Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госдума РФ. Мониторинг СМИ 9 декабря 2005. М., 2005. 142 с.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
22.08.2013
Размер:
1.68 Mб
Скачать

С любовью к детям. Парламентская газета, Управление по связям с общественностью и взаимодействию со сми Аппарата Государственной Думы, 09.12.2005, №218, Стр. 3

На Охотном Ряду открылась выставка старейшего художника детской книги, заслуженного деятеля искусств РФ Леонида Владимирского.

На выставке, приуроченной к 85-летию художника, представлено 50 его лучших иллюстраций к книгам "Руслан и Людмила" А. Пушкина, "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А. Толстого и многим другим.

Выступившие первый заместитель председателя Комитета по культуре Александр Тягунов, депутат Евгений Ройзман, писатель Сергей Сухинов и другие отмечали, что книги с иллюстрациями Леонида Владимирского вышли общим тиражом более 25 миллионов экземпляров, издавались на многих языках мира.

Сша: тотальный взгляд на все, что происходит вокруг. Парламентская газета, Травкина Наталия, доктор политических наук, зав.Сектором Института сша и Канады ран, 09.12.2005, №218, Стр. 7

Концепция национальной стратегии внутренней безопасности США предусматривает создание централизованного банка биометрических и других персональных данных на всех лиц, побывавших на территории страны.

Нервная реакция российских правозащитников-традиционалистов (образца 1960-1970-х годов) на обсуждение в Госдуме законопроекта о неправительственных организациях, общественных и некоммерческих объединениях вызвала широкий резонанс в наших либеральных, а также в западных СМИ о судьбах и перспективах развития российской демократии. Раздаются панические голоса о возвращении в 1930-е годы или даже "в эпоху императора Александра III, когда после террористического шока власть решила укреплять себя за счет свертывания любой общественной активности".

Безотносительно к историческим параллелям следует отдавать себе отчет в том, что и демократизация политической жизни в России в 1905- 1917гг., и нынешний период приобщения к общечеловеческим демократическим ценностям и проектам построения гражданского общества, начавшийся на рубеже 80-90-х годов, стали отнюдь не следствием динамики внутриполитического и внутриэкономического развития Российской империи и СССР. Они явились результатом действия тенденций либерально-демократического развития мировой цивилизации, генерированных главным образом эволюцией политических систем западных стран. В России эти тенденции отчетливо проявились на рубеже XVIII-XIX веков, кульминацией которых стало выступление декабристов в 1825 году. Начало XX века ознаменовалось революциями 1905-1907 гг. и 1917 года. И, наконец, они проявили себя первой волной "бархатных революций" в Восточной Европе и СССР в 1989-1991 гг. и второй волной "цветных революций" в ряде бывших республик СССР в 2003-2005 гг., которые были профинансированы западными странами, прежде всего США.

Однако самым наивным представлением российских демократов-фундаменталистов является их "детская" вера в то, что "демократическое крещение" России вполне сопоставимо и в чем-то напоминает приобщение к христианству в 988 году - раз состоявшись, оно будет определять тенденции исторического развития страны на многие столетия вперед. Внешние истоки волн общественной модернизации и демократизации политической жизни тесно связаны и обусловлены тем, что и в самих странах Запада, в том числе в США, либеральные оттепели, как правило, сменялись накатом консервативных и правоконсервативных контрреформаций и контрреволюций. Достаточно вспомнить печально известный маккартистский период "охоты на ведьм", увенчавшийся казнью в 1953 году супругов Этели и Юлиуса Розенберг. Американскому обществу тогда дали ясно понять, какая судьба ждет каждого американского "непатриота".

События 11 сентября 2001 года основательно изменили режим функционирования федерального правительства США и всего американского общества. Начало этой трансформации было положено принятием в октябре того же года закона об объединении и усилении Америки с помощью необходимых средств предотвращения и противодействия терроризму. Проще говоря, закона "о всеобщем и полном стукачестве", в основу которого были положены известные установки 30-х годов: согласно им "каждый гражданин должен стать сотрудником спецслужб".

К тому же летом 2002 года в США была сформулирована новая концепция обеспечения национальной безопасности, в развитие которой было создано Министерство внутренней безопасности (МВБ). По сути, это беспрецедентное явление в рамках демократических институтов, поскольку на всем протяжении XX века США старательно избегали создания мощных и централизованных служб безопасности, да еще напрямую подчиненных главе исполнительной власти, что всегда считалось отличительным признаком тоталитарных режимов.

В настоящее время расходы по линии этого федерального министерства составляют примерно 33-34 млрд. долларов. А всего по приоритетному направлению "обеспечение внутренней безопасности", которым непосредственно занимаются 33 федеральных министерства и ведомства, - порядка 50 млрд. долларов. Уже в настоящее время персонал только МВБ составляет 146 тысяч человек, и оно является третьим по величине работодателем среди всех 15 федеральных министерств, уступая только двум из них - обороны и по делам ветеранов.

Судя по всему, МВБ суждена долгая жизнь, ибо непреложным фактом внутриполитической и государственной жизни США после 1947 года является то обстоятельство, что за почти 60-летний период в США не было упразднено ни одно федеральное министерство. Не будет преувеличением сказать, что, создав МВБ, Соединенные Штаты успешно переняли эстафету создания тотальных систем контроля за обществом, существовавших в 1933-1945 годы в Германии и в СССР.

Впрочем, ирония демократических преобразований новейшего времени в том и состоит, что если в начале 1990-х годов демократическая Россия, развалив КГБ на несколько независимых спецслужб (ФСБ, СВР, ФАПСИ и ряд других), сделала "все, как в Америке", то спустя десять лет США, создав МВБ на основе 22 существовавших ведомств и федеральных программ, сделали "все, как в СССР".

Концепция национальной стратегии внутренней безопасности США, принятая летом 2002 года, не ограничивается лишь созданием или реорганизацией служб безопасности в рамках федерального правительства. Нет, она распространяется на нацию в целом. В ней прямо указывалось, что задача обеспечения внутренней безопасности - это совместные действия федерального правительства и органов власти каждого штата.

В своей деятельности МВБ предписано опираться на частный сектор американской экономики, который "является ключевым партнером федерального правительства в сфере обеспечения внутренней безопасности". К тому же в дело обеспечения внутренней безопасности США, как заявлено в концепции, должны включиться все американские граждане, поскольку они являются бесценным активом страны как в военное, так и в мирное время. Такой подход к обеспечению внутренней безопасности принципиально нов для США, ибо ранее считалось, что эта задача - прерогатива того органа федеральной власти, на который она законодательно возложена.

При этом основная задача усматривается в предотвращении актов террора, что на практике означает изменение режима безопасности на всей территории США и в пределах всех 87 тысяч территориально-административных образований. Характерно, что сама трактовка понятия "террорист" дается настолько расширительно, что к этой категории людей могут быть потенциально причислены все лица, которые в самом широком смысле этого слова дестабилизируют основы социально-экономических и политических отношений в современной Америке или создают угрозу их стабильности.

Поэтому наряду с контролем за территорией США и ее границами важнейшим является и наблюдение как за перемещением людей по самим Соединенным Штатам, так за и въездом и выездом из них. В частности, подчеркивается, что ежегодно границы США пересекают 500 млн. человек, включая 330 млн. неамериканских граждан.

Одной из первых программ по контролю за лицами, пересекающими границу США, стала программа министерства внутренней безопасности "US - VISIT Program". Она предусматривает создание централизованного банка данных обо всех лицах, приезжающих в США на работу, с деловыми или туристическими поездками, включая обязательный сбор так называемых "биометрических данных", как, например, отпечатки пальцев. По этой программе уже работают все американские консульства и дипмиссии, приступившие к сбору информации с момента подачи визовых документов.

Иными словами, США формируют абсолютно независимый от других государств собственный банк "паспортных" данных о лицах, пересекающих границу страны, что позволит "немотивированно" отказывать во въезде или выезде прямо на КПП. А поскольку американские граждане любят совершать поездки по разным странам, то очевидно, что через несколько лет таким централизованным банком "биометрических данных" будет охвачено все население США, включая детей.

Таким образом, по сути, важнейшей функцией и задачей современного гражданского общества является предотвращение терактов внутри страны. И в этом плане, как подчеркивают разработчики доктрины внутренней безопасности США, нельзя допустить, чтобы угроза терроризма изменила американский образ жизни. При этом следует исходить из того, что угроза терроризма представляет собой перманентное состояние общественных отношений в США.

Соседние файлы в предмете Политология