Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_po_filosofii.doc
Скачиваний:
184
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
579.58 Кб
Скачать

32. Философия всеединства п. Соловьева. Учение о Софии и Богочело-вечестве в русской философии.

Учение о Софии и Богочеловеческом процессе

В настоящем разделе речь пойдёт о Богочеловеческом процессе, в котором одновременно с Богоявлением и откровением совершается преображение духа и плоти и подготавливается не только приход Бога-Сына, но и воскресение телесности для «вечного царства».

Исследуемое нами направление в русской философии основывается на учении о Софии, Матери Мира, божественном по своей природе «женственном» начале, которое через Бога-Сына должно соединить абсолютное и относительное в вечном акте творения.

Софиология - одна из излюбленных тем русской философии конца XIX - начала ХХ вв. Основателем этой традиции по праву может считаться известный философ В.С.Соловьёв (хотя честь открытия Матери Мира - извечной спутницы всякой мифологии и религии - принадлежит не ему). Его достойными продолжателями были философ-богослов С.Н.Булгаков, отчасти С.Л.Франк. Своеобразную, космополитическую трактовку Софии даёт один из выдающихся учёных ХХ в. Н.К.Рерих.

Древний культ Матери Мира (Матери Земли Сырой), в котором соединены идеи вечной жизни, вечной любви, жертвы (« аще не умрет, не оживет»), не случайно положен в основу онтологии нравственной философии. Он ценен, прежде всего, своей конструктивностью. София не оставляет места раздору, она всё примиряет, есть вечное «и – и» вместо «или-или». Даже в самом этом «отрицании отрицания» София глубоко позитивна, она оставляет место всякому «нет», поглощая его в абсолютном «да». «Быть или не быть» для Матери Мира - вечное «быть».

В Софии нет места смерти, она есть вечная жизнь. Здесь, в этом пункте, русская философия преодолевает « некрофилическую» жертвенность русского радикализма XIX - начала XX вв., уходит от зла-демиурга, утверждает равенство тела и духа в богочеловечестве.

Схожее, однако, по существу иное представление находим у В.С.Соловьёва. Вероятно, испытав влияние Гегеля, видевшего в низшем потенцию высшей формы, он приходит к идее эволюции, как последовательной смены форм, в каждой стадии которой высшее открывается низшему и в низшем. Содержание земного прогресса - улучшение форм как условий для откровения абсолютного. Близок к Соловьёву П.И.Новгородцев, в понимании которого прогресс есть осуществление Абсолютного в каждой стадии развития относительных явлений.

Завершением эволюции (прогресса) по Соловьёву является наступление «Царства Божия», т.е. совершенного нравственного порядка (личность и общество). Некоторый утопизм такого построения (так как «царство» есть явление, по существу, историческое) смягчается указанием на добровольность принятия «царства» (что на практике представляется достаточно проблематичным), а также на то, что завершение истории не является следствием непрерывного развития человеческой разумности. Утопичность соловьёвского «Царства Божия» смягчает Ф.А.Степун. В нём он усматривает вечный «путь, истину и жизнь», личное состояние « спасённости».

Таким образом, в представлении русской мысли история есть процесс воспитания человеческого рода, накопления духовных и материальных ценностей для подготовки к преображению и воскресению, шире - развёртывание и развитие вечной силы бытия. Усвоение и развитие добра, как элемента богоявления, есть единственный оправданный прогресс, для которого знание и материальные ценности накапливаются как средства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]