Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Arkhangelskiy_A_Gumanitarnaya_politika_M_2006

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
21.53 Mб
Скачать

Предложение же коммунистов об утвержде­ нии гимна, положенного на музыку гимна УССР советских времен, не прошло; «за» вы­ сказалось только 62 человека.

Зависть берет. Украина, резко отставшая от России по темпам экономического роста и уровню жизни; Украина, которая слишком долго демонстрировала свою неготовность к полноценно-самостоятельной государствен­ ной жизни, — эта самая Украина в одночасье обогнала нас по осмысленности гуманитарной политики, по вкусу к знакам, имеющим для ис­ торических судеб принципиальное значение.

В России на людей, полагающих, будто символы способны оказывать воздействие на сознание людей, а сознание людей — на окру­ жающую реальность, поглядывают не просто искоса, а свысока. Как на больных. В лучшем случае — просто глупых. Пиаровское отноше­ ние властных структур к проводимой ими же политике давно помножилось на постмодер­ нистское сознание медийного сообщества. Ес­ ли раньше четки перебирали с молитвой, то теперь — просто перебирают, любуясь бес­ смысленной игрой стеклянных шариков.

Главный вопрос, которым по-настоящему озабочен наш политический класс, — что у нас сегодня носят? Сталинские френчи? Го­ дится. Банковские костюмы? Почему бы нет. Косоворотки? ОК. Так и с государственными

190

символами. История с михалковским гимном, красным армейским флагом и золотой звез­ дой отзывается в уклончиво-двусмысленных играх с несостоявшимся переименованием Волгограда в Сталинград. Та, в свою очередь, ведет к мягкому признанию неоспоримых заслуг людоеда перед Отечеством. А к чему ве­ дет признание? Да ни к чему не ведет. Круго­ оборот знаков в природе. Замкнутая самовоспроизводящаяся система.

Но в том и дело, что система тройной защи­ ты, отстроенная политтехнологами вокруг но­ вой властной элиты (символы прошлого в об­ мен на реформу будущего), впервые дала в этом году мощный сбой. Когда пенсии повы­ сили на 6 процентов от минимального уровня, а не от реального. И когда объявили о пред­ стоящем изменении системы оплаты труда бюджетников. В Москве, где живут и благо­ денствуют пиарщики, этих сбоев политиче­ ского ритма почти не заметили; в провинции, которой адресовали они свои символические пассы, оба решения произвели эффект разо­ рвавшейся бомбы. И никакой гимн, никакое красное знамя и никакое поминовение това­ рища Сталина не помогли. Реальность припуд­ ривали, припудривали, а она взяла да и про­ ступила сквозь толстый слой грима.

Что из этого следует? Что ставка на загова­ ривание зубов, на идеологическую бесприн-

191

ципность ради реализации экономических принципов — бита. Что пора готовиться ко второму путинскому сроку, когда по объек­ тивным причинам сбоев — вроде пенсионного и бюджетного — будет больше и больше. (Це­ ны на нефть упадут, крупный бизнес начнет сбрасывать кадровые излишки, малый и сред­ ний не развит, армия недореформирована.) И тогда надежной, ибо сознательной, опорой власти в кризисных ситуациях окажется не тоскующий по прошлому пенсионер, а наце­ ленный на будущее молодой интеллектуал.

Нужно заранее открывать второй фронт. Идеологический.

...Герой финского национального эпоса де­ лал пением лодку. Он жил во времена, когда о постмодернизме слыхом не слыхивали. И по­ этому всерьез относился и к своим словам, и к своему пению. Теперь правила переменились. Это уже не жизненные правила и даже не пра­ вила хорошего тона. Это всего лишь правила игры. Но Украина по ним играть наотрез отка­ залась. Стало быть, и впрямь ще не вмерла.

il марта

Гуманитарная политика

Чем жестче и страшнее очертания предстоя­ щей иракской войны, чем ближе чеченский ре­ ферендум, чем проблематичнее общеевропей­

192

ское единство, чем очевиднее правительствен­ ный кризис в России, — тем очевиднее, что центр общественного интереса смещается

киным полюсам, которые политическими на­ звать трудно. Но которые на самом деле имеют

кполитике самое непосредственное отношение. Для старшего поколения россиян ключевой

вопрос последних недель — исправит ли власть свою серьезнейшую ошибку, повысит ли пен­ сии на 6 процентов не от минимального, а от реального уровня? Для самой активной части, сорокалетних, эта проблема пока неактуальна; если они и будут обсуждать пенсионную тему, то ближе к лету, когда вступит в действие но­ вое законодательство, — куда нести деньги, в какие именно пенсионные фонды, чтобы не прогореть. Сейчас же они скорее отзовутся на разговоры о судьбах культуры, чем на рассуж­ дения о кремлевских метаниях и даже о баг­ дадских бомбометаниях. Что, может статься, и не совсем хорошо, но уж как есть.

Недаром самые чуткие политические те­ леобозреватели, которые напрямую зависят от своей аудитории, резко смещают угол зре­ ния, ищут болевые точки не там, где искали бы их в другую эпоху. Николай Сванидзе, с его брутальностью и агрессивным азартом, все минувшие выходные говорил со зрителя­ ми не об Ираке и Чечне, а о подготовке Пите­ ра к юбилею и о покойной актрисе Марине

193

Ладыниной, с которой он был дружен и кото­

рой посвятил фильм-интервью, показанный в дневном эфире РТР в воскресенье.

Попадание на этот раз было стопроцент­ ным; наблюдать за суетливыми телодвижения­ ми питерских начальников, которые завалили план реставрационных работ и теперь мелко лгут, было более чем поучительно, а смотреть на драматическую актрису (в смысле — с дра­ матической судьбой) — просто крайне инте­ ресно. И никакой актуальный контекст этому не мешал. А может статься, и помогал.

Общественная энергия сейчас как бы транслируется через культуру, через процес­ сы, с ней связанные (от эстетических до эко­ номических). Нам опять жизненно важно по­ нимать, что будет с Царским Селом, как сложится судьба гостиницы «Москва», дадут ли питерским властям по шапке за трещины на отреставрированных исторических памят­ никах, а московским — за тотальное уничто­ жение исторического центра путем его пере­ стройки в нуворишеском вкусе. Устав от кремлинологических интриг 90-х, страна за­ ново учится читать мир как текст. В том чис­ ле — как текст политический.

Недаром, опять же, по всем каналам в вы­ ходные обсуждалось решение Минкульта о возвращении бременской коллекции; осто­ рожно формулировал свою позицию Михаил

194

Пиотровский, громокипел на ТВЦ Николай Гу­ бенко; более того, в понедельник по волную­ щему страну вопросу поспешила высказаться новоназначенная федеральная представитель­ ница президента Валентина Матвиенко. В том смысле, что, если законы не препятствуют, нужно возвращать, но десять раз отмерить и желательно получить что-либо взамен...

Так частный вопрос о бременской коллек­ ции сам собой переформулировался в общую проблему политического выбора; от того, как она решится, в известном смысле зависит, ка­ кую политику вообще будет вести Россия в со­ временном мире.

Если она — прямая наследница сталинско­ го СССР, возвращать Дюрера и других великих художников ей не с руки. Несмотря на то что коллекция бременского музея была вывезена не страной-победительницей, а в качестве ча­ стного трофея частным лицом; стало быть, под действие закона о перемещенных ценностях не подпадает. Это логично, если мы — сами по себе, от мира нас отделяет железный занавес, а должны могут быть только нам.

Другое дело, если мы — закономерная часть мировой цивилизации. Тогда, требуя на­ зад все, что незаконно было вывезено из СССР

во время войны, и не соглашаясь безвозмезд­ но отдавать то, что было изъято в виде репара­ ций, мы в то же время обязаны добровольно

195

закрыть все исторические бреши. В том чис­ ле — бременскую. А если нам в ответ (но не в размен!) подарят что-то не менее ценное, это будет весьма хорошо. Торг тут, увы, не уместен. Зато наши позиции там, где торг уме­ стен, сами собой усилятся многократно.

Министр культуры Швыдкой принял, с мо­ ей точки зрения, серьезное и верное полити­ ческое решение. За это на него обрушатся с обвинениями в измене делу культуры. А мо­ жет быть, и политики. Но не его вина в том, что культура окончательно стала делом поли­ тическим. Это не вина. А во многом — заслуга.

i8 марта

О ПРАВЕ БЫТЬ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

Высокочтимые американские борцы за мир; многоуважаемые европейские демонст­ ранты и массово раздевающиеся австра­ лийские суфражистки; дорогие российские продавцы и продавщицы, отказывающие англо-американским агрессорам в праве со­ вершать покупки; юноши и девушки, работ­ ники и работницы, геи и лесбиянки, леди и джентльмены, дамы и господа, товарищи!

Глубоко разделяю вашу гражданскую трево­ гу за судьбы мира. Вы правы в своем изначаль­ ном посыле. Начав войну, Америка совершила ошибку. Впервые после Второй мировой вой­

196

ны страна-лидер начинает развернутую назем­ ную операцию, не имея внятного политическо­ го или хотя бы милитаристского обоснования. Вроде защиты угнетенного народа, просьбы за­ конного правительства или хотя бы сокрытия террористов в тора-борах, растаборах.

Постмодернистская идея сомкнулась с иде­ ей имперской. Больше нет механизмов после­ военного сдерживания, нет ООН как реаль­ ной силы, нет даже НАТО как единой командной институции. Есть глобализм в дей­ ствии, есть произвол и презрение к нацио­ нальным границам, есть вождизм, есть раскол христианского мира и, напротив того, спро­ воцированное Америкой сплочение ислами­ зированных стран и народов. За все это мы — не только США — обречены расплатиться в ближайшем будущем. Как были, по существу, обречены после рокового решения о бомбар­ дировках Югославии провалиться в какой-ни­ будь Ирак. (Кстати, уважаемые борцы, вы в большинстве своем югославскую акцию устрашения поддержали, одни только продав­ цы и продавщицы из российской глубинки тут абсолютно чисты. Но это так, к слову.)

И вот тут, досточтимые, начинаются у нас серьезные расхождения.

Вы были против начала войны — и я был против начала войны; вы осуждаете Буша за ошибку, которая для политика хуже преступ­

197

ления, — я тоже. Но если мы все равно за нее расплатимся, зачем же рыть себе новую, еще более глубокую яму? Желая победы Ираку или хотя бы злорадствуя при мысли о затягивании войны, выстраивая цепочку телевизионных

ифотографических ассоциаций между янки

ифашистами, между иракцами и жертвами Холокоста, мы информационными средствами готовим себе дурную экономическую участь. А значит, в конечном счете, и политическую.

Давайте говорить честно. Операция все равно закончится победой союзников. Рано или поздно. Но чем дольше она продлится, тем нестабильнее будут рынки, от которых за­ висим все мы, от бизнесмена до пенсионера, только-только начавшего вовремя получать пенсию. Тем туманнее будет ситуация с на­ шей кормилицей и, главное, поилицей — нефтью. Тем острее будут противоречия внут­ ри Америопы. Тем проще будет окрепшим ис­ ламистам раскалывать европейцев изнутри. Тем скорее к власти на парламентских и пре­ зидентских выборах в сопредельных странах придут радикалы — в основном левые. Но иногда и правые. Тем больше будет шансов у Геннадия Андреевича Зюганова удержаться на тающей политической льдине. Тем проще будет нашим безмозглым лавочникам пере­ ключить механизм торговой сегрегации с анг­ лосаксов на кавказцев. Еврейцев. И прочих.

198

Стало быть, если мы не до конца потеряли голову, то должны вернуть себе историческое хладнокровие. И, сохранив верность гумани­ стическому идеалу, здраво взвесить, в чем те­ перь наш интерес. И в каком контексте мы су­ ществуем. Контексте — информационном, который реальнее боевого. Тогда придется признать, что мы заинтересованы в скорей­ шей и как можно более бескровной победе со­ юзных войск. А не в телевизионных играх, кто какой образ для себя и противника придума­ ет. И не в философских спорах, кто кому пси­ хологически уступает и почему.

Хотя, разумеется, телевидение — вещь важ­ ная. Тут, кстати сказать, промелькнуло сооб­ щение: сверхпрофессиональный всеарабский канал «Аль-Джазира», резко нарастивший рей­ тинги за время военных действий, ускорит ра­ боты по созданию англоязычной версии. И начнет конкурировать — пускай поначалу на правах младшенького — с CNN. Может, вме­ сто истерикований по поводу несомненной американской дурости (которая ближе нам цивилизационно, чем холодноватая мудрость «Аль-Джазиры») стоит задуматься о начале ра­ бот по созданию российского круглосуточного информационного канала? Не англоязычного, вполне себе русского, но с перспективой?

Как бы то ни было, кошке хвост не рубят. Потому что она не собака. Но если начали ру­

199