Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Всеобщая история.doc
Скачиваний:
1084
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
1.83 Mб
Скачать

Тема 19. Восток в XIII-XVIII вв.

Большая часть Азии в XIII в. оказалась включена в состав Монгольской империи – самого большого государства средневековья. Только мамлюкскому Египту, Делийскому султанату в Индии и Вьетнаму удалось отбиться от монгольских орд. Кроме того, Япония и Индонезия, хотя и подвергались угрозе завоевания, но были защищены морем. Все остальные цивилизованные страны Азии либо вошли в состав державы Чингисидов, либо попали в данническую зависимость от неё.

Последствия монгольских завоеваний для Востока оказались драматичны. С одной стороны, захватчики практически сразу, опираясь на доставшийся им от Китая и мусульманских государств аппарат, обеспечили довольно стабильное существование завоёванных областей. Укрепились на время экономические и культурные связи в пределах Азии, предпринимались попытки ввести единую денежную систему, общее законодательство. Но, с другой стороны, причинённые опустошения нанесли серьёзнейший урон экономике и культуре Востока. Развитие восточных стран замедлилось. Вскоре они стали заметно отставать от европейского Запада.

Ситуацию усугубил быстрый распад Монгольской империи и последовавшие за этим войны. Уже во второй половине XIII в. от монголо-китайской державы Юань обособились западные уделы (улусы). Это были Золотая Орда с центром в Поволжье, Чагатайский улус в Средней Азии и государство Хулагидов в Иране. Уже в начале XIV столетия обосновавшиеся в Иране и Средней Азии завоеватели приняли ислам. Затем, при хане Узбеке (1313 – 1342) ислам стал государственной религией и в Золотой Орде. Это означало фактический разрыв с «языческими» великими ханами-императорами.

Процесс дробления, однако, на этом не остановился. Возникшие в мусульманском мире монгольские улусы периодически дробились между сыновьями умерших ханов. Между отдельными ордами начались кровавые междоусобицы, в результате которых все три западных улуса окончательно развалились. Этими распрями оказались похоронены все позитивные стороны монгольского завоевания-объединения. Торговые пути оказались прерваны, единая система государственной власти перестала существовать. Регулярное перераспределение земель между полукочевой и кочевой знатью намертво законсервировало общественный строй. Пришли в упадок постоянно разоряемые кочевниками города.

Последнюю попытку объединить западные улусы в мощную империю предпринял среднеазиатский эмир Тимур (Тамерлан, 1370-1405). Ему удалось создать огромную державу, включавшую Среднюю Азию, Иран, Ирак, Закавказье. Тимур завоевал на время даже Турцию на западе и Дели на востоке. Но после его смерти и его государство распалось. На рубеже XV/XVI вв. остатки его были уничтожены в результате вторжения с севера узбекских племён во главе с основателем Узбекского ханства ханом Шейбани (1451-1510). Наиболее выдающийся из тогдашних Тимуридов, знаменитый поэт и полководец Бабур, однако, немедленно создал новое государство. Вторгшись со своей армией в Индию, он захватил в 1526 г. Дели и положил начало новой Тимуридской империи – державе Великих Моголов.

На западе исламского мира XIV-XV вв. – время стремительного возвышения Османской Турции. Османский эмират на северо-западе Малой Азии был основан в 1299 г. бежавшим от монголов туркменским вождём Османом. В течение следующего столетия династия Османов объединила под своей властью большую часть Малой Азии и разгромила большинство христианских государств на Балканах. В 1402 г. султан Баязид (1389-1402) потерпел жестокое поражение от Тимура. Турция на время вновь раздробилась на эмираты. Однако уже при Мехмеде II (1451-1481) завоевания возобновились. Этот правитель, взявший в 1453 г. Константинополь, считается основателем Османской империи. К концу его правления османы завершили централизацию Турции, покорили почти всех южных славян, Албанию, Грецию. Зависимость от Турции признало татарское Крымское ханство.

Султан Селим I (1512-1520) завоевал часть Междуречья и Закавказья. Самым же значительным его достижением стал разгром в 1517 г. мамлюкского султаната в Египте. Вместе с павшим Египтом под власть турков-османов перешли святые места ислама в Аравии. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный (1520-1566) принудил последнего мекканского халифа из рода Аббаса уступить халифский титул. Таким образом, глава Османской империи стал одновременно главой большинства мусульман-суннитов. При Сулеймане Османская Турция достигла своего наивысшего расцвета. В 1522 г. рыцарей-госпитальеров выбили с острова Родос у самых берегов Турции. В 1526 г. был разгромлен и покорён давний враг – Венгерское королевство. В Африке Сулейман захватил Алжир (1520) и Ливию (1551).

В политике Османской Империи огромную роль играла религия. Завоевательные войны с католическими королями, православной Русью и шиитской Персией рассматривались как джихад. Османы ставили целью объединение всего исламского мира под единой властью. В то же время во внутренней политике роль исламского духовенства была сравнительно невелика. Султаны-халифы вмешивались в богословские споры, часто силой диктовали свою волю.

Многие правители Османской империи проводили политику «потурчения» – насильственного навязывания исламской религии своим христианским подданным. Тем самым они отступали от провозглашавшегося принципа терпимости к «людям Писания». Из христианских областей угонялись дети мужского пола, чтобы, после тщательного воспитания на турецкий манер, войти в гвардейских корпус янычаров. Периодически подвергалось репрессиям христианское духовенство. К «потурчению» принуждали с помощью жёсткой налоговой политики, жёсткого религиозно-сословного деления общества, а то и прямого насилия. Тем не менее, успех эта политика имела лишь в тех областях, где позиции христианства были слабы, а проповедь ислама принимала сравнительно мирные и мягкие формы. Ислам приняла большая часть албанцев, на тот момент полуязычников, и часть жителей Боснии, где раньше господствовала ересь бабунов. Значительных успехов достигла проповедь ислама и за пределами Османской империи, у северокавказских племен.

Достигнув пика при Сулеймане, затем завоевательная политика Османов идёт на убыль. Империя замыкается в своих границах. Впрочем, ещё в 1571 г. был захвачен Кипр, а в 1574 покорён Тунис. Последним значительным завоеванием стало присоединение острова Крит в 1669 г. На море гребной турецкий флот безнадёжно отставал от европейского. Уже в 1571 г. в морской битве при Лепанто турки были разбиты испанцами и венецианцами. На суше предел османскому натиску положили присоединение к России ряда татарских ханств в середине XVI в. и позднейшие войны России с Крымом. Отказываясь от принципов джихада, турецкие султаны начинают искать на западе союзников – найдя первого в лице Франции.

Тем не менее, в XVII в. османский халифат представлял ещё серьёзную угрозу для Европы. Зависимые от Турции татары регулярно совершали разорительные набеги на Русь и Речь Посполиту. Построившие парусный флот североафриканцы («барбарийцы») грабили побережья и торговые пути западных государств, достигая Исландии, Британских островов и даже Америки. Через крымские, алжирские, тунисские рынки проходили десятки тысяч рабов-пленников. Во второй половине XVII в. турки последовательно одержали военные победы над Австрией, Венецией и Польшей, в последний раз расширив свои пределы в Европе. Только русско-турецкую войну 1676-1681 гг. России удалось свести вничью, остановив турецко-крымскую агрессию на Украине. Наконец, в 1683 г. под Веной турецкие войска были разбиты польско-австрийскими, что считается концом эпохи османских завоеваний. В последовавшей войне «Священной Лиги» Турция лишилась многих европейских владений.

Западный Иран после распада державы Тимура оказался под властью кочевых туркменских племён. В начале XIV в. в Азербайджане религиозный деятель Сафи ад-дин основал братство Сафавийа. Центром его стал крупный город Ардебиль, где наследные шейхи, возводившие себя к одной из ветвей потомков Али, стали светскими и духовными правителями. Они опирались на мощь местных полукочевников. Это позволило им отстоять значительную часть Азербайджана от посягательств соседей. К началу XVI в. государство династии Сефевидов превратилось в серьезную силу на северо-западе Ирана. Молодой сефевийский шейх Исмаил открыто принял шиизм и ввел в своей армии красные головные уборы древних хуррамитов. По этим уборам подвластные Сефевидам племена получили название кызылбашей («красноголовых»). В 1501-1502 гг. Исмаил захватил весь Азербайджан и Западный Иран. Коренное население, исповедовавшее шиизм, встречало новых завоевателей как освободителей. В 1502 г. в Тебризе Исмаил принял древний титул доисламских правителей Персии – шах (1502-1524).

Шиизм стал государственной религией и единственной дозволенной в государстве формой ислама. Под его знаменем велась «священная война» Сефевидской Персии с суннитскими завоевателями – турками на западе и узбеками на востоке. В 1510 г. Исмаил разгромил Шейбани-хана и присоединил Восточный Иран. Однако борьба с Турцией за Ирак и Закавказье шла с переменным успехом, и в конце концов Ирак остался за османами. Персия была единственным сколько-нибудь заметным шиитским государством и важнейшим политическим фактором в исламском мире. Шахи считали себя прямыми потомками Али и лидерами всех шиитов мира, но не стремились притязать на халифский титул. Свое государство они рассматривали лишь как военно-политический оплот шиизма.

К концу XVI в. почти весь исламский мир оказался поделен между пятью крупными империями. Значительную часть Северо-Западной Африки объединило сохранившее независимость от турок Марокко. Далее до Ирака и Аравии включительно простирались владения Османов. На восток от них лежали земли Сефевидской Персии. Среднюю Азию занимало Узбекское ханство Шейбанидов. Наконец, всю Индию удалось объединить под своей властью Великим Моголам.

Но эта величественная картина продержалась совсем недолго. С начала XVII в. все мусульманские империи охватил нарастающий кризис. Уже в XVII в. распалось на отдельные ханства государство Шейбанидов, а на другом конце исламского мира Марокко лишилось земель к югу от Сахары. В XVIII в. в результате восстаний различных индийских народов распалась на мелкие княжества держава Великих Моголов. Их власть к концу века ограничивалась округой Дели. Турция устояла, но также страдала от внутренних смут. Наместники и командиры янычар создавали собственные полунезависимые владения. Серия австро-турецких и русско-турецких войн XVIII в. лишила Османов владений за Дунаем и в Северном Причерноморье.

Тяжелый кризис охватил Сефевидскую империю. В первой половине XVIII в. из-за внутренних смут ослабшее в непрестанных войнах Сефевидское государство распалось. В итоге междоусобиц к власти в 1796 г. пришла новая тюркская династия Каджаров. Однако под её властью находились только собственно Иран и Азербайджан. На востоке возник ряд независимых государств, самым сильным из коих являлось Афганское ханство.

Из Индии ислам в XII – XIV вв. проник в страны Южных морей. Здесь его успехи были значительны. Ислам стал религией большинства на Малайском полуострове и островах Индонезии, начал распространяться на Филиппинах. На берегах Южных морей возникли новые, мусульманские государства (Малаккский султанат и др.). Однако им уже в XVI в. пришлось столкнуться с колониальной агрессией португальцев, испанцев и голландцев. Разрозненные мусульманские владения не смогли устоять. Европейские колонизаторы также умело воспользовались кризисом сначала Делийского султаната, а затем и державы Моголов в Индии. Они закрепились во многих портах страны, а также захватили остров Ланку (Цейлон).

Китай был полностью покорён монголами в 1278-1281 гг. После этого великий хан Хубилай (1260-1294), внук Чингис-хана, перенёс столицу в Пекин (монгольский Ханбалык) и провозгласил себя императором страны. Монгольская династия получила название Юань. Хубилай сделал государственной религией империи тибетскую разновидность буддизма. Это положение было закреплено диспутом 1258 г., где тибетские монахи (ламы) одержали победу над даосами. В Тибете Хубилай закрепил теократический строй во главе с главами отдельных религиозных школ.

Монгольское владычество, первое в истории чужеземное иго надо всей страной, вызывало в Китае всё большую ненависть. В 1355 г. разразилось организованное даосскими тайными обществами восстание Красных повязок. В 1368 г. возглавивший восстание Чжу Юаньчжан, в прошлом крестьянин и буддийский монах, взял столицу и выбил оттуда великого хана. В 1381 г. освобождение всей территории Китая завершилось. Чжу Юаньчжан стал императором (1368-1398) и основал новую династию Мин.

При Минах Китай достиг ещё одной вершины политического могущества. Им удалось добиться признания своей верховной власти в Корее, Тибете, Непале, Малайе и на многих островах Индонезии. На короткое время был покорён даже Вьетнам. Императоры и их полководцы совершали походы в Монголию, которая после потери Китая раздробилась на мелкие и враждующие между собой кочевые ханства. В 1405-1433 гг. китайский адмирал Чжэн Хэ совершил серию океанских путешествий, достигнув Индии, Аравии и Восточной Африки. Однако развивать это направление Мины не стали, и уже скоро им пришлось считаться с установившейся на морях европейской гегемонией. В 1517 г. завязались прямые сношения с португальцами, которым императоры предоставили островной порт Макао. В 1618 г. в Пекин впервые прибыло русское посольство.

На севере, между тем, появилась новая угроза. Зависимые от Минов маньчжурские племена к началу XVII в. создали единое государство и освободились от прежних уз. Маньчжурский хан Абахай (1626-1643) провозгласил себя императором новой империи Цин. Ему удалось подчинить большинство монгольских ханов, а в 1627 г. – Корею. Абахай не раз нападал на китайские границы. Впрочем, немалые силы отнимало у него и соперничество за власть с могучим Джунгарским ханством, покорившим к этому времени Синьцзян, Тибет и Западную Монголию.

Сломить Минскую державу суждено было не внешнему врагу, а внутренней смуте. Как и в Европе, интенсивное экономическое развитие вызывало рост амбиций городских слоёв, стремление освободиться от чиновного и монаршего гнёта. Это движение поддерживалось и широкими массами крестьян. В 1626 г. в Китае разразилась новая гражданская война. В 1644 г. войска восставших под предводительством Ли Цзычена взяли Пекин. Но в китайских условиях переворот привёл не к общественной революции, а к гибели государства как такового. В ответ на успехи восставших северокитайская знать призвала на помощь Фулиня (1643-1661), сына Абахая. Он вступил в Пекин и основал императорскую династию Цин.

И повстанцы, и сторонники свергнутых Минов ещё долго сопротивлялись маньчжурам. Только в 1681 г. захватом острова Тайвань завоевание Китая завершилось. В середине XVIII в. Цинская империя покончила с джунгарами, установив полный контроль над Монголией, Синьцзяном и Тибетом. Внешне произошла реставрация обширной Китайской империи. По сути же различные народы Дальнего Востока оказались под игом маньчжурской знати, лишь отчасти воспринявшей китайские традиции. Маньчжуры закрепили свои привилегии законодательно, объявив коренных китайцев людьми второго сорта по сравнению с потомками кочевников. В то же время для укрепления своей власти Цины использовали китайский чиновный аппарат и переосмысленную под свои нужды конфуцианскую идеологию.

Опасаясь европейцев, маньчжурские императоры стали проводить политику самоизоляции. Любые несанкционированные контакты с иностранцами, свободное передвижение и торговля последних были запрещены под страхом смерти. Близорукость этого курса, основанного на вере в необоримое могущество своей империи, очевидна. Он закрепил техническую отсталость Китая, на корню пресёк начавшийся культурный и духовный обмен.

Для Японии XIII-XVI вв. – время ожесточённой борьбы различный самурайских кланов за сёгунскую власть. К концу периода это вылилось в полный развал государственной системы и распад страны на враждующие княжества. В этих условиях прибывшие в 1542 г. португальцы нашли благодатную почву для распространения как экономического и политического влияния, так и католической веры. В конце XVI в. в ходе борьбы за централизацию страны была предпринята попытка объявить католицизм государственной религией. Однако это не встретило поддержки со стороны большинства правящего класса.

Сёгун Иэясу (1598-1616), основатель династии Токугава, пришёл к власти под знаменем борьбы как с клановыми распрями, так и с «чужеземной религией». Католицизм подвергся свирепым гонениям, сотни христиан погибли. Вместе с тем Токугава объединили страну и положили конец междоусобицам. С учётом неудачной попытки завоевать Корею в 1598 г. они избрали курс на строгую самоизоляцию. Самоизоляция ещё более укрепилась под влиянием Цинского Китая, причём по строгости превзошла китайский образец. Япония вообще отказалась от установления каких бы то ни было новых дипломатических и торговых связей с Европой. Политика самоизоляции, разумеется, вела, как и в других землях Дальнего Востока, только к усилению отставания от Запада.

Источники

Абу-л-фазл Аллами. Акбар-наме. Т.1-4. М., 2003-1009.

Бабур. Бабур-наме. М., 1993.

Законы великой династии Мин. Т.1-2. М., 2001-2002.

История в трудах учёных лам. М., 2005.

Лубсан Данзан. Золотое сказание. М., 1973.

Путешествия в восточные страны. М., 1997.

Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т. 1-2. М., 2002.

Тамерлан. Автобиография. Уложение. М., 2007.

Шараф-ад-дин Али Йазди. Зафар-наме. Ташкент, 2008.

Шараф-хан Бидлиси. Шараф-наме. Т. 2. М., 1976.

Литература

История Востока. Т. 2-3. М., 1995-1999.

История Японии. Т. 1. М., 1998.

Ланда Д.Г. История арабских стран. М., 2005.

Мосяков Д.В., Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии. М., 2004.

Тюрин В.А. История Индонезии. М., 2004.

Фильштинский И.М. История арабов и Халифата. М., 2001.