Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
М. А. Карпушкин Уроки Мастерства Конспект.doc
Скачиваний:
337
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
6.72 Mб
Скачать

1 Станиславский к. С. Собр. Соч. Т. 2. С. 24.

Стр. 19

Гончаров. Актер творит образ из самого себя. Сегодня нельзя быть хорошим артистом не будучи всесторонне раз­витым человеком. Чем богаче артист как личность, тем ин­тереснее и разнообразнее образы, которые он создает на сцене. Каждый большой актер— это прежде всего лич­ность, человек со своим внутренним миром, со своим взглядом на жизнь, со своими убеждениями. Многие современные актеры, такие как А. Джигарханян, М. Ульянов, О. Табаков, А. Лазарев, И. Костолевский, М. Не­елова и другие, будучи незаурядными людьми, прекрасны­ми артистами, никогда не забывают свое гражданское предназначение.

Актер творит свое искусство публично. Только в театре зрители могут быть не только свидетелями, но и участни­ками такого необыкновенного праздника, который называ­ется творческим процессом переживания. Приходя в театр, зритель ищет ответы на множество вопро­сов, которые волнуют его в жизни. И на самом деле: нет такой области человеческой деятельности, о которой не говорилось бы со сцены. Современный театральный процесс — это споры о жизни и смысле жизни. О самых животрепещущих проблемах здесь ведется большой разговор эмоционально, зримо, публично. Ю. А. Завадский назвал публичность творчества "бесценным свойством театра".

Как показывает опыт, больше всего активизирует зрителя не рассказ о действии, не отчужденный показ (например, как у Брехта), а само действие, происходящее здесь, сейчас, у него на глазах.

Как в идеологическом, так и в художественном плане веду­щая роль в театральном искусстве принадлежит драматургии. Принимая пьесу, театр тем самым заявляет о своем интересе к данной теме, берет на себя обязательства средствами театрально­го искусства раскрыть идейное содержание произведения.

Выбранная к постановке пьеса увлекла режиссера и его кол­лег-единомышленников идеей, образами, мыслями. Им уже ви­дится особый мир, с неповторимыми людьми, с их увлечениями, заботами, привычками, страстями, и хочется воссоздать этот мир на сцене. Чем ярче и оригинальнее они видят жизнь, -

Стр. 20

изображенную в пьесе, тем полнее может быть раскрыто действие в буду­щем спектакле.

Материал для создания спектакля деятели театра черпают из самой жизни. "Подлинное творческое "Я", — говорил А. Д. По­пов, — это всегда и прежде всего страстность, одухотворенность, самостоятельный взгляд на жизнь"1. Только исходя из своего соб­ственного знания жизни режиссер и актеры могут определенным образом раскрыть пьесу, найти нужное сценическое решение. Необходимо, чтобы образы и идеи пьесы жили в душе и сознании актеров и режиссера, обогащенные их собственным опытом, из­влеченным из самой действительности.

Гончаров. Роль режиссера в современном театре велика и ответственна, ибо театр служит современности и отклика­ется на все ее важнейшие проблемы. Режиссер должен быть вдохновителем их воплощения на сцене, должен найти та­кие художественные средства, которые бы помогли под­нять и осветить животрепещущие вопросы жизни, ибо эпи­центр зрительских интересов лежит в сфере больших граж­данских проблем, насущных вопросов сегодняшнего дня. И театр на эти вопросы должен помочь найти ответ. Позиция активного вторжения в жизнь обязательно связана с поисками современной образности. Образный строй сего­дняшнего театра должен определяться максимальным ко­личеством новой художественной информации в единицу времени во имя идеи спектакля.

Мастер призывает помнить о трех наиболее важных качест­вах режиссера, сформулированных Вл. И. Немировичем-Данчен­ко. Первое качество — способность быть толкователем пьесы и ролей, уметь показывать "как играть". Второе качество — умение раскрыть актеру все то, что осуществляется им на сцене, то есть следить за тем, как в актере отражаются идеи автора и режиссера, куда клонит его фантазия и до каких пределов можно настаивать па той или иной задаче. Говоря о втором качестве, напоминал Гончаров, Немирович-Данченко сравнивал режиссера с зеркалом, отражаются индивидуальные грани каждого артиста. И, наконец, третья обязанность режиссера— быть организатором всего спектакля.

1. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. М., 1959. С. 40. Стр. 21

Гончаров. От режиссера зависят и целостность, и яркость спектакля, и заразительная сила идей, и законченность фор­мы целого. Конечная цель режиссуры — умение творчески объединить и направить усилия всех участников спектакля на выявление единого идейно-художественного замысла. Выразить целое, главную идею спектакля, "зерно" замысла через каждого исполнителя — вот задача психологической режиссуры.

Определяя режиссуру как искусство человековедения, Анд­рей Александрович считал неприемлемым и вредным разделение на режиссеров-постановщиков и режиссеров-педагогов. (Первые занимаются внешней стороной спектакля: зрелищностью, эффек­тивностью пространственных решений; вторые — разработкой внутренней партитуры актера). Если режиссер ограничивает уси­лия поисками внешней формы, если он не раскрывает мир чело­века, внутренние душевные процессы или, наоборот, занят только раскрытием душевного мира, вне яркого внешнего выражения, вне выпуклой формы, он не может заниматься театральным ис­кусством. Душа режиссерского дела— прежде всего в великой любви к людям, к жизни. Эта профессия требует самостоятельно­го взгляда на жизнь, высокого сознания общественного долга.

Гончаров. У режиссера-художника должны быть свои те­мы, свои идеи, и зритель вправе спросить его: "А почему эта проблема тебя волнует? Почему взял для постановки именно эту пьесу, что ты хочешь сказать людям? Театр — это разговор человека с человеком о человеке1. Образные видения и мысли режиссера, оттолкнувшись от "зерна" замысла, начинают обретать конкретную художествен­ную форму только в процессе репетиций. Между замыслом ре­жиссера и спектаклем лежит период соавторства режиссера с ак­терским коллективом, художником, композитором, всеми людь­ми, работающими над спектаклем.

Поставить спектакль — значит решить уравнение со многи­ми неизвестными. Форма этого решения, единство "что" и "как" и их образный строй есть замысел режиссера. Вопросы замысла как образного воплощения сверхзадачи спектакля приобретают