Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госдума РФ. Мониторинг СМИ 9 декабря 2005. М., 2005. 142 с.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
22.08.2013
Размер:
1.68 Mб
Скачать

Президент для нас табу. Вечерняя Москва, Федотова Светлана, 09.12.2005, №230, Стр. 16

В начале 90-х Игорь УГОЛЬНИКОВ был одним из самых популярных телеведущих страны. Его программы "Оба-на!" и "Угол-шоу" заряжали позитивным настроением миллионы зрителей. В последние несколько лет искрометный шоумен с лукавой улыбкой Петрушки реализует свой многогранный талант за кадром - занимая руководящие должности и продюсируя всевозможные проекты. Впрочем, возрожденный три года назад на телеканале "Россия" тележурнал "Фитиль" съедает так много энергии Угольникова, что ни на что другое времени практически не остается.

ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ: МОЕМУ ТВОРЧЕСКОМУ НАЧАЛУ ПРАКТИЧЕСКИ НАСТУПИЛ КОНЕЦ

Я Стрелец, оттого страдаю

- Вот так я и живу. С утра до вечера в бешеном темпе. Взялся за большое дело, которое называется "Фитиль". "Фитиль" как бренд, клуб, сатирическая программа, а теперь еще и печатный журнал. Поскольку нужно это пока мне одному, поэтому и приходится вертеться. Через какое-то время, я надеюсь, это будет нужно кому-то еще.

- Игорь, вы человек с ярко выраженным творческим началом. Вам не скучно заниматься продюсиро-ванием?

- Моему творческому началу практически наступил конец. Но мне не скучно. Мне приятно создавать. Творчества здесь очень мало, один процент, остальные девяносто девять -это организация, встреча с людьми, договоренности, проверка смет, утверждение планов и так далее и тому подобное. Поскольку я не в первый раз с нуля начинаю что-либо, я прекрасно понимаю, что надо пройти этот этап. Дальше будет проще.

- Вы пришли на ТВ в романтический период его развития. Сейчас в вашей телевизионной деятельности осталось место для романтики?

- Разве это не романтика? Взять и поднять то, что лежало на полу, и никому не было нужно. Три года назад Олег Добродеев мне сказал, что нужна статусная сатирическая программа, мол, придумай что-нибудь. Я сказал, что придумывать ничего не нужно, давайте возродим "Фитиль". Никто не верил, что из этой идеи что-то получится - ни Михалков, ни Швыдкой... Мы отреставрировали старый "Фитиль" и теперь снимаем новый. Я вообще и по складу, и по знаку зодиака - Стрелец, абсолютно авантюрный человек. И сам страдаю от этого.

- Сатиру можно классифицировать как статусную и дешевую?

- На самом деле, все зависит от объекта сатиры. Если объект сатиры гаишник, то это плохая сатира, изъезженная, тусклая.

- А если объект сатиры - президент?

- Я считаю, что это антигосударственно, каким бы ни был президент. Мы же судим по одному поступку - вот президент сказал. Да, он мог сказать. Но то, что это высказывание предполагает комплекс действий, программу какую-то, люди же этого не понимают. Поэтому президент для "Фитиля" - табу. Также как церковь и человеческая немощь.

- Вам приходится погружаться в проблематику ваших сюжетов?

- Ежедневно. Потому что "Фитиль" - это, прежде всего, публицистика. Мне надо быть в курсе дела. Приходится смотреть новости, читать газеты, следить за тем, что происходит на коллегии Счетной палаты. Мало того, соотносить позицию "что можно" с позицией "чего нельзя". Нельзя сделать сюжет, который заведомо не пройдет в эфир государственного канала.

- Например?- Как вы думаете, захочет ли компания выставлять в плохом свете одного из своих акционеров? Вряд ли, если даже он всерьез проштрафился. Государство наше сейчас представляет собой большую компанию, в которой очень много проштрафившихся акционеров, но они работают, они что-то делают. Поэтому соотнести одно с другим: кого можно наказать, а кого не стоит - в этом и состоит наша политика. Поэтому по политическим соображениям я не могу сделать тот или иной сюжет.

На амбразуру бросаться не буду

-Самая высшая инстанция, через которую проходит сценарий?

- Главный редактор Сергей Михалков, который курирует игровые сюжеты. И публицистика, которую контролирует председатель Счетной палаты Сергей Степашин.

-То есть, последнее слово все же за Счетной палатой. Какова в итоге проходимость сюжетов?

- Две трети проходит.

- Получается, своеобразный госзаказ в сатире. Это нормально?

- Я считаю, что ненормально. Я считаю, что наша политика еще далека от идеала. И побороть это я в одиночку не могу. Но и бросаться грудью на амбразуру я тоже не буду - я же не идиот, и понимаю, где живу.

- Вы в принципе приемлете цензуру?

- Когда она здравая, да. Когда вышел закон о монетизации льгот, и мы сделали сюжет о бабушке, которая кроме леденца ничего купить себе не может, канал меня осек. Мне сказали: "Ну что ты делаешь? Закон-то правильный, просто на местах его саботируют и поэтому люди негодуют". На самом деле, закон необходим, но выполнять его надо правильно. Я согласился с тем, что в разгар этого скандала сюжет не надо было выпускать.

- У вас нервная работа.

- Ничего, справляюсь.

- "Фитиль" смотрят, что называется, на высшем уровне?

- Дума и Совет Федерации смотрит. И, судя по реакции, смотрят в Кремле. У нас в общественно-редакционном совете есть два председателя комиссии по СМИ: из Госдумы - Комиссаров, из Совета Федерации - Богданов.

- Со стороны обиженных нарекания возникают?

- Да, на нас в суд подают. Я ничего плохого в этом не вижу. Наоборот, это означает, что нашим мнением кто-то дорожит и боится его.

- Вы объявили конкурс для зрителей на написание сценариев. Какие проблемы, судя по откликам, особенно актуальны?

- К сожалению, зрителей волнуют собственные мелкие проблемы, и поэтому каждый третий сценарий - про гаишников, которые берут взятки на дороге, каждый второй - про чиновников, которые берут взятки на своем рабочем месте и про депутатов, которые, по мнению зрителей - негодяи, болтуны и драчуны. Пока что срабатывает стереотип даже не зрительского мышления, а того, что вообще происходит на нашем телевидении. Ни сами зрители, ни создатели телевизионной продукции не желают подняться над общеобывательским средним вкусом, который упирается во взяточников и звезд, поющих под фанеру. Эти делают, другие смотрят, никто из этого клубка не хочет вырываться.

Чем спокойней жизнь, тем глупее юмор

-Телевидение - гибкий организм, реагирующий на малейшие веяния моды. Вам не кажется, что "Фитиль", возрожденный в старой стилистике, смотрится на общем ТВ-фоне несколько инородно?

- Весь вопрос в том, кто этот гибкий организм и куда гнет. Сейчас этот гибкий организм направлен только в одну сторону. Появилось общее стремление поржать над гениталиями и над тем, что у каждого из нас самих рыльце в пушку. Что у нас сейчас делают? Поют и ржут. Конечно, есть КВН - там люди все-таки стремятся к чему-то новому, свежему и острому, "Городок", -правда, в последнее время, я считаю, анекдоты у них стали мелкими... Что касается оформления "Фитиля", то да, мы его сохранили. Я думаю, что зритель это воспринимает адекватно. Хотя сейчас мы думаем над тем, как разнообразить стилистику.

- Может, в изобилии пошлости на ТВ следует винить относительную стабильность? Взять тот же европейский или американский юмор -глупее ничего не придумаешь.

- Вы абсолютно правы. Чем спокойнее жизнь, тем глупее юмор. Чем острее социальная накаленность, тем юмор, литература, искусство становятся интереснее. Сейчас у нас межвременье. С одной стороны, это очень хорошо. Но с другой стороны, все, о чем мы сейчас говорим, становится глупым и однообразным.

- Как-то вы, Игорь Станиславович, охарактеризовали себя словами Паниковского из "Золотого теленка": "человек раньшего времени". К чему это относится: к профессии, к менталитету?

- К менталитету, к профессии, ко всей нашей жизни, потому что я человек из того времени, когда к искусству относились как к престижной профессии, когда нельзя было вот так выйти и сказать: "Я актриса!" С чего это ты актриса? А поучиться? А заслужить это право - называться актрисой?Тогда, в "раньшем времени", не было понятия "тусовка". Сейчас, стоит включить телевизор - везде Ксения Собчак. Мне кто-нибудь объяснит, кто это? Актриса? Теннисистка? Космонавт?

- Сейчас уже телеведущая.

- Чтобы стать телеведущей, поучиться надо. И чтобы тебя туда взяли не потому, что у тебя крутые родители и денег полно, а потому что у тебя есть обаяние, харизма. А есть - мыльный пузырь на кривых ножках.

- В свое время вы были блестящим шоуменом. Есть шанс снова увидеть вас в этом качестве?

- Всему свое время. Возвращаться к старому не хочу. Скорее всего, это будет кино, театр, телевидение, но только не то, что было раньше.

- Опыт административной работы в кресле директора Дома кино вам в "Фитиле" пригодился?

- Это очень отрицательный, но опыт, который я сейчас стараюсь применить. Я не знал, что у Дома кино существует три тысячи владельцев. Я имею в виду членов Союза кинематографистов. Каждый из этих владельцев считал вправе указывать, хозяйничать в этом доме. Как вы понимаете, Дом кино не лебедь, рак и щука. Это три тысячи летающих, ползущих, прыгающих особей - настоящий мир животных. Если честно, я мало понимал, что я делаю. Но искренне старался там что-то построить и отремонтировать. А люди привыкли копаться в этой грязи. Настоящим кинематографистам далеко до этих дрязг - им кино снимать надо. А те кинематографисты, которым нечего делать, они приходили и смотрели: не украл ли Угольников туалетную бумагу.Там переворачивались понятия. И очень всех интересовало: что у меня в кошельке, в трусах и в голове.

- Как поддерживаете жизненный тонус?

- Пока никак. Вчера и позавчера играл в спектакле "Оскар" на сцене театра "Современник". Тем самым поддерживал свой тонус. Завтра, надеюсь, удастся поиграть в хоккей с Бут-маном, Пимановым и Фетисовым. Что будет послезавтра - поглядим.

***

ДОСЬЕ "ВМ"

Игорь Угольников родился 15 декабря 1962 года в Москве в семье инженеров. Окончил ГИТИС - режиссерский факультет и факультет актерского мастерства. В качестве актера и режиссера работал в московских театрах: им. Гоголя, театре-кабаре "Летучая мышь", Театре на Юго-Западе, МХАТе. На телевидении с 1991 года. Вел программы "Оба-на!", "Угол-шоу", "Добрый вечер", "Добрый вечер на СТС". Продюсировал ток-шоу "V.I.P.- Особо важные персоны". Снял сериал "Доктор Угол", музыкальный телефильм "Это несерьезно". Занимал должности заместителя директора Дирекции телевизионного вещания ВГТРК, директора Дома кино Союза кинематографистов, вице-президента Российского фонда культуры. Снялся в фильмах : "Встретимся на Таити", "Прорва", "Шир-ли-мырли" и др. Режиссер и продюсер фильма "Казус Белли". С 2003 года - и. о. директора тележурнала "Фитиль", с 2004 года - продюсер тележурнала "Фитиль". Лауреат премий: "Золотой Остап", "Овация", "Золотой стул".

***

ТВ-БЛИЦ

А ВАМ ДАЙ ВОЛЮ, ВЫ БЫ КОГО РАСКРИТИКОВАЛИ?

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, сатирик:

- Я бы обязательно сделал политическую сатиру, то, что собственно и делал в программе "Итого". Сатира всегда должна быть адресной. Я нашел бы в стране самых сильных и наглых и критиковал бы их.

Павел ГЛОБА, астролог:

- Или все, или ничего. Если что-то критиковать, то надо это делать масштабно. Если бы я за такое взялся, то не хватило бы возможностей. Бюджет бы не потянул. Мой "фитиль" бы перегорел просто. А если говорить про мою жизнь, то в ней я всем доволен.

Дмитрий БЫКОВ, журналист, писатель:

- Во-первых, я бы раскритиковал работу ЖЭКов. В них невозможно решить ни одну проблему. Такое чувство, что это делается специально, чтобы в стране оставалось все, как есть, и ничего не менялось. У нас недавно протек потолок, и чтобы решить эту проблему, приходится ходить несколько раз в эту славную инстанцию и писать кучу бумажек. Во-вторых, наши лифты - это просто трагедия. Они ломаются с дикой регулярностью. Такое впечатление, что ни в одном доме давно не было капитального ремонта. А люди лифтам за это мстят и их уродуют, царапают там всякие гадости. Политические темы не стал бы трогать принципиально. Смешнее того, что у нас в жизни с политикой происходит, уже ничего не может быть. Тут уже оперы писать надо.

Амаду МАМАДАКОВ, актер:

- Я бы покритиковал отношения между актерами и продюсерами. Мне часто приходится сталкиваться с дискриминацией на национальной почве.

Соседние файлы в предмете Политология