Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
513.54 Кб
Скачать

1.3. Этический сциентизм

Философия космизма как цельное направление формировалась во второй половине XIX в. – во времени, когда научно-технический прогресс еще только набирал обороты и не предъявлял его создателям свой звериный оскал. Да и многие космисты были учеными-естествоиспытателями. Поэтому ничего удивительно, что средством реализации вселенской миссии человечества была избрана наука. Однако при этом они принципиально переосмыслили представление о способах и организации научного познания. Космичность мышления позволила уже Н. Ф. Федорову увидеть грядущие негативные последствия современной ему науки. И "русский Сократ" выдвинул положение о нерасторжимости нравственного и технического прогресса, ставшее лейтмотивом в творчестве его последователей. Идея синтеза науки, религии и философии, как никакая другая, объединила разнонаправленные построения философов-космистов, воплотивших тем самым проект Общего Дела применительно к самим себе.

Эпистемологические проблемы Федоров решал в свете регуляции природы. Именно на науку возлагал мыслитель основные надежды в этом деле. Но не на науку в нынешнем ее состоянии. Чтобы стать эффективным инструментом сознательного управления эволюцией, научное исследование должно удовлетворять двум требованиям: не отделять знания от блага и быть всеобщим.

К. Э. Циолковский, так же как и Федоров, подчеркивал космическую ценность знания и настаивал на необходимости взаимопроникновения знания и нравственности, на служении науки добру и счастью. Научное познание обнаруживает свою космическую силу во взаимосвязи теории и практики. Этизированное теоретическое знание в совокупности с постоянно усложняющейся техникой – вот то действенное средство, которое позволит человеку преобразовывать Вселенную в своих интересах. Особое внимание ученый уделял этическому смыслу знания. Только наполненное нравственным содержанием оно позволит нам своей конструирующей деятельностью не нарушать гармонию Космоса, а совершенствовать мироздание. "Знание сделает нас счастливыми… Только знание может открыть нам глаза, правильно оценить вселенную и указать ее прошедшее и будущее29.

Для В. Н. Муравьева основной задачей человека в его части космической эстафеты является овладение временем посредством творчества культуры, являющейся одним из вариантов творчества природы. Культурное творчество – это "космическая категория, приложимая ко всякого рода деятельности во всей вселенной". Философ различает две формы культурного творчества: реальную и символическую. Первая представляет собой осуществление в жизни существующих культурных образцов и находит свое воплощение в трех областях: генетике, посредством сотворения новых живых существ или воскрешения старых; политике и этике, в ходе изменения отношений между людьми и соответствующих изменений личности; производстве в виде преобразования материальных вещей. Символическая форма творчества культуры состоит в создании различного рода проектов, рождающихся в сознании людей и служащих необходимым условием преодоления времени. Она представлена в философии, науке и искусстве. Муравьев отмечает, что для успешного творчества необходимо гармоничное сочетание обеих форм, а на деле имеют место разрыв и разобщенность между ними. "Для устранения таких гибельных явлений, – пишет он, – надо приступить к такому культурному деланию, в котором сочетались бы символическая и реальная деятельность отдельных людей и человеческих групп. Только этим путем возможно созидание таких ценностей, которые будут иметь действительную осмысленную жизнь и тем самым будут утверждать свою длительность против случайного времени, ныне торжествующего в мире"30.

О взглядах В. И. Вернадского на науку как средство преобразования космоса красноречиво говорит название одной из его книг "Научная мысль как планетное явление". Ученый считает науку основным фактором, создающим ноосферу, определяющим ее организованность и развитие. При этом речь идет не только о мысли, воплощенной в так называемом "научном аппарате", но и о мысли, выраженной в естественнонаучных теориях и философии. Именно эти три составляющих обеспечивают необходимое для успешного развития ноосферы единство науки, "вселенскость понимания", как пишет Вернадский.

Н. Г. Холодный рассматривает деятельность человека как эндогенный, внутренний по отношению к природе фактор. "Человек, несмотря на существенные особенности созданной им жизненной среды, продолжает оставаться неотъемлемой частью космоса, полностью подчиненной действующим в нем законам. Человек находится не над природой, а внутри природы"31. Это обстоятельство, а также разум и производная от разума наука дают ему возможность вмешиваться в механизмы природных явлений, внося в них изменения и направляя природные процессы в нужную сторону. Науку Холодный понимает как упорядоченное, приведенное в систему, организованное знание, способное к дальнейшему развитию. Развивается наука, подчиняясь общим законам органической и социальной эволюции. И хотя наука относительно автономна и решающую роль в ее движении вперед играют внутренние факторы, она самым тесным образом связана с деятельностью и производством, и поэтому не может не испытывать влияние факторов внешних, таких как религия и философия. Только единство науки и ее технического и социального приложения позволит человеку расширить свою деятельность до космических масштабов.

Гносеологические воззрения представляют важную часть философского и научного творчества космистов, однако вопросы теории познания не занимают в философии космизма первостепенного места. Гносеологические проблемы решаются представителями этого направления в духе преобладавшего в русской философии онтологизма, согласно которому познание является не первичным и определяющим началом в человеке, а частью и функцией нашего действования в мире, “а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения нашего к миру”32. В познании, в том числе и научном, они видят не сферу обнаружения человеческой сущности, а решающий фактор в выполнении человечеством его космического предназначения.

Веру в торжество разума не следует понимать как гимн человеку – венцу природы, избраннику и любимцу космоса. Человек, безусловно, значим, но значим как то, через что разум вызывается к жизни и интегрируется во вселенское движение. Космисты настойчиво подчеркивают ответственность человека за разум, за его развитие, за подготовку и вступление в ноосферу. Именно по этому критерию оценивается история человечества.