Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России(много).docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
405.13 Кб
Скачать

Идеологическая почва:

Начиная со второй половины 1810-х годов часть представителей русской знати и дворян считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны.

В их среде существовала система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни.

Формированию идеологии будущих декабристов способствовали:

  • знакомство многих офицеров, участвовавших в Заграничном походе русской армии для разгрома Наполеона, с политической и общественной жизнью в государствах западной Европы;

  • влияние работ западных писателей эпохи Просвещения: Вольтера, Руссо, Монтескьё, Ф. Р. Вейсса;

  • несогласие с политикой правительства императора Александра I.

Идеология декабристов не была единой, но в основном была направлена против самодержавия и крепостного права. При этом Декабрьское движение было тесно связано с польскими тайными обществами, с которыми с 1824 года имело соглашение о совместном восстании[2].

После заграничных походов резко возрос их интерес, пробудившийся еще до 1812 г., к европейской просветительной философии, к законодательству Англии, конституциям США, Франции, Испании, к политическим катаклизмам на Западе 1812-1815 гг., которые, но словам Пестеля, "познакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить

Образцы для подражания:

Важен и международный контекст 1817–1825 годов. В Испании революция 1820–1823 годов свергла династию Бурбонов, в Греции с 1821 года шла народно-освободительная война против турок, в Северной Италии — борьба движения карбонариев (тоже глубоко законспирированного движения, во многом схожего с масонскими ложами) против Австрийской империи. Во всех этих событиях значительную роль играли офицерские тайные общества, что не могло не найти симпатии у декабристов.

Революционеры 1820-х (в том числе декабристы) считали Риего идеалом борца за свободу. Восставшие добивались восстановления конституции, это было актуально для декабристов.

Испа́нская револю́ция 1820-1823 годов — революционные события в Испании, начавшиеся выступлением военных под руководством Р. Риего и завершившиеся оккупацией страны французским войсками. Революция началась в январе 1820 года выступлением военных под руководством Р. Риего-и-Нуньеса в Кадисе. Восставшие принудили короля в марте 1820 года объявить о восстановлении Кадисской конституции 1812 года.

Под влиянием революционных событий весной 1820 года население отказывалось платить налоги, а крестьяне — и нести сеньориальные повинности. В марте-апреле было образовано конституционное правительство, в состав которого вошли деятели Испанской революции 1808-1814 годов (А. Аргуэльес, Перес де Кастро, X. Канга Аргуэльес). Они представляли партию модерадос, которая выступала за более умеренную конституцию, чем Кадисская конституция, стремились избежать социальных конфликтов, сохранить земельную собственность дворянства. Реформы, проведенные правительством модерадос в 1820 году, сводились в основном к ликвидации юридических и административных остатков средневековья, попытке облегчить финансовое бремя государства за счет церкви при сохранении дворянского землевладения. Представители партии эксальтадос (X. Ромеро Альпуэнте, X. Морено Герра, А. Алькала Гальяно, Р. Риего) требовали отмены сеньориальной собственности на землю и церковной десятины, уменьшения прямого налога на землю. Законопроект, предусматривавший передачу крестьянам большей части сеньориальной земли, был принят кортесами, но король наложил на него вето.

Осенью и зимой 1821 года революционные выступления приняли огромный размах, особенно на юге страны. В то же время усилились разногласия в революционном лагере: комунерос (лидеры Ромеро Альпуэнте, Морено Герра) выступали с требованиями немедленно начать революционные преобразования, правые эксальтадос (так называемые масоны во главе с Алькалой Гальяно) призывали к сдержанности. Пытаясь остановить революционное развитие событий, модерадос решились свергнуть конституционный строй. Однако контрреволюционный путч 7 июля 1822 года провалился, армия осталась верна конституции. Участвовавшие в заговоре министры-модерадос (правительство Мартинеса де ла Росы) были вынуждены уйти из правительства. В августе 1822 года власть перешла в руки правых эксальтадос (правительство Э. Сан-Мигеля), которое не решалось начать глубокие реформы, стремилось избежать гражданской войны. С осени 1822 года комунерос, недовольные нерешительностью правительства, начали против него кампанию критики. Они требовали решительной борьбы с контрреволюцией, проведения социальных реформ, чистки государственного и судебного аппарата и офицерского состава.

Революция в Испании вызвала беспокойство европейских монархов. Священный союз принял решение подавить революцию путем вооруженной интервенции. 7 апреля 1823 года в Испанию вторглась французская армия. Организованного сопротивления испанская армия не сумела оказать, большинство генералов предало революцию. Крестьянство охладело к революции, поскольку не получило от нее реальных выгод. Лишь в мае 1823 года в силу вступил закон об аграрной реформе, но это было запоздалым решением. Французские интервенты быстро продвигались вперед. 30 сентября 1823 года конституционное правительство, эвакуировавшееся сначала в Севилью, а затем в Кадис, капитулировало. 1 октября 1823 года вся полнота власти в Испании перешла к королю Фердинанд VII, который восстановил абсолютистский режим.

Национализм германии после Наполеона

Наполеон потерпел поражение из-за "разбуженного" национализма покоренных им народов Европы. Этот же национализм стал "строительным материалом" общенационального государства в Германии. Германский национализм предложил новые, современные методы легитимации власти, наиболее радикальным из которых стал принцип народного суверенитета. Национализм стремился подчинить власть монархов в отдельных германских государствах интересам нации, ликвидировать дворянские привилегии, устранить сословное неравенство.

Национализм не только требовал сильного единого государства, но и боролся против монархической автократии и сепаратистского дворянства, выступал за участие граждан в осуществлении политической власти и за общественное устройство в интересах народа. Центральной фигурой становился не покорный "подданный" (Untertan), а активный гражданин государства, владевший собственностью либо получивший образование, благодаря чему он мог содействовать делу нации. Поэтому национализм имел четко выраженные модернизаторские черты.

Просвещенный аспект этого национализма полностью отвечал традициям и образу мышления образованных слоев немецкого общества, основные представители которых - ученые, писатели, преподаватели, протестантские теологи, чиновники - остро ощущали потребность в новой идентичности и связывали свои надежды на лучшее будущее со свободным конституционным национальным государством, уповая при этом на "немецкого Наполеона"

Решающими шагами на пути к конституционному государству явились Конституция Германского союза и конституционное законодательство южногерманских государств. Союзный акт 1815 г., который заново оформил государственные отношения в Германии после завершения "эры Наполеона", стал праобразом Конституции, закрепившей устройство будущего федеративного государства <*>. Важнейшие моменты этой Конституции вошли затем в решения Венского конгресса от 9 июня 1815 г. и были поставлены таким образом под защиту подписавших их государств. Иными словами, документы Международного венского конгресса закрепили нерушимость Союза "суверенных князей", в конституционно-правовом отношении - Союза государств

Национализм и национальная идея в XIX веке – совершенно новое явление для европейской общественной жизни. Уже тогда, благодаря социальным изменениям, волнениям, революциям, протестам оплот старого порядка рушился – шел процесс крушения монархий, монархий, которым власть давалась богом через церемонию миропомазания во время коронации. Но об этом сейчас говорить много не стоит, особенно автору этих строк. В любом случае европейская общественность и политики задумались о том, что нужно создать новый фактор, объединяющий народы и на первый план выходит национальная идея, но появляется и фактор, который выходит за рамки – национализм.

Если давать определения двум терминам, то уже в них проявляется разница значений. Национализм – идея о том, что нация является основой государственности, нередко национализм являет идею о величии одной нации над другой/другими. Конечно, в данной связи уместно вспомнить о А. Гитлере, который в XX веке возвел фашизм, имевший свои корни в Италии, в рамки государственной идеологии Германии. Но это XX век, который не просто изменил, он до неузнаваемости изменил и сломал все то, что создавалось веками.

Итак, теперь стоит подытожить отчасти разрозненные факты. Главная национальная идея Германии XIX века – единство, стремление к созданию единого германского государства с сильной властью, представительство в едином парламенте (рейхстаге) всех германских земель. Национализм мы смогли в это время разглядеть лишь в проблеме выбора пути объединения Германии. Где же проходить граница между национальной идеей и национализмом на примере Германии? Исключительно в том, чтобы в составе единой Германии были лишь немцы и не более того. Действительно, мы уже не раз говорили, но повторимся, Австрийская Империя была слишком многонациональна и именно за это ухватились те, кто хотел видеть Германию истинно германской, даже не смотря на всю абсурдность данной фразы. Но была ли до конца реализована данная идея? Фактически да, потому что в состав Германской империи вошли все те, кто являлся немцем по рождению: баварцы, саксонцы, вюртембержцы, пруссаки и т.д. – все эти народы составляли немцев. Чтобы было более понятно, вспомним идею народности из знаменитой триады Уварова. В состав русской народности входили великороссы, малороссы и белороссы, - они и составляли ее. Фактически отечественный пример ярко иллюстрирует и доказывает подобную логику в Германии XIX века.

Таким образом, отметим, что действительно проблема национализма была довольно нова для Европы, но для Германии она была спасением и одним из основных средств для реализации идеи создания единого государства. Мы убедились также в том, что граница между национальной идеей и национализмом является крайне зыбкой, но для Германии она такова: единая Германия в лице германской нации – именно так, по нашему мнению, можно сформулировать весь процесс объединения Германии, проходивший в XIX веке и приведший к образованию Германской империи в 1871 году.          

Масоны

Ряд оценок, например весьма популярное в начале XX века сочинение графини Софьи Дмитриевны Толь «Масонское действо» (издано в 1914 году), прямо называют восстание декабристов масонским заговором против монархии и христианской веры. Поклонникам различных теорий заговора эта концепция кажется вполне убедительной, однако с исторической реальностью она имеет мало общего.

Пестель, Рылеев и Муравьев-Апостол, трое из пяти казненных декабристов, действительно были масонами. Правда, удивляться этому не приходится, ведь и среди обвинителей декабристов масонов было ничуть не меньше: Бенкендорф, Боровков и Сперанский точно так же состояли в масонских ложах.

Вопреки расхожему мнению о заговоре декабристов, зревшем в масонских ложах, в статье предпринимается попытка проинформировать читателя о наличии в масонских ложах не только «пламенных революционеров», но и охранителей-консерваторов, а то и людей крайне реакционных взглядов. Все это показывает, что масонство, принимавшее различные формы на протяжении всего своего существования, в целом не являлась ни политической, ни религиозной организацией, а аккумулировало самые различные идеологические взгляды и представления.





Для конспирологов, которые мало считаются с фактами и документами, движение декабристов — «масонское действо».

Напротив, сторонники позитивистского подхода в целом остаются на почве фактов и основываются на исторических источниках, несмотря на различные субъективные мнения и отношение к декабризму и масонству отрицательно оценивает деятельность масонов и декабристов

Различные методики и техники подсчета показывают, что масоны составляли только пятую часть декабристского движения.

Конечно, относительно небольшая численность масонов-декабристов служит лишь внешним показателем отношения русского масонства в целом к революционному движению, поскольку именно масоны могли занимать в нем ключевые позиции. Другим, более весомым показателем этого отношения служит то обстоятельство, что среди противников декабристов было немало видных масонов.

Вывод:

Движение декабристов действительно имеет масонские корни, однако связь декабристов и масонов намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Безусловно, масонские идеалы нравственного самосовершенствования, масонская среда, в которой иногда обсуждались республиканские идеи и мечты о свободе, сыграли значительную роль в становлении мировоззрения будущих лидеров движения.

Однако со временем декабристское движение пошло своим путем, предпочтя рассуждениям действия. Началось параллельное развитие масонства и тайных организаций, и уже собственно Северное и Южное тайные общества имели мало общего с масонскими организациями. Примечательно, что по мере движения к восстанию некоторые основатели Союза спасения, например Александр Муравьев, отошли от тайных обществ, ставших для них слишком радикальными. Скорее всего, для декабристов-масонов участие в параллельных организациях отражало их стремление не просто нравственно развиваться, но и соединить высокие принципы с практической политической деятель­ностью. Наконец, масонский символизм, во многом благодаря знаменитым строчкам Пушкина, стал неотъемлемой частью образа декабристов — и поводом для конспирологов порассуждать о масонском заговоре в декабре 1825 года.

- противоречия идеалов, идеологии и планов по переустройству России в декабризме - почитайте: Оксана Киянская. Пестель (ЖЗЛ)