Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Arkhangelskiy_A_Gumanitarnaya_politika_M_2006

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
21.53 Mб
Скачать

гатную модель вертикали власти с аморфным «Единством» у основания и с опозорившимися в ситуации с «Норд-Остом» руководителями спецслужб на вершине властной пирамиды? Почему следует переступать через образован­ ное сословие, без активного участия которого никакое гражданское общество учредить не­ возможно? Увы, спасибо врагу народа Березов­ скому, что иногда своими шагами навстречу интеллигенции (с денежными купюрами в ру­ ках) и гражданскому обществу (с ними же, но уже в мешках) он провоцирует правящий класс на ответные судорожные действия. Если бы не он, сердешный, не видать другу народа Пав­ ловскому выгодных заказов на успешный ин­ тернетовский «Русский журнал» и провальный «Гражданский форум»...

Тут, правда, приходится признать и обрат­ ное. А именно: интеллигенция во главе со сво­ им передовым и морально вооруженным от­ рядом, диссидентством, сделала в 90-е годы все, чтобы власти с ней перестали считаться. Сначала — безответственно заболтав пере­ стройку. Затем — оказав моральное давление на власть в сентябре-октябре 1991 года, когда решался вопрос о свободе и реформах, не дав осуществить жесткую программу (частичная реституция без возврата дореволюционной собственности, но с признанием долговых обязательств государств по отношению к на­

1бо

следникам; частичная люстрация для комму­ нистического чиновничества и преподавате­ лей). После этого — отказавшись меняться вместе со всей страной, принимать новые экономические реалии и участвовать в поли­ тической жизни. Единственный политик, кого она продолжала поддерживать, — Яв­ линский; он и действовал как типичный со­ ветский интеллигент, не принимая на себя ответственности за соучастие в тяжелой и грязной работе власти. Даром ли теперь, ко­ гда интеллигенции указали ее пятый угол, по­ литическая звезда Явлинского, закатившаяся было в 1999-м, вновь разгорается? Что на не­ го как на вождя бессильной оппозиции дела­ ют ставку и в Кремле, и в крупном бизнесе? Дело ведь не только в том, что лихие лидеры СПС заигрались, что правых на выборах 2003 года может спасти лишь очередной вы­ ход ненавистного Чубайса из политической тени. Дело еще и в том, что интеллигентно смотрящим и должен быть интеллигент.

13 января

Туркменбашизм

Тема туркменбашистской тирании проходит как-то по обочине российского информацион­ ного пространства. Ну совершили явно подстав­ ное покушение на вождя всех туркмен... Ну аре­

l6l

стовали десяток-другой явно неповинных лю­ дей... Ну российский гражданин Шихмурадов, спасая родственников от пыток, добровольно отправился на растерзание к бывшему члену ЦК КПСС, а ныне обычному азиатскому вампи­ ру. После чего понес на телекамеру (она же ка­ мера-обскура) унизительную ахинею о своей наркотической зависимости, каковая зависи­ мость и толкнула его на преступление против Сапармурата Атаевича, дарованного туркме­ нам Провидением... Затем стало известно об уг­ розах российскому журналисту Дубнову... И все ничего. Смотрим кадры, вспоминаем фильм «Покаяние», помалкиваем.

Давайте нарушим правила хорошего тона и назовем вещи своими именами. Процессы в се­ годняшнем Ашхабаде не напоминают сталин­ ские процессы 1930-х; это и есть современный сталинизм, возродившийся из пепла в одной отдельно взятой республике. Туркменбаши не движется в направлении к государственному террору; он и есть самый настоящий терро­ рист. Он не уберегает свою территорию от по­ беды агрессивного исламизма; его политика и есть — извращенная форма исламизма, са­ мая извращенная из всех возможных.

Это во-первых. Теперь во-вторых.

Не надо тешить себя иллюзиями. Россия не сумеет возродиться в качестве «боковой» стра­ ны, тихой заводи мировых политико-экономи­

1б2

ческих процессов. Может, оно и лучше было бы — зажить бытовой жизнью провинции, со­ средоточиться на частной жизни, да не выйдет. Пространство не то, история не та, геополити­ ческое положение другое. Успех возможен толь­ ко в том случае, если начнется игра по-крупно­ му, если общенациональные амбиции возобла­ дают над равнодушием к собственной судьбе и страхами перед настоящим и будущим. Иначе нас ждет не счастливое окраинное существова­ ние, а тоскливое региональное прозябание с не­ избежным развалом громадной территории на взаимовраждебные удельные княжества.

А это значит, что страна наша — чем тверже она стоит на ногах, тем резче и ярче должна де­ монстрировать самой себе и миру имперские претензии, преобразованные и, если угодно, преображенные принципами гражданского об/ щества. То есть агрессивно оборонять не столь­ ко интересы элит и абстрактно понятого госу­ дарственного суверенитета, сколько интересы своих граждан. На западном направлении нам пока защищать нечего. Да и не по сила м — даже если бы было. А вот на восточном — вполне.

Винтересах граждан России — чтобы рядом

снашими южными границами не было ни без­ раздельно-исламизированных, ни безгранично­ авторитарных режимов. В интересах граждан России — чтобы никто из ее подданных за пре­ делами ее территории не мог быть унижен, бес­

163

судно (или ложно) обвинен и заточен в темни­ цу. Если же это происходит, как в случае с Шихмурадовым, мы вправе требовать от властей предельно жесткой реакции. Предельно. Не об­ ращая внимания на встречный довод, будто нет никаких рычагов влияния на Туркменбаши. Ко­ гда власти это по-настоящему нужно и по-на­ стоящему выгодно, она такие рычаги находит. Найдет и сейчас. Если пожелает.

Про газовые интересы не говорим; но вот простой вопрос — уютно ли живется туркмен­ ским спецслужбам в Москве? Может статься, подпортить им настроение, обложить со всех сторон, как представителя самого настоящего врага? Еще вопрос: неужто потоки теневого туркменбашистского бизнеса движутся на Вос­ ток и Запад напрямую, мимо России? Так не устроить ли на их пути некоторую запруду? Не выступить ли насильственным гарантом прав и свобод на среднеазиатском направлении? И тем продемонстрировать настоящие амбиции по­ тенциально сильного правового государства?

А то ведь что получается. Недружественно­ му, однако несопоставимо более вменяемому и либеральному грузинскому соседу мы пор­ тить настроение очень хорошо научились. Другу детей и защитнику животных тов. Лукашенке давно уже с легкостью откручиваем все, что откручиванию подлежит. А туркмен­ ского вождя и его присных — не трогаем.

164

Между тем тиранические режимы, они как ртуть — ядовиты и текучи; не поставив пре­ дел их заразному распространению сегодня, придется очень пожалеть завтра.

20 января

Проститату

Запредельный — по российским меркам — успех подростково-девической группы «Тату» на европейском рынке попсы никем не объяс­ нен, не истолкован. У попсовиков-затейников на все случаи жизни один набор банально­ стей: правильная стратегия продвижения, по­ пали в точку. О том, что это за точка такая, — молчок. Искусствоведы, психологи и социоло­ ги по большей части даже не знают, кто такие «Тату». А если случайно натыкались на какойнибудь из их клипов, включая телевизор, то наверняка тут же брезгливо перепрыгивали на другую программу. От вида извивающихся де­ вочек-подростков (с прозрачным намеком на мастурбацию и откровенным оттенком лесбийства, ибо и впрямь «та — ту», а не «та — то­ го») их тошнит. Между тем врача тоже может тошнить при диагностировании гнойных больных. Однако ж профессия обязывает.

Есть триумфальное шествие наших татуток по европейским телевизионным просторам? Есть. Имеется платиновый диск, свидетельст­

165

вующий о миллионных продажах? Имеется. Стало быть, нужно искать объяснение. Не эс­ тетическое. А социально-психологическое.

Итак, история болезни. Пациент—сказочно богатый, но неуклонно дряхлеющий европей­ ский мир. Стариковские комплексы все чаще передаются на генетическом уровне новым по­ колениям; главный из этих комплексов — стар­ ческий страх перед правовым государством в сочетании с тоской по детскому празднику не­ послушания. Проникая в сферу сексуальных расстройств, комплекс провоцирует склон­ ность к педофилии — и одновременно повы­ шенную чуткость к моральным оценкам. Порусски это называется «и хочется, и колется».

Череда педофилических скандалов от Бель­ гии до Англии — яркий пример; чем больше обнаруживалось педофилов среди благонаме­ ренных буржуа, тем яростнее клокотало обще­ ственное мнение; чем яростнее клокотало об­ щественное мнение, тем большее число педофилов обнаруживалось. И есть все осно­ вания подозревать, что ряды обличителей и ряды греховодников отчасти пересекаются.

Православным часто — и справедливо — припоминают двурушническую формулу «не согрешишь — не покаешься». Европейские ка­ толики и протестанты следуют другой логике: «не совратишься — не обличишь». Характерно самооправдание некой спортивной звезды, за­

166

стуканной на регулярном посещении детского порносайта: дескать, хотел знать врага в лицо. Ну или не только в лицо. Чтобы потом еще убедительнее и еще энергичнее бороться с на­ рушителями общественной нравственности...

Но у болезни, описываемой нами, есть од­ но тяжелое осложнение.

То, что произведено внутри Европы, обя­ зательно должно быть отмыто от подозре­ ний — хотя бы в той же педофилии. То, что ввезено в Европу дикарями, однозначной оценке не подлежит. С обочин цивилизации можно импортировать всякую дрянь, на кото­ рую тянет старичка-развратника. (Неважно, сколько этому «старичку» лет: хоть тридцать, хоть тринадцать — психологический возраст среднестатистического обывателя напрямую зависит от социального контекста.)

Так вот, спрос на «Тату» объясняется про­ сто. Потребителю, борющемуся за нравствен­ ность, хочется откровенно педофилической эстрады. Своим дозволить этого нельзя; закон не позволяет; своих за такое нужно обличать. Чужим можно, на то они и дикари; подгляды­ вать за ними — грех небольшой.

Вопрос не в европейцах. Тем более не в тенденциях мировой попсы. Она как-нибудь сама разберется со своими тенденциями. Во­ прос в том, кем ощущаем себя мы. Третье­ сортными поставщиками эротических бана­

167

нов. Или серьезной страной, претендующей на движение вперед. Предварительный диаг­ ноз неприятный. С окончательным спешить не станем. Посмотрим на течение болезни. На сей раз не чужой, а своей.

27 января

Василь Быков:

«Возвращаются знаки беды»

Писатель-фронтовик Василь Быков

прославил Белоруссию на весь мир. Но все

последние годы скитался по Европе. Снача­

ла была Финляндия, потом Германия, те­

перь Чехия. Он не был эмигрантом, сохра­

нял белорусское гражданство, но жить

в нынешнем Минске ему было невмоготу.

Мы встретились с ним в Праге, накануне

двух событий, пришедшихся на один день,

2 февраля: юбилея Сталинградской битвы

и завершения президентских полномочий

Вацлава Гавела. Это интервью стало по­

следним в жизни Василя Владимировича.

— Василь Владимирович, многие россияне старшего поколения мечтали о подарке к славному юбилею: о возвращении Волгограду имени Сталина. Тем более что советский гимн к ним вернулся, красное знамя и золотая звезда у российской армии уже есть. Когда-то ваш роман «Знак беды» стал символом пере­

168

стройки. Что, перестройка кончилась, воз­

вращаются «знаки беды»?

Возвращается нечто большее, чем эти коммунистические знаки и символы. В Бело­ руссию уже вернулась настоящая советская власть. А в Россию возвращается имперская идея (Быков говорит с ударением на первом слоге: «имперская»). Вот это и есть настоя­ щий знак беды, который не хочет оставить бедную Россию в покое. В питательном бульо­ не этой идеи «варятся» мечты о Сталинграде,

окрасном знамени, о памятнике Дзержинско­ му, об интеграции с Белоруссией, а дальше —

оприсоединении Украины и о восстановле­ нии Советского Союза...

—Да не будет никакого Советского Союза...

Это правда, восстановить его не удаст­ ся, — но не потому, что этого не хотят, а пото­ му, что время империй ушло.

А как же Америка?

Она вмешивается в чужие конфликты ради своеобразно понятого мирового поряд­ ка. Главное для нее сейчас — не нефть, а вели­ кий возмутитель мирового спокойствия Сад­ дам Хусейн. Который до сих пор является другом России. Вот как. До сих пор. И с ны­ нешним белорусским режимом у вас отлич­ ные отношения.

Вряд ли мы с вами по-разному относим­ ся к господину Хусейну или товарищу Лука­

169