Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Калмыков.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
2.21 Mб
Скачать

16.4. Социальная структура как сфера

общественной жизни

Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспособление, оппозиция и компромисс) индивидов и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль, индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивным формам производства соответствовали формы кровнородственной связи и типы семьи*, простейшие социальные отношения**. Элементами такого общества были род (объединение кровных родственников по единству происхождения, обладающих общим местом поселения, общим языком, сходными обычаями и верованиями) и племя (объединения вышедших из одного корня родов).

Социально единое общество постепенно перерастало в социально-дифференцированное. Это происходило на основе расчленения функций внутри технологии, общественного разделения труда. Складывались социально-этническая подструктура (народности и нации), социально-демографическая (разделение людей по полу и возрасту), социально-простран-ственная (разделение людей по типам поселения на городское и сельское), социально-классовая (основой общества выступает классовое деление) и профессионально-образовательная (общество характеризуется с точки зрения занятия его членов преимущественно умственным или физическим трудом, профессиональных и образовательных параметров). В разделенное общество также входят первичные коллективы людей (в первую очередь трудовые), семья и индивиды. Формируются и иные социальные образования: неформальные группы (объединенные решением общих для себя задач), диффузные (временные образования, например, на митингах), элитные.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, основанная на территориальных связях между людьми, имеющая зачатки экономических связей, общие язык и культуру. Что касается нации, то ее, вероятно, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации. В нации как этнической общности подчеркивается значение единого языка и самосознания. Существует также подход к пониманию нации как политической общности граждан определенного государства. Нации – продукт индустриальной эпохи и политической централизации, пришедшей на смену феодальной раздробленности. Важную роль в формировании наций из народностей играет интеллигенция, борющаяся за сохранение этнических традиций.

Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов, полагал К.Маркс, является их историческое место в определенной системе производства158. «Классами называются большие группы людей, – писал В.И. Ленин, – различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»159.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в определении классов), но и по иным критериям: профессии, занятости, доходу, образованию, квалификации, партийной принадлежности, психологии и т.д. Классовая и стратификационная модели дополняют друг друга, дают достаточно универсальную, а не одномерную картину социальной структуры. Усложняющееся общественное разделение труда обусловливает разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного компромисса интересов различных слоев населения.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Одним из первых процессы социальной мобильности и социальной стратификации исследовал П.А. Сорокин. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить. Общим становится эталон общения: вежливые улыбки, спокойствие, юмор в напряженных ситуациях, самодисциплина и порядок в толпе и пр.160. Майер, Гароди, Белл, Маркузе, Ригби исследуют различные направления «размывания» социальной структуры общества.

По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия – профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Современный человек не стремится к единообразию, а предпочитает многообразие. В этом заключается позитивный момент социальной дифференциации. В дифференциации имеются и негативные последствия. В международном плане сейчас обостряется противоречие за рынки сбыта, использование ресурсов планеты между сверхразвитой частью мировой капиталистической системы и остальным миром. Так, страны так называемого «золотого миллиарда» потребляют около 80% мировых сырьевых ресурсов. Жизненный уровень населения богатых стран превышал сейчас примерно равное по численности населения самых бедных стран в 75 раз и продолжает расти161.

Абсолютизация любой тенденции – объединительной (интеграционной) или учитывающей специфику социально-этнических общностей – некорректна. Ведь «сплошная» интеграция «растворяет» общности и индивидов в едином потоке, а чрезмерная дифференциация рождает замкнутость на уровне индивидов, коллективов, социальных групп, наций, регионов, государств.

В целом классовая структура в известной степени размывается, а внутриклассовая и неклассовая (слоевая) социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сближения и уникализации. Надо полагать, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Вероятно, в отдаленной перспективе будет единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранятся первичные коллективы, на основе разделения труда – социальные группы, семья и индивиды.