Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общий текст сетевого курса "Философия".doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.8 Mб
Скачать

§ 2. Уровни знания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное. Единство анализа и синтеза в познании

Чувственное и рациональное отражение действительности — основные уровни всякого познания. Однако в ходе исторического развития с появлением научного познания эти уровни принимают вид эмпирического и теоретического уровней науки.

Эмпирический уровень научного познания связан с получением знания посредством специальных процедур наблюдения и эксперимента, которое затем подвергается определенной рациональной обработке. На этом уровне предмет отражается со стороны тех свойств и отношений, которые доступны определенным образом организованному чувственному созерцанию, например, в форме треков (траекторий) элементарных частиц в камере Вильсона. Полученные таким образом данные наблюдения и эксперимента, как основных форм непосредственного научного исследования, выступают базисом, из которого исходит теоретическое исследование, теоретический уровень науки.

Наблюдение и эксперимент со временем претерпели существенные изменения, приобрели самые различные формы. Они берут начало с простейших процедур так называемого опытного познания. В современной науке мы встречаемся с весьма сложными формами наблюдения и эксперимента, использующими сложнейшие технические приспособления и опирающимися на развитое теоретическое знание. Сегодня наблюдение и эксперимент подчинены теоретическому знанию. Но и сегодня наблюдение и эксперимент остаются «зоной контакта теории с объективной реальностью» (6, с. 44).

Основной формой знания на эмпирическом уровне является научный факт, фактическое знание, как результат первичной обработки и систематизации данных наблюдения и эксперимента. При этом следует различать факты научного познания (научные факты) и факты обыденного сознания и познания, а также факты различных сфер познавательной активности человека, непосредственно не связанных с наукой, — политические факты, правовые факты, факты нравственного сознания (морали), эстетические факты, факты религиозного сознания. Основу современного эмпирического знания составляют факты науки. Существуют кроме того так называемые артефакты как искажение действительности на основе предвзятой теории, например, факты, якобы подтверждающие наследование благоприятных признаков (7, с. 75).

На теоретическом уровне науки объект представлен со стороны его связей и закономерностей, выявленных не только и не столько в опыте, т.е. в ходе наблюдений и экспериментов, сколько обнаруженных уже в ходе автономного мыслительного процесса. Задача науки заключается в том, «чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему (невидимому — С. Х.) движению» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25, ч. 1, с. 343).

Теоретическое познание может выходить далеко за пределы чувственного опыта, данных наблюдения и эксперимента, и даже вступать при этом в противоречия с непосредственными чувственными данными. Например, теория утверждает, что Земля вращается вокруг Солнца. Каждодневное же наблюдение показывает обратное — Солнце перемещается относительно наблюдателя, находящегося в определенной точке поверхности Земли. Победа первого утверждения, как известно, была большим потрясением для рядового средневекового человека. Но противоречия между теоретическим и эмпирическим уровнями познания имеют объективную диалектическую природу. Эти противоречия сами по себе не опровергают ни эмпирические, ни теоретические положения. Решение в пользу того или другого положения зависит только от хода дальнейших исследований и проверки их результатов на практике. Важнейшую роль здесь играет гипотеза. Ф. Энгельс считал даже, что именно гипотеза является основной формой развития знания. Дальнейшее развитие гипотезы, гипотетического знания ведет к формированию теории как основной формы уже сложившегося, как бы «успокоившегося» теоретического знания.

Не следует, однако, забывать, что во всякой теории могут встречаться как уже доказанные, истинные элементы, проверенные на практике, так и элементы, все еще остающиеся гипотетическими, требующими не просто дальнейшей разработки, но и проверки. Это те элементы теории, которые могут быть отброшены в будущем, в то время как достоверные элементы теории, в худшем случае, могут быть лишь частично изменены, уточнены, подправлены.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания находятся в постоянном движении. Отношения внутри каждого из них постоянно изменяются. Эмпирический и теоретический уровни тесно взаимосвязаны. Теоретические построения возникают на основе обобщения предшествующих знаний, в том числе полученных непосредственно из наблюдений и экспериментов. Сказанное, однако, не следует понимать таким образом, что все теории непосредственно исходят из опыта, эмпирических знаний. Многие современные теории строятся на основе уже имеющихся теорий — теорий предшествующего уровня. Но если рассматривать теоретическое познание как целое, то оно, конечно же, связано с эмпирическим уровнем, чувственными данными, фактами наблюдений и экспериментов.

Развитие научного познания предполагает постоянное взаимодействие опытных и теоретических элементов. Абсолютизация одного из этих начал пагубно сказывается на всей науке. Но основной путь развития науки сегодня определяется не количеством проведенных наблюдений и экспериментов самих по себе, а количеством и качеством выдвинутых и сформированных на их основе гипотез и теорий.

Познающий человек стремится к конкретному и в то же время к разностороннему, «многоохватному» знанию. Но чтобы подняться на новую, более высокую ступень теоретически конкретного знания, сначала нужно изучить объект с отдельных сторон, отвлекшись, абстрагировавшись на время, от других его сторон. Всякое рациональное познание представляет собой постижение действительности посредством абстракции. Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) является важнейшим способом отражения объекта в мышлении. Именно посредством абстракций выделяются существенные свойства и отношения вещей. Мышление ученого может даже абстрагироваться на время от самого объекта как целостного образования, сосредоточившись только на определенных его сторонах. Выделенные путем абстрагирования отдельные стороны предметов выступают в качестве особых — абстрактных предметов исследования.

Никакие абстракции сами по себе, однако, не могут составить все содержание познания. Они выступают лишь материалом, теми кирпичиками, из которых должно быть получено теоретически конкретное знание. Движение исследования от абстракций к всестороннему теоретическому воспроизведению сущностного содержания вещей называют восхождением от абстрактного к конкретному, всестороннему знанию. Так достигается мысленное воспроизведение объекта в его целостности. Движение от чувственно-конкретного знания через абстрактное к конкретному в мышлении, то есть к разностороннему теоретическому знанию, является общим законом развития теоретического познания и знания. Познание движется от знания явления к знанию сущности, и далее — от знания сущности одного порядка к знанию сущности другого, более глубокого порядка.

Знание теряет очень много, если оно не носит конкретного характера. Это может выражаться в том, что даже достаточно большой объем накопленного знания не обязательно ведет к пониманию природы объекта, его сущности. Знание и понимание — это далеко не одно и то же. Всякое понимание связано со знанием, но не всякое знание ведет к пониманию объекта. Для действительного понимания, которое проявляется в реальном овладении объектом, необходимо именно теоретически-конкретное знание.

Движение познания от чувственно-конкретного к абстрактному и далее к теоретически-конкретному знанию происходит при участии таких приемов, как анализ и синтез. Причем, синтез бывает успешным только тогда, когда на аналитической стадии исследования вскрывается некий закон, на основе которого можно объединить знание об отдельных сторонах объекта. Знание о такой объединяющей основе называют идеей. Единство синтетического и аналитического подходов лежит в основе всякого познания.