Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Энтина.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
3.17 Mб
Скачать

Глава 22. Институты, инструменты и основные направления

обходимы для достижения целей и реализации его внутренней компетенции или сказываются на применении коммунитарного права. Соответственно п. 2 ст. 3 ДЕС закрепляет, что ЕС «обла­дает исключительной компетенцией заключать международные соглашения, когда их заключение предусматривается законода­тельным актом Союза, или необходимо для отправления Сою­зом его внутренней компетенции, или может либо затронуть общие нормы, либо изменить сферу их действия». А п. 2 ст. 216 в более широком плане устанавливает, что международные со­глашения заключаются также как по предписанию Договоров и текущего законодательства, так и для «достижения целей, ука­занных в Договорах».

Согласно п. 1 ст. 133 Договора о Сообществе, сейчас п. 1е ст. 3 ДФЕС, общая торговая политика, или, иначе, внешнетор­говая политика, была отнесена к его исключительной компе­тенции. Передав на наднациональный уровень свои суверенные полномочия в данной сфере, государства-члены утратили право предпринимать противоречащие им самостоятельные и одно­сторонние действия. Без наделения Сообщества исключитель­ной компетенцией на ведение внешней торговли было бы невозможно создание таможенного союза, а в дальнейшем — и общего рынка. Исключительная компетенция Сообщества распространялась в основном на торговлю товарами, трансгра­ничными услугами и некоторыми крайне специфическими объ­ектами интеллектуальной собственности. Однако п. 5 ст. 133 делал ее предметную сферу гораздо более всеобъемлющей. В нем предусматривалась возможность единогласным решени­ем Совета ЕС включить в эту сферу «переговоры и междуна­родные соглашения, касающиеся услуг и прав интеллектуаль­ной собственности». Ниццский договор 2001 г. сделал важный шаг на пути к ее дальнейшему расширению. Он в целом рас­пространил исключительную компетенцию ЕС на торговлю услугами и коммерческие аспекты интеллектуальной собствен­ности. Исключение составляли торговля культурными, образо­вательными и аудиовизуальными услугами, социальное и ме­дицинское обслуживание людей. Они были в совместной компетенции Сообщества и государств-членов. Лиссабонский договор завершил этот процесс.

Основными инструментами внешнеторговой политики ЕС являются соглашения о торговом сотрудничестве с третьими

государствами и международными организациями и набор ав­тономных (односторонних) юридических инструментов. К их числу относятся, например, акты таможенного законодательст­ва, такие как Таможенный кодекс, регламенты, устанавливаю­щие ставки пошлин единого таможенного тарифа, акты анти­демпингового законодательства, в том числе регламенты о за­щите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС, и т. д.

Внешнеторговые полномочия ЕС реализуются главным об­разом ЕК. Она готовит предложения для Совета ЕС по осуще­ствлению внешнеторговой политики. От Комиссии исходит инициатива заключения соглашения с одним или несколькими государствами или международными организациями. Она вно­сит на рассмотрение Совета ЕС предложения по переговорным позициям. После их одобрения (в форме директив) ЕК непо­средственно ведет сами переговоры. При этом она находится в постоянном контакте с подотчетным Совету ЕС специальным комитетом. Проект соглашения утверждается Советом ЕС. Но ответственность за практическое выполнение соглашения все­ми сторонами, так же как и за повседневную реализацию об­щей торговой политики, лежит на ЕК. Правда, считается, что она работает в тесном контакте с Советом ЕС при поддержке собирающегося на регулярные заседания специализированного межправительственного комитета. Очень важно, что решения по вопросам внешнеторговой политики принимаются Советом ЕС квалифицированным большинством голосов, как закрепля­ет п. 4 ст. 207 ДФЕС (бывшая ст. 133 Договора о Сообществе). Исключения касаются сферы предоставления услуг и коммер­ческих аспектов интелектуальной собственности, а также пря­мых иностранных инвестиций, если внутренние нормы ЕС предусматривают по затрагиваемым вопросам единогласие в качестве процедуры принятия решения. Единогласие также требуется тогда, когда соглашения касаются торговли культур­ными и аудиовизуальными услугами и могут нанести ущреб культурному и лингвистическому разнообразию Союза или торговли социальными, образовательными и медицинскими ус­лугами, которая может повлечь серьезную дезорганизацию их предоставления на национальном уровне. Европарламент в прошлом был подключен к внешнеторговой деятельности ЕС относительно слабо. Он на регулярной основе получал отчеты,

471

470

Часть IV. Правовые основы общей внешней политики