Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Arkhangelskiy_A_Gumanitarnaya_politika_M_2006

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
21.53 Mб
Скачать

тизм. Но война близка к завершению. И давай­ те лучше поговорим не о том, что позади, а о том, что впереди. Впереди же, по-моему, не торжество «благой вести» демократии, но и не катастрофа. Впереди — сложный, многосостав­ ный, болезненный для нашего манихейского сознания процесс. Если коротко: мир на пере­ путье. Начало войны выбило его из той колеи, по которой он худо-бедно двигался после 1945 года. Скорая победа американцев сохра­ нила шанс выйти из сложной ситуации с наи­ меньшими потерями. То есть мы избежали вполне возможного экономического хаоса, полной политической дестабилизации и то­ тальной смены раскладов в мировой политике. И теперь мировые лидеры могут переговорным путем восстановить утраченное равновесие.

Богомолов: Ситуация много сложнее. Я имею в виду не геополитику, а цивилиза­ цию. Нарушен какой-то ее важный цивилиза­ ционный код этой войной. Ее успех — наше общее несчастье. Во-первых, создан прецедент превентивной войны, начатой демократиче­ ской страной. И не понадобился какой-ника­ кой casus belli, ну хотя бы фальшивый. А лице­ мерия было при этом достаточно. Началась война под лозунгом уничтожения оружия мас­ сового поражения, а завершилась девизом: «Мы боремся за вашу и нашу свободу». Алек­ сей Венедиктов объявил, что американцы

210

иангличане умирают за наше с вами, Александр Николаевич, будущее. Во-вторых. Когда в го­ сударстве создается неподконтрольная супер­ структура, то это становится угрозой для демократии вообще и отдельных граждан в частности. То же самое и на уровне мирово­ го сообщества. Вышла парадоксальная ситуа­ ция: демократия для внутреннего потребле­ ния — и тоталитарные рефлексы на экспорт. Наконец, в-третьих. Короткая, относительно бескровная война позволяет пересмотреть от­ ношение к этой практике в принципе. Не так она страшна, как ее малюют пацифисты. Иракская война даст новый импульс к техно­ логизации убийства, а следовательно, и к гу­ манизации собственно войны. Все это ее уза­ конивает. Вот это и есть внутренний сдвиг нашей цивилизации, «раскачивание» ее кода.

Архангельский: Эх, милый Юрий Алек­ сандрович, если б вы позанимались историей войн XIX и более далеких веков, вы бы так пре­ зрительно о щадящей технологии не отзыва­ лись. Если уж суждено умирать на войне, то лучше умирать с хорошей гнойной хирургией

инаркозом, а не попадать на операционный стол — стакан водки в зубы и под пилу хирур­ га, вживую. Лучше попасть под настоящую бомбу, чем под пушечное ядро, которое выры­ вает внутренности, но вполне может на какоето время оставить в живых. Это все тоже тех­

211

нология. Хотите — считайте такой подход ци­ ническим. Что же до поломок цивилизации...

Да давно уже все поломалось — на Югославии, а не на Ираке. От чего, конечно, не легче. Можно делать из этого эсхатологические вы­ воды, а можно — пытаться найти выход в за­ данных историей обстоятельствах. Так, чтоб нашим детям и внукам было не столь грустно жить на белом свете, где отсутствует уют, вол­ ки воют на рассвете, ночью зайчика грызут. По-моему, эта забота о детях и внуках — един­ ственно моральная позиция. Разве не так?

Богомолов: Так-то оно так, в том, что ка­ сается детей и внуков. А в том, что касается войны... Я-то имел в виду высокоточное ору­ жие, которое позволяет минимизировать по­ тери и страдания. Война упакована в целло­ фан, помещена в телевизионный аквариум. Она стала гуманнее. Это хорошо, но это же создает соблазн при первой возможности при­ бегать к решению вопроса посредством пре­ вентивной агрессии. Впрочем, время, наде­ юсь, нас (и не только нас) рассудит.

Архангельский: На том и помиримся.

14 апреля

А ГРОБ И НЫНЕ ТАМ

Сегодня очередная годовщина со дня рожде­ ния вождя мирового пролетариата. Кажется,

212

133-я. Точно не помню. И вообще очень хотелось бы забыть об этом персонаже, как забыли мы имя того императора, который две тысячи лет назад топил китайских философов в сортирах.

Не получится.

Не потому, что две тысячи лет еще не про­ шли, да мы и не в Китае; а потому, что родимая наша страна так и не выяснила отношения со своим прошлым, замотала нерешенные про­ блемы истории, сделала вид, что устремилась в будущее, а сама погрузилась в сладкую спячку.

Было время — казалось, обсуждению глав­ ных тем настоящего и минувшего не будет конца; страна приникла к радиоприемникам и телевизорам, превратилась в огромное кол­ лективное ухо, жадно вслушиваясь в публич­ ные дискуссии; не менее жадно она вчитыва­ лась в перестроечные газеты и журналы. Почему же бурные споры тех лет — в том чис­ ле о необходимости захоронить тело Лени­ на — на рубеже 90-х сами собой прекрати­ лись, уступили место веселому равнодушию ко всему, что выходит за рамки быта?

Первая причина — сами эти споры. Велись они чаще всего на примитивном уровне (ты за большевиков али за коммунистов); шестидесятническая пафосность могла в любой момент обернуться болтовней. Ничего не су­ лящей, кроме громокипения и выброса соци­ альной энергии в пустоту.

213

Причина вторая: слишком много новых болезненных тем появилось. 91-й год: распад

СССР. 93-й: чудовищный конституционный кризис. 94-й: Чечня. 98-й: дефолт. Далее по списку.

Причина третья: на излете 90-х в жизнь во­ шло поколение, для которого боль преодоле­ ния советского опыта — чужая; поколение, для которого удовольствие буржуазной жиз­ ни — свое; поколение, которое может себе по­ зволить роскошь читать, к примеру, Маркса просто из ученого интереса, а не для преодоле­ ния или из конъюнктурных соображений.

Но причин можно называть множество; а результат грустен. Грустен — и парадоксален. Ленин, столкнувший Россию в пропасть, на целое столетие затормозивший ее развитие, сгубивший миллионы людей, — по-прежнему в центре страны, в самой ее сердцевине. В на­ шем историческом шкафу лежит самый на­ стоящий, неметафорический, скелет — и ни­ кому нету до этого никакого дела.

При всем том политики в один голос твер­ дят, что общество не готово к прощанию с те­ лом вдохновенного людоеда. А оно не готово со­ всем к другому. Оно не готово мыслить и разбираться само с собой. Оно заражено хроно­ логическим провинциализмом, существует сплошь здесь и сейчас. Оно равнодушно. То есть не является обществом — по определению.

214

Чем является? Спросите что попроще. Ленинский сюжет с неудавшейся кульми­

нацией и отсутствующей развязкой — это смысловой диагноз (если не приговор) граж­ данскому состоянию страны и ее политиче­ скому классу. Какие мы им граждане, такие они нам политики; какие они нам политики, такие мы им граждане. Все контрапункты утихли, постоянно звучит один и тот же моно­ тонный мотив: не нужно раскачивать лодку...

не нужно раскачивать... не нужно... не ну...

Отчасти оно верно; слишком резко раска­ чивать лодку не резон. В 90-е мы прошли через такие штормы, бури и натиски, так нахлеба­ лись горько-соленой пены, что больше как-то не хочется. Но зачем же от одной глупости пе­ реходить к другой, избегая излишней качки, впадать в прострацию полного штиля? Неужто кто-то всерьез полагает, что сегодняшняя от­ носительная экономическая стабильность производна от идеологической пассивности. (А не является заслуженным итогом предшест­ вующего бурного десятилетия, помноженным на долговременное нефтяное везение.) Что смысловая обезвоженность нашего общест­ венного организма не приведет вскоре к очень серьезным проблемам, к тяжким недугам?..

Тем же, кто неустанно повторяет баналь­ ный штамп насчет раскачивания, можно на­ помнить одну простую и самоочевидную

215

вещь. Если вообще не раскачивать лодку — значит, и не плыть. Потому что лодка не рас­ качивается только в одном случае: если ее вы­ тащили на берег. И забыли о ней.

22 апреля

КТО КОГО ТАНЦУЕТ

Две российские нефтяные компании стали игроками мирового уровня. Ура. Все рады. Все прикидывают будущие прибыли владель­ цев ТНК, «ЮКОСа», «Альфы» и проч. Но поли­ тические следствия произошедшего не обсуж­ даются. По крайней мере, публично. Между тем они куда важнее, масштабнее и реальнее для каждого из нас. Да, проявятся они не сра­ зу, в лучшем случае через один президентский срок, в худшем — через два. Но деваться уже некуда, мы их все равно ощутим.

Следствие номер раз.

Незаметно для себя Россия перескочила из эпохи Александра III в глобальную эпоху. Все у нас отстроено под одну задачу: государство формирует русский национальный капитал и отечески учит его жить по закону. Потому что он еще вчера слишком охотно действовал по понятиям. А теперь придется решать задачу другую. В глобальном мире национальные правительства не формируют политический заказ, а играют двойственную роль обслужи­

21б

вающего персонала и ревизоров. Будучи об­ служивающим персоналом, они создают пра­ вила политической игры, удобные для корпо­ раций. Будучи ревизорами, они обладают властью обрушить любую компанию, не со­ блюдающую эти правила. Пример «Энрона» — нам наука. А судьи кто? А судьи — ин­ ституты гражданского общества, которые важнее и бизнеса, и власти. Именно оно долж­ но «танцевать» тех и других, иначе они «за­ танцуют» друг друга до смерти.

Вопрос: страна готова к таким переменам? Еще вопрос: политический класс способен осознать принципиальное отличие между олигархическим беспределом в духе Березов­ ского и цивилизованной претензией корпора­ ций на участие во власти? Мы способны про­ вести четкую границу между самоуправством и соуправлением?

Нет ответа.

Следствие номер два. Страна по-прежнему тоскует по отечески теплому руководству: ко­ го люблю — того и бью; я тебя наказал — я те­ бя и пожалею. А переход от корпоративного государства к государству корпораций невоз­ можен без тотальной смены властных инсти­ тутов. Бывают менеджеры с харизмой; хариз­ матики менеджерами не могут быть по определению. Примет ли Россия президен­ та-управляющего?

217

Нет ответа.

Следствие номер три с кадровой пробле­ мой связано напрямую.

В последние недели пошли смутные разго­ воры о том, что Михаил Ходорковский перена­ целился с бизнеса на политику. Одновременно сам он «вбросил» дату своего возможного ухо­ да из компании: 2007 год. Аккурат перед за­ вершением второго путинского срока. Срока (если не произойдет дорогостоящее объедине­ ние с Белоруссией) последнего. Вполне воз­ можно, что это случайное совпадение, а слухи инспирированы доброжелателями, мечтаю­ щими столкнуть лбами олигарха и президен­ та. См. выше — о том, чей пример нам наука. Но это не важно. Если это «подстава», то Хо­ дорковскому не впервой. Заодно лишний раз проверим, насколько он крепок, а власть — умна. Но в принципе, рано или поздно на на­ шем политическом горизонте какой-нибудь типологический Ходорковский неизбежно появится. Как Блумберг появился в Нью-Йор­ ке. Как Берлускони появился в Италии.

Глобальный бизнес, совершив рывок в эко­ номическом пространстве, обречен взять на се­ бя ответственность за соответствующий рывок в пространстве политическом. Чтобы выров­ нять расходящиеся чаши весов. Чтобы обеспе­ чить своим детям (а вследствие этого — на­ шим) стабильное будущее. Чтобы обезопасить

218

себя от неизбежного роста безработицы и соз­ дать сверху структуры малого и среднего бизне­ са. Чтобы пробурить России путь в Европу, да­ же если придется тянуть его через Америку.

А для этого лет через пять «крупняк» вынуж­ ден будет выдвинуть из своих рядов амбициоз­ ного кандидата. Такие кандидаты у бизнеса, наверняка, есть. Проблема в том, есть ли у него такие избиратели. Она куда сложнее, чем про­ блема отношений с нынешней властью. И мно­ го дороже обойдется. Потому что приходит время вкладываться не в политиков, а в изби­ рателей. Граждан без гражданского общества еще как-то можно себе представить, а вот граж­ данское общество без граждан — сложновато.

29 апреля

Ждите ответа

Изнывающие от политического безделья праздники кончились. Будни начались взры­ вом грузовика у здания чеченского ФСБ, нача­ лом приемки объектов в юбилейном Питере, резкой постановкой вопроса о переходе на контрактную армию и прощальной гастро­ лью Пола Маккартни. Продолжатся прези­ дентским посланием... а там посмотрим, посланием куда и кого. Собственно, предвы­ борный год стартует на этой неделе; многие кочки, через которые нам вскоре предстоит

219