Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России(много).docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
405.13 Кб
Скачать

2.Религиозно-церковные процессы в контексте политической централизации Руси(ересь жидовствующих, полемика между иософлянами и нестяжателями)

Собирание земель вокруг Москвы соответствовало политическим идеалам Русской Церкви.

Однако среди священнослужителей не было единодушия во взглядах на способы управления Московским княжеством

В середине XV в., после Флорентийской унии (1439) и падения Константинополя (1453), Московская митрополия обрела фактическую самостоятельность. Следствием этого стала большая независимость Русской Церкви от московских князей.

Необходимо отметить, что отношение к великокняжеской власти и конкретным ее действиям в церковной среде далеко не всегда было однозначным.

1.Некоторые иерархи стремились перенести на русскую почву сложившиеся в Византии представления о единстве царства и священства; монарх признавался при этом не только главой светской власти, но и вершителем воли Бога на земле. В соответствии с распространенными в Византии взглядами император обладал особыми полномочиями в защите православной веры и вследствие этого должен был вмешиваться в вопросы церковной организации, регулировать взаимоотношения государственной и церковной властей, контролировать замещение высших церковных должностей. Для принятия подобной концепции на Руси существовали серьезные предпосылки. Еще в XIV в. московские князья активно влияли на назначение митрополитов. После обособления русской митрополии великие князья распоряжались митрополичьей кафедрой по своему усмотрению; архиерейские соборы (собрания высших церковных иерархов) редко отваживались оспаривать мнение светских правителей.

  • Так, митрополит Зосима (1490—1494) называл Ивана III "в православии просиявшим, благоверным и христолюбивым", сравнивал его с Константином Великим (при котором в IV в. по Р. X. христианство было признано легальной религией в Римской империи), а Москву называл "новым градом Константина" (т.е. новым Константинополем). 
     

  • Идеи византийско-русской преемственности и наследования царских прав московскими государями обосновывались и позднее. В княжение Василия Ш псковский монах Филофей развивал мысль о Москве как о "третьем Риме", сменившем отпавшие от истинной веры Рим и Константинополь. При Иване IV мысли, высказанные Филофеем, получили официальное признание и в государственных, и в церковных кругах. Совершенный в 1547 г. обряд венчания на царство Ивана IV, провозглашение московского великого князя царем имело большое значение для взаимоотношений светской власти и Церкви.

2.Однако готовность подчиниться царю, признать его главным вершителем не только в мирских, но и в духовных вопросах была далеко не всеобщей. Церковь настойчиво добивалась руководящего влияния на государственные дела, но великие князья преследовали свои интересы, которые не всегда совпадали с ее интересами. В условиях, когда Церковь владела колоссальными земельными богатствами, вполне естественным стремлением князей было разрешать земельные трудности за ее счет и тем самым подрывать основу ее притязаний на самостоятельное положение в государстве.

Противоречия между светской и духовной властями отчетливо проявились во время княжения Ивана III — на решающем этапе образования централизованного государства. Это нельзя считать случайным, как и нельзя представлять Церковь силой, будто бы покорно и неотступно служившей прогрессивной идее объединения русских земель. У Церкви сложились свои собственные интересы, и иерархи проводили свою линию в зависимости от реального соотношения политических сил.

Ереси

Борьба церковников со светской властью, их взаимные обличения способствовали развитию критического отношения к Церкви. Религиозные вопросы в конце XV в. стали предметом широкого обсуждения. Одним из важнейших и наиболее интересных явлений антицерковной идеологии были ереси. Возникновение и развитие ересей связано с определенными изменениями социальных условий в жизни средневекового общества. Развитие городов и зарождение в них буржуазных элементов были той социальной средой, которая питала еретические выступления против Церкви, так как именно города являлись очагами формирования новых общественных отношений. Причины: Возникновение и распространение на Руси оппозиционной и еретической мысли следует рассматривать не изолированно, а в связи с общими процессами развития философской и общественно-политической мысли в Европе. С другой стороны, степень распространения оппозиционных воззрений всецело определялась внутренними социально-экономическими и политическими условиями.

Необходимо отметить, что еще одна область пересечения государственных и церковных интересов была связана с появлением на Руси ересей — религиозных движений, отвергающих какие-либо элементы учения официальной Церкви, 
     

Еретики были искренни в своих сомнениях, столь же искренни были и некоторые их гонители, усматривавшие в вольнодумстве серьезную опасность для веры. Так, архиепископ Геннадий и волоцкий игумен Иосиф, наиболее ревностные и последовательные из этих гонителей, сумели организовать в 1504 г. суд над еретиками и добились сурового приговора. Однако нетерпимость к инакомыслию не приобрела в Московском государстве такого размаха, как в католических странах Европы. Следует подчеркнуть, что процесс 1504 г. и другие антиеретические судебные разбирательства XVI в. в большинстве своем были организованы не столько для защиты чистоты веры, сколько для расправы с политическими противниками