Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
М. А. Карпушкин Уроки Мастерства Конспект.doc
Скачиваний:
337
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
6.72 Mб
Скачать

1. Записано мною (м. К.) на выступлении и. Друцэ перед молодыми литераторами в Доме литераторов в Москве в 1978 г.

Стр 106

Этюд "Надежда" (по песне Б. Окуджавы "Надежды малень­кий оркестрик"), режиссер В. Кондратьев.

На сцену выходит молодой человек, начинает играть на гитаре. Звучит первый куплет песни, потом идет только аккомпанемент.

Зажигается спускающаяся с потолка электрическая лампочка. Мы видим комнату. У стены кровать. В цен­тре — железная печь, труба выведена в форточку. Окна за­клеены бумажными крестами.

В комнату входит молодой человек в солдатской фор­ме. Снимает с плеч вещмешок, ломает что-то из мебели, растапливает печь. Видит на кровати завернутый в одеяло комок. Подходит, снимает одеяло. Это девушка, одетая в мужские стеганые брюки и фуфайку. Лежит без сознания. Молодой человек приводит ее в чувство. Дает попить не­много воды, вытаскивает из вещевого мешка консервы, са­хар, приносит маленький кусочек хлеба, кипятит в алюми­ниевой кружке воду, берет чайную ложку, поит ее кипят­ком. Девушка снова теряет сознание и умирает. Бьет мет­роном. Гитарист— лицо от театра, поет песню до конца, собирает вещи солдата, складывает их в вещмешок. Из своего вещмешка достает баклажку со спиртом, наливает в алюминиевую кружку, передает солдату, затем наливает себе, вместе пьют. Бьет метроном. Гитарист, потушив свет, уходит. Лицо от театра через песню как бы вводит нас в события той страшной войны, вместе с ним мы попадаем в атмосферу блокадного Ленинграда.

Этюд по песне "Пони" (музыка С. Никитина, слова Ю. Мориц), режиссер В. Тарасенко.

Комната. На буфете, столе, на тумбочке стоят хру­стальные вазы и фарфоровые статуэтки, как в музее. На полу и стенах — ковры. Из другой комнаты слышен шум пылесоса. Включен телевизор (экран — большая рама, сделанная из дюралевых трубок). На экране появляется эс­традный певец, он исполняет один куплет песни. Входит женщина (Л. Иванилова), выключает телевизор, продолжа­ет уборку: протирает мебель, статуэтки, вазы, чистит пы­лесосом ковры. Слышен звонок в дверь. Женщина впуска­ет мужчину (С. Василевский), помогает ему раздеться, по­дает домашние туфли. Пока мужчина моется в ванной, она накрывает на стол, приносит чистое полотенце. Мужчина идет к столу. Женщина кладет еду на тарелку, а мужчина в

Стр. 107

это время рассказывает скабрезный анекдот, затем с аппе­титом ест. Звонит телефон. Женщина подходит к телефо­ну, слушает.

Женщина. Тебя. (Мужчина подходит, слушает.) Мужчина (жене). Предлагают возобновить твой номер с пони. Старая песня!

Кладет трубку на рычаг, спокойно продолжает обед. Жена приносит газеты, журналы. Муж, развалившись на диване и читая газету, засыпает. Звонят в дверь. Входит девушка (В. Яцкина). Идет разговор о том, что руково­дство цирка предлагает женщине, артистке цирка, возоб­новить номер с пони, но муж её, тоже артист цирка, за­прещает жене выступать, мотивируя это ее плохим здо­ровьем. Женщина усаживает девушку за стол, наливает ей чай. Сама садится за пианино и поет второй куплет песни "Пони". На начало следующего куплета просыпается муж...

М у ж. Я могу отдохнуть хотя бы в своем доме... Женщина перестает играть. Девушка, попрощавшись, уходит. Мужчина, накрывшись пледом, снова засыпает. Женщина подходит к авансцене, задумалась. Заиграла цирковая музыка, выходят люди в униформе, убирают все со стола, вешают красивые афиши, плакаты, объявления, освобождают площадку от мебели, снимают с женщины домашний халат. Теперь она в красивом цирковом костю­ме. Униформисты в это время наряжают пони, подводят его под уздцы к женщине. (Пони — девушка, одетая в бе­лое трико (А. Бабичева), подпоясанная голубой лентой, с султаном на голове). Под щелчки хлыста пони показывает различные номера. Музыка постепенно стихает. Унифор­мисты все ставят на свои места, надевают на женщину ее халатик. Она подходит к телевизору, включает его. Певица (девушка, которая играла пони) поет последний куплет песни "Пони". Женщина, опустив голову на спинку стула, плачет.

Гончаров. Этюд интересный, поэтичный. Он поднимает тему нелегкого, но радостного труда артистов цирка. Муж завидует успеху жены, запрещает ей выступать, делает ее своей домашней рабой, вещью. Это необходимо сформули­ровать еще более подробно, не спеша. Но надо не сразу по­казывать, какой муж "тиран". Нет, они живут хорошо, у них

Стр. 108

есть все. Мы должны видеть в начале этюда, что это счаст­ливая пара. Постепенно раскрывается мысль, что жена — раба мужа. Он мстит ей за свои неуспехи в цирке. А на аре­не царица — она. Поэтому он и посадил жену под замок.

После замечаний был изменен финал этюда, конкретизиро­ваны поступки и приспособления исполнителей в адрес собы­тия — сопротивления жены. Она восстала, чтобы вернуться к любимому делу. Песня о пони вызвала в ней протест против до­машней тирании, ибо женщина увидела себя домашним пони, которым можно понукать.

Читая записи студенческих режиссерских разработок этюдов, приходишь к выводу, что путь осмысления упражнений и этюдов на предлагаемые обстоятельства автора очень сложен. Наиболее оригинальными оказались работы, которые были сопряжены с жизненным опытом будущих режиссеров. Чем богаче и разнооб­разнее были жизненные наблюдения, чем ярче и содержательнее виделись студентам события из действительности, тем интерес­нее и глубже были сделанные ими этюды. "Всякое событие, -пишет А. Д. Попов, — послужившее основой к возникновению сюжета художественного произведения, бывает освещено в гла­зах художника особым светом. Это может быть холодное, блед­ное освещение или знойное, четкое, или туманно-расплывчатое, или темное, уходящее в черноту... Читая "Ревизор" Гоголя, ре­жиссер видит действие в запыленном, как бы выцветшем, выго­ревшем городе... Полуденно знойным кажется "Месяц в деревне" Тургенева"1.

Автор может стать другом, если он помогает овладеть инто­нациями, которые близки студенту-режиссеру. Один шутит, дру­гой иронизирует, третий смеется, четвертый грустит. Все это подчеркивает стилистические особенности автора — это угол зрения его на жизнь. Угол зрения режиссера на жизнь (гипербола, гротеск, сравнение) определен автором и самой действительно­стью. Режиссер выражает в спектакле (этюде, отрывке) свое от­ношение к жизни.

Поэтому целью этюдов было образное осмысление автора и жизни, формулирование мысли произведения художественными средствами театра. Это единственный путь перехода от этюдов,