Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Учебный год 2024 / GIA_konsolidirovannaya_versia.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
586.87 Кб
Скачать

8. Правовое регулирование создания и функционирования «мегасайенс»-установок под управлением международных межправительственных организаций (церн, итер, оияи и др.)

Феномен мегасайенс — пожалуй, как никакое другое явление современной научно-технологической жизни,— подталкивает государства к объединению усилий, к взаимной интеграции. В каких формах может осуществляться подобная интеграция?

Мировая практика показывает, поставленный вопрос не имеет единого варианта ответа, точнее, допускает различные варианты с использованием разных конструкций из разных правовых систем (национального, международного, европейского права).

Один вариант состоит в использовании международно-правовой формы: в учреждении международной межправительственной организации, которой входящие в ее со став государства поручают реализовывать тот или иной инфраструктурный проект за счет совместно выделяемых этими государствами финансовых средств.

Международные межправительственные организации (ММПО) являются юридической конструкцией международного (публичного) права, предназначенной для обеспечения постоянного взаимодействия между входящими в них странами (государствами-членами).

Постоянный характер ММПО, включая постоянный организационный механизм (наличие собственных органов управления, совместно формируемых государствами-членами), а также наделение ММПО качеством самостоятельной юридической личности (правосубъектностью) позволяют использовать их как форму для осуществления межправительственных организаций проектов сотрудничества и интеграции заинтересованных государств в самых разных областях, в том числе в области науки, включая мегасайенс.

В ходе использования ММПО для целей создания интегрированных объектов мегасайенс, других исследовательских инфраструктур сложилось два типа подобных организаций.

Первый — ММПО проектного типа. Подобные ММПО создаются под определенный инфраструктурный проект, который реализуется под эгидой и в дальнейшем управляется соответствующей организацией.

Важнейшим примером такого рода проектов служит проект Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР)29, который представляет собой «интегрированный технический проект исследовательской установки, предназначенной для демонстрации возможности использования термоядерного синтеза как источника энергии» (преамбула Соглашения о создании Международной организации ИТЭР по термоядерной энергии для совместной реализации проекта ИТЭР от 21 ноября 2006 г.).

Для строительства и использования реактора ИТЭР на основании Соглашения 2006 г. была образована специализированная ММПО — Международная организация ИТЭР по термоядерной энергии, членами которой стали Россия, Индия, Китай, Республика Корея, США, Япония, а также Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), фактически ЕС, где размещается штаб-квартира ИТЭР и строятся установки искомого реактора (Евратом — принимающая организация, Франция — принимающее государство).

Более широкие перспективы для развития международной интеграции в области крупных и иных исследовательских инфраструктур предоставляют ММПО рамочного типа, учредительные договоры которых допускают возможность реализации любых инфраструктурных проектов применительно к той или иной научной дисциплине.

Пионером среди ММПО рамочного типа является созданная в начале 1950-х гг. Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН)31. В соответствии со своим учредительным договором — Конвенцией об учреждении Европейской организации ядерных исследований от 1 июля 1953 г., ЦЕРН уполномочен осуществлять «строительство и эксплуатацию одной или большего числа лабораторий» согласно программам деятельности, утверждаемым и изменяемым его высшим руководящим органом из представителей государств-членов — Советом. Последний назначает для каждой лаборатории отдельного Генерального директора, которому оказывают поддержку «научный, технический, административный персонал и секретариат, признанный необходимым и санкционированный Советом».

К числу крупнейших инфраструктурных мероприятий ЦЕРН относится и упомянутый в начале статьи проект «Большого адронного коллайдера ^НС)». Нормативной основой для строительства коллайдера стала принятая в 1994 г. Советом ЦЕРН Резолюция об утверждении проекта LHC, на основании которой проект был включен в базовую программу ЦЕРН с выделением соответствующего финансирования.

В соответствии с учредительным договором ЦЕРН каждое государство-член самостоятельно решает вопрос об участии или неучастии в его конкретных программах деятельности, но должно участвовать как минимум в одной из таких программ. Не участвующее государство освобождается от необходимости платить дополнительные взносы в бюджет ЦЕРН, но не имеет и права голоса в Совете ЦЕРН при решении вопросов в отношении программы, в которой оно не участвует. Если государство присоединяется к программе позднее, то оно должно уплатить специальный финансовый взнос в целях компенсации расходов, уже понесенных государствами, которые стали участниками и инвесторами программы на предыдущих этапах.

На территории государств-членов ЦЕРН наделяется привилегиями и иммунитетами в соответствии со специальными соглашениями, заключаемыми с ними с этой целью. «Соглашения, которые будут заключены между Организацией и государствами-членами, на чьей территории расположены лаборатории, помимо положений о привилегиях и иммунитетах будут содержать положения, необходимые для урегулирования специальных отношений [связанных с функционированием лаборатории — Прим. авт.] между Организацией и данными государствами-членами» (ст. IX «Правовой статус» Конвенции об учреждении Европейской организации ядерных исследований).

Применительно к астрономическим исследованиям подобную роль играет созданная в 1962 г. Европейская организация по астрономическим исследованиям в Южном полушарии, более известная под кратким наименованием «Европейская южная обсерватория (ESO)».

Исходя из того, что «изучение южной небесной полусферы продвинулось вперед значительно меньше, чем изучение северной полусферы» (преамбула Конвенции о создании Европейской организации по астрономическим исследованиям в Южном полушарии от 5 октября 1962 г.)35, государства-члены поставили перед ESO целью построить, снабдить оборудованием и обеспечить функционирование астрономической обсерватории, включающей комплекс телескопов и другой аппаратуры (с этой целью необходимые участки земли арендованы в южноамериканском государстве Чили, не входящем в состав ESO).

Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) создан в 1956 г. Его учредительным договором является Соглашение об организации Объединенного института ядерных исследований от 26 марта 1956 г., положения которого дополняет его Устав (принят в первоначальной редакции совещанием полномочных представителей государств-членов 23 сентября 1956 г.; пересмотренная редакция, в которую позднее также вносились изменения и дополнения, утверждена 23 июня 1992 г.).

В соответствии с учредительным договором и Уставом, ОИЯИ является международной межправительственной научно-исследовательской организацией с местонахождением в г. Дубне (Московская область). В качестве международной межправительственной организации ОИЯИ пользуется привилегиями и иммунитетами на территории России, закрепленными в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований на территории Российской Федерации от 23 октября 1995 г.

Высшим органом ОИЯИ является Комитет полномочных представителей правительств государств-членов, при котором действуют Ученый совет и Финансовый комитет. Непосредственное управление деятельностью ОИЯИ осуществляет дирекция во главе с директором, при которой на правах совещательного органа функционирует научно-технический совет. ОИЯИ имеет собственный штат научных сотрудников и иной персонал, комплектуемый из граждан всех государств-членов.

Первоначально государствами — членами ОИЯИ являлись СССР и другие страны «Социалистического содружества», преимущественно восточноевропейские. В отличие от других сходных по составу организаций (например, Совет экономической взаимопомощи, Организация Варшавского договора), ОИЯИ не прекратил существование после распада «Социалистического содружества» и СССР, продолжив осуществлять научные исследования, в том числе в области физики частиц.

В настоящее время в состав ОИЯИ входят 18 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Вьетнам, Грузия, Казахстан, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Узбекистан, Украина, Чехия.

С рядом других государств ОИЯИ в качестве международной межправительственной организации заключил международные договоры о сотрудничестве: с Венгрией, Германией, Египтом, Италией, Сербией, Южно-Африканской Республикой.

Как научная организация, ОИЯИ также поддерживает непосредственные контакты с научными и образовательными организациями разных стран мира (более чем 800 научных центров и университетов из 62 стран).

ОИЯИ и ЦЕРН являются не только конкурентами, но и партнерами в развитии физики частиц. В частности, ОИЯИ участвовал в строительстве Большого адронного коллайдера, был и остается самостоятельной стороной меморандумов о взаимопонимании коллабораций БАК, являясь их членом на правах одновременно института и финансирующего учреждения.

Международно-правовые рамки сотрудничества ОИЯИ и ЦЕРН закрепляет двустороннее соглашение о научном и техническом сотрудничестве в физике высоких энергий, дополненное рядом протоколов и меморандумов о взаимопонимании.

Научным мегапроектом ОИЯИ, реализуемым в настоящее время, является проект строительства Комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов — NICA (англ. Nuclotron-based Ion Collider fAcility).

В целях привлечения материальных (денежных и в натуре — поставки оборудования) и интеллектуальных вкладов ученых других стран, как представляется, ОИЯИ вполне мог взять на вооружение юридическую модель Большого адронного коллайдера ЦЕРН, вплоть до текстуального заимствования нормативных положений рассмотренных выше документов. Предпосылкой к этому служит наличие у ОИЯИ, как и у ЦЕРН, статуса международной межправительственной организации и, соответственно, определенной экстерриториальности в пределах района своей деятельности в государстве местонахождения.