеализма.

Третья форма позитивизма – неопозитивизм. Его основной вариант – аналитическая философия. Ее представители (Б. Рассел, А. Уайтхед, М. Шлик, О. Нейрат, Л. Витгенштейн, Р. Карнап и др.) ставили задачу исключить из языка недоразумения, возникающие вследствие неправильного использования, устранить из языка логические несообразности и двусмысленности, ибо недвусмысленный язык особенно важен для решения научных проблем. Людвиг Витгенштейн (1889–1951) утверждал, что философия – не теория, а деятельность человека в языковом мире, заключающаяся в прояснении предложений32. Для этого необходимо: устранить из науки все псевдопроблемы и не имеющие смысла рассуждения; обеспечить при помощи аппарата математической логики построение идеальных моделей осмысленного рассуждения. Рациональный смысл науке придают два принципа: 1) сведения теоретического знания к эмпирическому; 2) чувственной, опытной проверки, верификации эмпирических высказываний.

Философия логического позитивизма (аналитическая) помогает, по замыслу ее сторонников, возрождению истинной науки, так как позволяет унифицировать язык науки и тем самым синтезировать науки. Если из ранних работ Витгенштейна («Логико-философский трактат») следовало, что слову соответствует тот объект, на который оно указывает, то в поздних трудах («Философские исследования») этот австрийский философ утверждал, что значение слов определяется их употреблением (при сравнении употребления одних и тех же слов «рука», «электрон» и т.д. детьми и взрослыми, неучеными и учеными обнаруживается определенная несогласованность). Язык есть деятельность, форма жизненной игры. Правила игры не изначальны, они формируются в сообществе, значит, значение слов конструируется в процессе жизни. Жизнь, язык, вера – главные изначальные феномены человека. По мнению Витгенштейна, логичный мир представлен в предложениях, их системах (мы верим не в отдельные слова и предложения, а в их системы). Итак, Витгенштейн выдвинул и обосновал модель «отражения» мира, где язык мыслился как предзаданный. В таком подходе заключен определенный рациональный момент: знания о мире зависят не только от того, каков мир сам по себе, но и от того, насколько адекватными, совершенными логико-языковыми средствами мы пользуемся в познании действительности. Смысловое исследование языка ведет к общей картине языка и от нее к построению своеобразной картины мира. В качестве побочного исследуется также путь «от мира к языку». Начинает осознаваться значение таких звеньев, как поведение, деятельность людей, сознание и познание.

Неопозитивисты абсолютизировали дискретность языка и мира: все можно познать, суммируя отдельные результаты дифференцированного знания. Но сознание, язык нацелены одновременно на освоение мира как целостного, непрерывного, а не только как дискретного.

Попытку преодолеть возникающие в логическом позитивизме трудности, связанные с абсолютизацией роли эмпирических данных познания, предпринял критический рационализм. Карл Поппер (1902–1994, основные сочинения: «Логика научного исследования», «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма», «Предположения и опровержения», «Объективное знание»), один из его представителей, предложил вместо принципа верификации принцип опровержения. Методология верификации (проверяемости), по мнению Поппера, строится на убеждении, что знание может быть абсолютно истинным. Но рано или поздно на смену прежней теории приходит новая. Окончательно теорию подтвердить нельзя, ее можно лишь опровергнуть. Поэтому задача научного познания состоит не в поиске абсолютного знания, теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост же знания достигается в ходе рациональной дискуссии. Философия, не обладая научным статусом, обладает смыслом. Так Поппер разрешает проблему разграничения науки и философии. Если наука в любой момент может оказаться фальсифицированной, то философия не поддается фальсификации. По модели Поппера, в основе науки лежат гипотезы, из которых по методу дедукции выводятся поддающиеся эмпирическому опровержению следствия.

Центральными темами аналитической философии со второй половины ХХ в. становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации. Заслуга неопозитивистов заключается в критике догматических представлений о соотношении языка и реальности, субъекта и объекта.

С начала 70-х годов ХХ в. складывается постпозитивизм. Его представители – И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци. Если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на изучение структуры научного знания, соотношение эмпирии и теории, их противопоставление, придерживался линейного подхода (постепенное накопление знаний) к развитию науки, отграничивал науку от метафизики (ненауки), то главными проблемами постпозитивизма стали динамика научного знания, его социокультурная детерминация, взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, история науки с признанием в ней революций, включение в научно-исследовательские программы философских обоснований.

В социологии элементы сциентизма проявились еще в учении Сен-Симона о научно и планово организованной крупной промышленности, где управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством производством. Позитивисты (Джон Стюарт Милль (1806–1873), Жан Кетле (1796–1874) и др.) стремились придать социологии статус научности, использовать достижения естественных наук.

Эмпирическое направление в западной социологии ХХ в. явилось в известном смысле противопоставлением теоретическим построениям классической социологии ХIХ в. Были сформулированы ценные для социологической науки постулаты позитивистского типа: 1) социальные явления подчиняются законам, в конечном счете общим как для природной, так и социальной реальности; 2) как в естествознании, методы социологического исследования должны быть точными, строгими и объективными; 3) социология должна быть свободной от идеологии.

Вместе с тем, социологическому позитивизму были присущи недостатки, выраженные в жестких, однозначных подходах. Считалось, что истинность знаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур (методики, техники социологического исследования). Утверждалось, что «субъективные аспекты» поведения можно изучить якобы только через открытое, наблюдаемое поведение. Одной из первых классических работ в области эмпирических исследований явилась работа О. Нейрата «Эмпирическая социология».

Формы «кибернетического» сциентизма и техницизма легли в основания концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества 50–90-х годов ХХ в. (У.У. Ростоу, Д. Белл, Е. Масуда, О. Тоффлер и др.). Распространяются представления о грядущей власти компетентных научно-технических специалистов. Д. Робертсон считает, что на путях своего интеллектуального восхождения человечество прошло 5 информационных революций. Они связаны с изобретением: 1) языка; 2) письменности; 3) книгопечатания; 4) электронных средств коммуникации; 5) микропроцессорных средств и особых машиночитаемых носителей, запоминающих эту информацию.

Имеются определенные точки соприкосновения между марксистской теорией социального прогресса и теорией постиндустриального общества.

1. Обе теории источником прогресса цивилизации и его измерителем называют совершенствование форм и методов материального производства.

2. Обе концепции выделяют в истории человечества три большие фазы. Маркс различал архаическую, антагонистическую и коммунистическую формации, а сторонники постиндустриализма – аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество.

3. В обеих теориях отмечается, что переходы от одной стадии к другой ознаменованы революционными изменениями, имеющими длительный процесс, который революционен скорее по своей сущности, чем по характеру.

4. Общая направленность обеих теорий – гуманистическая.

5. В обеих концепциях третья фаза общественной эволюции – революции характеризуется как постэкономическая. Дело в том, что среди ценностей главной становится стремление людей к знанию, к саморазвитию и самовыражению, возникает система управления, основанная на широком участии как менеджеров, так и работников.

Классический технократизм, построенный на методологии технологического детерминизма, во второй половине ХХ в. под влиянием экологизации общественного сознания, осмысления противоречивых последствий НТР, эволюционизировал, впитал в себя гуманистические ценности. Реакцией на преувеличение роли науки и техники, особенно на их негативные последствия из-за несистемного применения, стали антитехницистские, антисциентистские произведения, в которых даются образы «машинизированного» будущего, отождествленного с тоталитарным государством, где подавлены свобода и индивидуальность.

Для существования различных форм позитивизма имеются основания, ибо имеются противоречия в самой философии, сложностях в осуществлении ее связей с практикой; философия загромождена полумистическими понятиями (абсолютный дух, чистый разум и т.д.); возрастает роль точных и конкретных знаний, эффективных действий, хорошо обоснованных рекомендаций во всех областях деятельности; на философию оказывают влияние стандарты культуры мышления, сложившиеся в науках о природе, в математике и математической логике. Что касается претензий на «нейтральность» в науке, то в мире, где человеческие действия пронизаны интересами, свободными от «тенденциозности», субъективности (наряду с объективностью), наук быть не может. Вместе с тем в нейтрализме в определенной степени просматривается стремление к целостности (синтезу) в многообразии (через точки соприкосновения различных школ материализма и идеализма, текстов, культур, ценностей и т.д.), что закладывает возможность многоаспектного решения философских проблем.

Результаты «позитивизации» неоднозначны.

Ее положительное влияние сказывается в том, что философия подключается к общим процессам развития точного знания, оказывается воздействие на развитие логики и методологии науки, укрепляется «дисциплина» мысли, конкретнее разрабатываются философские проблемы естествознания, математики, технических наук. Позитивизм выявил структуру ставшего знания, выделил его эмпирический и теоретический уровни, проанализировал особенности теоретических и эмпирических терминов, провел различие между наблюдением и фактом (факт образуется при интерпретации данных наблюдений). К достижениям философов-позитивистов относятся результаты изучения границ и возможных видов формализации знания, создание семиотики – науки о знаковых системах. Результаты исследований в области семиотики легли в основу современных искусственных кибернетических языков. Это имеет не только конкретно-научное, но и философское значение, поскольку выявляются различия и связи обыденного и искусственных (научных) языков и соответствующих им видов знания. Некоторые идеи социологического сциентизма использованы в разработке концепции цивилизационного развития.

Вместе с тем происходит сужение поля философии, умаление или исключение из анализа деятельности человека, порождается определенный разрыв между эмпирическим и теоретическим знанием.