Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

кузьминов. институты, сети

.pdf
Скачиваний:
37
Добавлен:
12.02.2016
Размер:
4.91 Mб
Скачать

2.3. Общие ментальные модели и культура

Рис. 2.7Ь

Соотношение компонентов культуры на разных уровнях пирамиды экономической культуры

Теоретическая

 

экономическая

Знания

культура

 

Экономическая

 

культура

 

менеджеров

Навыки

и руководителей

 

организации

 

Массовая

 

экономическая

 

культура

 

Итак, ценности — это один из факторов, которые определяют успешность развития экономики. Другим фактором является государственная политика. Она, как и ценности, воздействует на стимулы индивидуальных участников экономических отношений.

63

• Глава 2. Экономическое поведение и институты

Модель:

государственная

политика,

ценности и структура

бизнеса в Китае14

Рассмотрим экономическую деятельность (отношения обмена) как последовательность взаимодействий между предпринимателями. Эти взаимодействия описываются игрой, матрица выигрышей которой изображена в табл. 2.3.

Табл. 2.3

Отношения

обмена

 

Кооперативное

Некооперативное

 

поведение

поведение

Кооперативное

х;у

Г, у

поведение

 

 

Некооперативное

r,z

w; w

поведение

 

 

Каждый из участников выбирает между кооперативным поведением (подразумевающим поставку товара) и некооперативным (нарушением контракта поставки). Если оба участника выбирают кооперацию, реализуется обмен, в котором каждый участник выступает продавцом своего товара и покупателем чужого. Если один участник выбирает кооперацию, а другой ведет себя некооперативно, имеет место эксплуатация первого вторым.

Выгоды, извлекаемые участниками из взаимодействия, зависят не только от их поведения, но и от государственной политики (в частности, от вмешательства государства в бизнес в той или иной форме). Поскольку взаимодействие повторяется во времени, то на текущие решения участников влияет история их отношений.

Пусть

а— ценность товара для продавца; b — ценность товара для покупателя;

к— усилия, необходимые для доставки товара покупателю, к > 0;

а— доля благосостояния, которую получает государство в виде налогов (или за счет конфискации), 1 a a i O ;

ср — сумма, которую государство заберет у одного участника и передаст другому в случае эксплуатации.

Будем считать, что существуют сравнительные преимущества от торговли: b > а + к. Если оба

участника в некотором периоде выберут кооперативное поведение, выигрыш каждого из них будет равен

15 Chai S.-K. Culture, Rationality and Economic Institutions in East Asia: The Chinese Family Firm: University of Hawaii, Department of Sociology Working Papers. 2003.

64

2.3. Общие ментальные модели и культура

х = (1 — а)Ь. Если поведение обоих некооперативно, выигрыш каждого составит w = (1 — а)а + к. Если кооперативно себя ведет только один участник, его выигрыш будет равен z — Ф, в то время как выигрыш

другого участника составит^ = (1 — а)(а + Ь) + к — ср.

Итак, при отсутствии государственного вмешательства а = 0, ср = 0 и соответственно у > х > w > z- А как сказывается на результатах деятельности участников вмешательство государства в той или иной форме?

Грабительское государство стремится максимизировать краткосрочные доходы в казну. Поэтому оно не будет поддерживать механизм компенсации, задав ср = 0 и установив а максимально возможным.

В этих условиях х = (1 - a)b, w = (1 - а)й + к, у = (1 - а)(а

+ Ь) + к, z = 0. Следовательно, любая доля

конфискации, удовлетворяющая условию 1 > а > -—"—-,

определит соотношение у > w > х > z, и при

Ь-а

 

отсутствии стимулов к кооперации поведение участников будет некооперативным.

Государство, защищающее контракты, накладывает на эксплуататора такое наказание, которое делает некооперативное поведение менее выгодным, чем кооперативное, и компенсирует потери другого участ-

ника взаимодействия. Здесь политика государства описывается параметрами а < - — - — - и ср г (1 — а)b, a b-a

соответствующие выигрыши равны у а (1 — а)а + k, z = (1 — а)а + к, х = (1 — a)b, wz^x>w^y.

Несложно видеть, что при таких условиях кооперация будет иметь место на всем протяжении экономических отношений между участниками.

«Нейтральному» государству, с одной стороны, безразлично, как возникает благосостояние — в результате кооперации или нет. С другой стороны, оно не осуществляет конфискацию в объеме, который

повлиял бы на стимулы участников, т.е. а < -—-—- и у > х > w > z- Таким образом, в каждом периоде

Ь-а

происходит взаимодействие, описываемое дилеммой заключенных20. Его результат определяется тем, насколько сильны стимулы к кооперации (в частности, каков временной горизонт отношений).

Используем эти выводы для анализа структуры бизнес-отношений, которые сложились в китайском обществе под влиянием господствующих норм и ценностей.

Государственная политика. С начала 40-х гг. XIX в., когда в Китае стала развиваться промышленность, и вплоть до конца 40-х гг. XX в. государство вело себя то грабительски, то нейтрально, а что касается базовых правовых и финансовых институтов, распределяющих риски и защищающих контракты, то они практически отсутствовали. Государство, предоставляя значительную автономию частным предприятиям, тем не менее не способствовало их развитию. Стабильность бизнес-среды поддерживалась не государством, а торговыми гильдиями. Именно они обеспечивали стандарты и разрешали споры. Но их возможности были ограничены — власть гильдий, по сравнению с властью государства, была мала, и, кроме того, для торговцев был типичен переход на государственную службу, а к концу XIX в. наметилась и обратная тенденция, т.е. происходило сращивание бизнеса и власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Из-за неспособности политических институтов обеспечить защиту формальных контрактов, полагаться на них в кооперативных отношениях было нерационально. И все же кооперация достигалась, но не за счет доверия к политическим механизмам, а за счет доверия между индивидами, разделявшими общие ценности.

Ценности. Китайскому обществу присуща конфуцианская система ценностей, основанная на родственных связях. Согласно Конфуцию, люди должны действовать в интересах тех, с кем их связывают родственные отношения, но только если

20 Об этой игре см. ниже в данной главе.

65

I Глава 2. Экономическое поведение и институты

• они сами не понесут прямых потерь от такого поведения;

• их действия не нанесут ущерба тем, с кем у них еще более близкая родственная связь;

• их потенциальные партнеры в прошлом всегда вели себя кооперативно.

Эти традиционные ценности распространялись и на деловые отношения с момента их возникновения в Китае. Участники взаимодействий старались сузить круг своих партнеров, выбирая их из числа наиболее близких родственников, никогда ранее не замеченных в неподобающем поведении. Более того, тем, кто не разделял изначально конфуцианских ценностей, тоже было выгодно вести себя в соответствии с ними, чтобы их приняли как партнеров. Таким образом, конфуцианские ценности создали платформу для формирования кооперативных отношений и в дальнейшем были перенесены из сельскохозяйственного в индустриальный городской контекст.

В результате до определенного этапа фирмы в Китае, как правило, были маленькими или средними, и каждая из них контролировалась одной семьей. Эти фирмы не развивались вертикально и при первом же удобном случае делились на несколько независимых фирм, каждая из которых по-прежне- му управлялась отдельной семьей, что вполне объяснимо. Действительно, если предпочтение отдается отношениям кровного родства, то через поколение часто начинаются трения между многочисленными родственниками из-за сложности определения степени родства. Однако конфуцианские ценности не задают никакой четкой стратегии для фирмы в целом, и проблема может быть решена только с помощью разделения.

Итак, на стимулы участников отношений к кооперации оказывает воздействие не только государственная экономическая политика, но и общие культурные ценности. Политика, влияя на результаты деятельности, в долгосрочном плане косвенно способствует изменению этих ценностей.

2.4

Нормы и правила

От ценностей

кнормам

оправилам

Этот раздел посвящен обсуждению норм и правил. Анализируются основные функции и виды правил; описывается механизм эволюции правил во времени.

Говоря о ценностях — составной части культуры как отдельных индивидов, так и общества в целом, можно разделить их на две группы. г

К первой группе относятся абсолютные (intrinsic) ценности. Им мы следуем, несмотря на все риски и потери, сопряженные с таким поведением, независимо от того, насколько нам это выгодно. Один из ярких примеров абсолютных ценностей — патриотизм. Готовность погибнуть за Родину, сделать все для ее спасения двигала миллионами солдат во все времена в разных странах.

Одно из важных СВОЙСТВ моральных норм, как представляется, состоит в том, что эти нормы призывают к поведению, направленному на социальное благо, т.е. полезному для всех членов определенного сообщества. Однако они могут вступать в конфликт с непосредственными интересами лица, осуществляющего деятельность.

В. Ванберг (1994)21

Вторая группа ценностей — ценности относительные (instrumental), в соответствии с которыми мы действуем, только пока нам это выгодно.

Заметим, что одни и те же ценности для одних людей являются абсолютными («умру, но чужого не возьму»), а для других — относительными («красть нехорошо, но в крайних случаях можно»).

21 Vanberg V. Rules and Choice in Economics. L.; N.Y.: Routledge, 1994. P. 42.

67

• Глава 2. Экономическое поведение и институты

В конце XVI в. Монтень писал об общественной морали:

Нравственные законы, о которых принято говорить, что они порождены самой природой, порождаются, в действительности, тем же обычаем; всякий, почитая в душе общераспространенные и всеми одобряемые воззрения и нравы, не может отказаться от них так, чтобы его не корила совесть, или, следуя им, не воздавать себе похвалы22.

От ценностей, которых мы придерживаемся, зависят наши оценки классов действий («это хорошо», «это плохо»). В свою очередь, оценки определяют предписания, что делать и что не делать (рис. 2.8). Такие предписания называют нормами. Нормы, которые основаны на абсолютных ценностях, разделяемых большинством людей, называются моральными нормами. Нарушение этих норм связано для человека с психологическими издержками. Напротив, следование им приносит дополнительное удовлетворение.

Рис. 2.8

Соотношение ценностей и норм

Ценности

Нормы

Оценки классов действий:

Предписания по классам действий:

«Это

хорошо»,

«Что делать»,

«Это

плохо»

«Что не делать»

Нормы задают предписания по широким классам действий в форме правил, разрешающих (или запрещающих) тот или иной тип поведения в конкретных ситуациях (рис. 2.9).

Рис. 2.9 . .

 

Соотношение

-

норм и правил

 

Нормы

Правила

Предписания по классам действий:

Предписания по конкретным действиям:

«Что делать»,

«Если выполняется условие А,

«Что не делать»

следовать стратегии В»

п Монтень М. Опыты. M.: Правда, 1991. С. 90.

68

2.4. Нормы и правила

Между нормами и правилами есть два принципиальных различия.

1. Нормы не ориентированы на достижение конкретного результата23, они лишь в обшем виде предписывают: «делай это» или «не делай это». Правила же определяют поведение в конкретных ситуациях выбора и дают возможность заранее оценить эффект от следования той или иной стратегии.

2. Нормы обладают некоторой мотивационной составляющей: человек следует нормам, будучи убежден, что им надо следовать. Правила же рассматриваются людьми как некие объективированные рамки. Правила нельзя признать или не признать, как в случае норм, а можно только соблюдать или нарушать. -

Группы

правил

Большинство действующих в обществе правил можно условно разделить на три группы: правила, обеспечивающие координацию деятельности агентов в экономических и социальных взаимодействиях (правила координации); правила, регулирующие отношения кооперации между агентами (правила кооперации); правила, распределяющие результаты совместной деятельности (правила распределения). Отметим, что данное деление достаточно условно: на практике одно и то же правило может способствовать решению сразу нескольких проблем.

Правила

координации

Выше уже говорилось, что наличие общих ментальных моделей обеспечивает более эффективное взаимодействие. Основанные на общих моделях правила позволяют, в частности, координировать действия индивидов, если у них нет возможностей коммуникации. Рассмотрим пример.

Табл. 2.4

Встреча на дороге

 

Автомобилист 2

 

R

L

R

10; 10

- 2 ; - 2

Автомобилист 1

- 2 ; - 2

10; 10

L

23 См., например: Elster J. Social Norms and Economic Theory //Journal of Economic Perspectives. 1989. Vol. 3. N 4. P. 99-117.

69

I Глава 2. Экономическое поведение и институты

Два автомобилиста едут по узкой проселочной дороге навстречу друг другу. Разъехаться, не столкнувшись, они смогут, только если каждый из них прижмется к краю дороги. Но при этом действия их должны быть симметричны относительно середины дороги. Формально говоря, у каждого автомобилиста есть выбор между двумя стратегиями: Подать вправо (R — от англ. right) и Подать влево (L — от англ. left). В табл. 2.4 представлена матрица, описывающая такое взаимодействие. В нем возможно установление двух равновесий: 1) оба автомобилиста подают вправо, 2) оба автомобилиста подают влево. И то, и другое равновесие равно привлекательны для автомобилистов. Как тогда они должны себя вести?

Каждый из них знает, что если другой будет сворачивать вправо (или влево), то и ему нужно сделать то же самое, но не знает, как в действительности тот поведет себя. То есть перед участниками движения стоит проблема координации — проблема выбора действий, приводящих к одному и тому же равновесию из нескольких потенциально возможных. Для них эта проблема может быть решена, только если они оба руководствуются одним и тем же правилом поведения (скажем, правилом «Машины должны двигаться по правой стороне дороги»).

Модель «Эволюция правил движения — 1» показывает, почему с ростом числа стран, придерживающихся единого соглашения, остальным тоже становится выгодно перейти на общий стандарт24. .. ..

На примере формирования правил дорожного движения очевидно, что конечный результат эволюции правила зависит не только от стоящей перед участниками задачи, но и от начальной ситуации. Эту зависимость мы проанализируем с помощью модели «Эволюция правил движения — 2».

24 Young P. The Economics of Convention // Journal of Economic Perspectives. 1996. Vol. 10. P. 105—122.

г

2.4. Нормы и правила

К истории правил дорожного движения

Откуда возникли правила движения, регулирующие, какой стороны дороги придерживаться? Сложились ли они спонтанно, или были введены законодательно?

До середины XVIII в. интенсивность движения на дорогах Европы была невелика, и «водители» обычно ездили по середине дороги, просто чтобы не застрять в канаве. Правила одностороннего движения если и существовали, то носили достаточно локальный характер. Самое раннее упоминание о такого рода правилах относится к регулированию проезда по стратегически важным мостам, где образование пробок было наиболее вероятно. Например, в 1300 г., когда Католическая церковь впервые официально отмечала юбилей христианства и паломников, направлявшихся в Рим, ожидалось особенно много, папа Бонифаций VIII выпустил вердикт, согласно которому все они должны были, переходя мост Св. Ангела, строго придерживаться левой его стороны. В 1756 г. английский парламент принял закон о левостороннем движении по Лондонскому мосту. Уже от мостов эти правила медленно, но верно распространялись на все прилегавшие территории.

Хорошо известно, что в Великобритании машины движутся по левой стороне дороги. Но в истории Соединенного Королевства, пожалуй, невозможно выделить событие, послужившее толчком к формированию этого правила. Правило складывалось постепенно: в отдельных провинциях возникали локальные традиции, которые с течением времени распространялись на другие провинции.

Что же касается континентальной Европы, то во второй половине XVIII в. практически на всей ее территории движение экипажей было левосторонним. Каким же образом был осуществлен переход на правостороннее движение?

Франция была одной из первых стран, гражданам которой еще во времена Великой французской революции специальным декретом было предписано перейти на правосторонний порядок передвижения. Изменение традиции имело глубокий символический подтекст: следование полевой стороне дороги стало политически некорректным, поскольку такое поведение идентифицировалось с привилегированным классом, в то время как следование по правой стороне дороги считалось более «демократичным». Далее это начинание было поддержано Наполеоном, который внедрял его во всех завоеванных им странах. Португалия, соседствующая с «правосторонней» Испанией, перешла на тот же стандарт после Первой мировой войны; Венгрия и Чехословакия — во времена немецкой оккупации. Дольше всех держалась Швеция — вплоть до 1967 г., но, оставшись на континенте в гордом одиночестве, сдалась и она. Всего лишь 38 лет назад. А Италия — 60. А Австрия — 80... Хотя сегодня кажется, что так было всегда.

Так исторически складывались правила дорожного движения, и к концу XX в. все страны континентальной Европы перешли на правостороннее движение.

71

• Глава 2. Экономическое поведение и институты

Модель:

эволюция

правил движения - 1

Обозначим страну точкой на плоскости, а дороги между странами — линиями. Страны, в которых принято левостороннее движение, обозначим буквой L, а страны, приверженные правосторонней традиции, — буквой R. Движение по линии, которая соединяет между собой страны с разными правилами, сопряжено с издержками. В каждый период времени наугад выбирается одна страна (точка) и принимается решение,

Рис. 2.10

Модели

соглашений на различных картах

 

 

 

 

 

 

 

L

 

 

 

 

 

 

L

 

L

L

L

7

 

R

 

 

> R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

 

 

 

L

 

 

 

>

— i

 

1>-

i

 

1t

>

 

 

*

 

' R

 

L

L

 

 

 

 

 

 

 

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

I

L

L

<t

L

1

 

^

i

R

i 1 R

< >

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

 

L

 

L

L

L

L

 

R

 

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(а)

 

 

 

 

 

 

 

(Ь)

 

 

 

 

 

L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(с)

 

 

 

 

 

 

 

72