Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Калмыков.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Т ема 8. Практика как человеческий способ отношения к миру

8.1. Качественное отличие практики

ОТ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Животному и человеку присуще общее – поведение, т.е. система действий, которая состоит в адаптации к среде, а также в саморегуляции.

Для существ живой природы характерна стихийно направленная активность, позволяющая им в их отношениях к окружающей среде самоподдерживать свое существование. Если поведение животных определяется опытом, закодированном в генах, то в обществе определяющее значение имеет социальное наследование. Последнее включает в свой состав помимо осознанных смыслов и значений также бессознательное.

Специфическую для человека деятельность, в отличие от поведения животных, Аристотель выделил в особое понятие – праксис. Это понятие философ распространил не только на материальное производство, но и на сферу межличностных, политических и нравственных отношений. По Аристотелю, цель теоретизирования – истина, а цель практики – делание. Философия Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Локк) практику рассматривала как облегчение бедствий человеческого существования и достижение благих целей, согласия между людьми. Кант характеризовал практику в категориях цели, свободы, воли и нравственности. В диалектико-материалистической философии практика – активная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности и совершенствование самого человека, на утверждение добра и искоренение зла. Деятельность включает в себя людей, их потребности и интересы, ценности, знания и навыки, мотивы, цели, программы, предмет, средства и формы ее осуществления, конкретные операции. В философии ХХ-ХХІ вв. практика есть деятельность индивида, понимаемого как волевое (прагматизм), рациональное (неопозитивизм) существо, реализующее свою свободу в проекте и выборе (экзистенциализм).

Активность человека не абсолютна, согласуется с зависимостью человека от мира. Неприемлемы обе крайности по отношению человека к миру: созерцательность и беспредпосылочный активизм. Человек приспосабливается (поскольку зависит от мира, включен в среду) и изменяет реальность, в отличие от высших животных, преимущественно внебиологическими социо-культурными средствами.

В разнообразии социальных программ, регулирующих практику, можно выделить следующие уровни: а) реликтовые программы (суеверия, приметы и т.п.), сложившиеся в первобытную эпоху и в последующем утратившие свое значение; б) программы поведения, деятельности и общения, обеспечивающие современное воспроизводство социума; в) программы социальной жизни, адресованные в будущее (теоретические знания, вызывающие перевороты в технике и технологии, идеалы будущего социального устройства, новые нравственные принципы и т.д.). Отдельные элементы и проекты будущих программ превращаются в программы современной регуляции жизни, а те или иные элементы последних, теряя свою ценность, превращаются в реликтовые образования, либо вовсе выпадают из потока культурной трансляции. Человеческие действия объясняются не только рациональным расчетом, но и конвенционально, т.е. подчиняются принятым правилам. Человеческое поведение зависит от физиологии, когда человек стремится экономить энергию и силы, а также обусловлено социально, т.е. человек следует имеющимся социальным принципам поведения, диктуемым обществом.

Для бытия человека в мире (практики), в отличие от животных, характерны: а) открытость отношения к миру, способность вписаться в более широкий контекст сущего, где каждое действие обусловлено внутренней логикой того или иного процесса и постоянно корректируется на основе имеющегося в голове человека идеального образа и плана; б) возможность освоения объективной реальности, развития новых способов и средств взаимодействия с нею, преодоление давления заданных человеку условий; в) создание системы искусственных средств преобразования действительности, которая воспроизводится в процессе исторического развития человечества и передается от поколения к поколению; г) изменение человеком собственной природы.

Любая грань, высвечиваемая с помощью практики в объекте, определяется, с одной стороны, многомерностью самого объекта, а с другой – способностями человека. Характер и целесообразность практической деятельности человека определяются природой предметов и явлений, с которыми он имеет дело. Вместе с тем практика субъективна по форме, ибо это деятельность человека, субъекта. Человек не только субъект, но и объект практического действия (ведь деятельность направлена и на входящих в социальный мир людей).