Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kulturologia_2009.doc
Скачиваний:
1243
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
6.33 Mб
Скачать

Культура хх столетия

Завершившееся не так давно столетие представляет собой культурную эпоху, когда за очень небольшой по историческим меркам промежуток времени, мир пережил столь радикальные изменения, что человеку современности становится практически невозможно соотнести себя с теми людьми и с той культурой, которая существовала сто лет назад.

В самом начале ХХ столетия в мире повсюду еще властвовала одна уютная и размеренная цивилизация «викторианского» стиля, в которой все было стабильно, понятно, осмысленно и раз и навсегда установлено. Всем в Европе (и в Америке) было ясно, что западная культура – это вершина и совершеннейший результат развития всего культурно-исторического процесса. Миссия западного человека виделась в том, чтобы нести «кнутом и пряником» цивилизованность всем «отсталым» народам. От западной науки ждали окончательного объяснения всех мировых законов и обустройство мира на принципах разума. В технике видели реализованный триумф человеческого духа, тогда как в религии – пережиток прошлого, который обязательно отомрет в самое ближайшее время за ненадобностью.

Уже первые два десятилетия нового века показали, как ошибались люди воспитанные в духе XIX столетия в их прогнозах по поводу будущего цивилизации. Сначала наука, в лице А.Энштейна, предложила человеку мыслить мир в системе координат теории относительности, и как следствие – картина мира утратила свою «физическую» стабильность. Затем последовали Первая мировая война и русская революция, лишившие мир стабильности духовной и рациональной. После мировой войны, в ходе которой «цивилизованные нации» миллионами уничтожали друг друга, рассыпались мифы о западном культурном избранничестве и благости техники (появление танков, аэропланов, подводных лодок и пр. не оставляли ни у кого сомнения в том, что люди, создав технику, выпустили «джина из бутылки»). В то же время, коллективный псевдорелигиозный порыв российских революционных масс, взрывавших церкви, но создавших культ своих вождей, заставил многих интеллектуалов констатировать, что на освободившееся от религии место в человеке может прийти и нечто иное, нежели разум.

В европейской художественной культуре начала века наблюдается сначала период огромного энтузиазма, модернистского (символизм, кубизм) и авангардного (футуризм) экспериментирования, в частности, с художественным осмыслением техники (футуристы призывали буквально молится на гоночные автомобили и електрические фонари), однако после Первой мировой войны, наступает эпоха недоверия ко всякой реальности (и социальной и материальной) и искусство ищет вдохновения в сфере подсознательного и безóбразного (дадаисты, сюрреалисты). Каждое течение в искусстве, отвечая духу времени, пытается в эту эпоху (условно называемую эпохой модернизма) дать свое, единственное объяснение миру. Многочисленные «измы» отрицают и «старые» культурные ценности и друг друга, предлагая видеть в мире хаос, который может быть упорядочен только «футуристическим» или «дадаистским» или «сюрреалистическим» образом чувст и мыслей.

Время между Первой и Второй мировыми войнами ознаменовалось с одной стороны – появлением в мировых масштабах феномена «массовой культуры», с другой – становлением систем политического и духовного тоталитаризма, т.е. систем полного контроля над сознанием масс (и каждого человека в отдельности) в таких государствах как СССР, Италия, Испания и Германия. Если в странах «либеральной демократии» в это время начинает формироваться «массовая культура потребления» (приведшая на Западе к появлению у части художественной элиты глубокого чувства обессмысливания жизни (А. Камю, Ж.П. Сартр)), то в тоталитарных государствах беспрецедентных масштабов достигает идеологизация культуры и искусства. Так в СССР, было объявлено о создании чуждой «буржуазному духу» дореволюционной и западной культур новой пролетарской «советской культуры», для живописания идеалов которой (с подачи Сталина и под руководством Жданова), в искусстве было учреждено новое художественное направление – «социалистический реализм». В Германии и Италии, в то же время, многие авангардистские поиски были сознательно перенаправлены на воспевание фашистского и нацистского режимов (преуспели в этом Ф.Т. Маринетти, Л. Рифеншталь и др.).

Вторая мировая война, изобретение ядерного оружия, послевоенный крах колониальной системы и раскол мира на две враждебно настроенные по отношению друг к другу части – так называемые страны «социалистического и капиталистического лагеря», составляют событийный ряд, на фоне которого развивается культура 50-х – 60-х годов ХХ столетия. В культуре СССР (и его союзников) в это время продолжает сохранятся жесткий идеологический контроль за всеми сферами культурного творчества, лишь немного смягчившийся на короткое время «хрущевской оттепели». На Западе же законодателем культурных мод становятся Соединенные Штаты, которые экспортируют свою модель демократии и массовой культуры (Голливуд, рок-н-ролл, поп-арт и т.д.) в не входящие в сферу советского влияния страны.

Стремительное развитие науки и техники, которое особенно характерно для второй половины ХХ столетия, значительно изменило весь облик мировой цивилизации: освоение космоса, появление компьютерных технологий, усовершенствование средств связи, транспорта и материального мира бытовой культуры, добавило жизни человека комфортности, но и сделало ее более уязвимой, поскольку человек стал в определенном смысле заложником созданной им «техносферы» (как показала авария на Чернобыльской АС, даже единичные сбои в работе современной техники могут иметь катастрофические последствия глобального масштаба).

Новым явлением культурной жизни мирового масштаба в «пост-индустриальную» эпоху (начавшуюся в 70-х годах ХХ столетия), стал постмодернизм – идейное и культурное течение, в рамках которого была предложена модель самоосмысления современной цивилизации как полицентричной и поликультурной системы, исключающей идею существования каких бы то ни было неизменяемых ценностных ориентаций, единого (совершенного) стиля в искусстве и культуре (теоретики постмодерна – Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, У. Эко и др.). Культура эпохи постмодерна – это «мозаичная» культура. В постмодерне авангардистской установке на новизну, противостоит желание освоить опыт мировой культуры на пути ее иронического цитирования. Восприятие мира как хранилища созданных человечеством артефактов, символов, традиций и стилей, в условиях постулируемого отсутствия иерархичности и шкалы ценностных оценок для всего этого культурного наследия, приводит к тому, что произведения художественной культуры постмодернистов приобретают форму бриколажа, который постулирует игру и хаос как способ своей организации. Пастиш (поппури, коллаж), палимпсест (напластование различных текстов), гипертекст (аналог компьютерной литературы, которую можно читать с любого места, меняя события и героев по усмотрению читателя), становятся моделями взаимосуществования в различных культурных системах в плюралистическом мире. Спецификой эпохи постмодерна является одновременно, резкая критика теоретиками постмодернизма западного «общества потребления», превращающего человека из личности в «покупателя», (сознанием которого манипулирует реклама), и в то же время – способствование дальнейшему культивированию типа человека, для которого мир представляется «глобальным супермаркетом» (отстаивая права различных субкультур на равноправие в обществе, постмодернисты, фактически, помогают выделять все новые «целевые группы» потребителей, оказывая неоценимую маркетиненговую услугу капиталу).

Хотя с 80-х 90-х годов ХХ столетия постмодернистский тип культуры является практически доминирующим в современном мире, в последнее время он подвергается очень сильной критике, вследствие осознания опасности, которую таит для человека генерируемый постмодерном дух релятивизма и иронии, которые опустошают человека изнутри и делают его неспособным на глубокое межличностное общение. Выполнив критическую работу по разоблачению модернистских проектов унификации культуры (как в искусстве, так и в политике), постмодернистская культура оказывается неспособной предложить миру положительную программу его дальнейшего развития, что дает возможность предполагать, что ей на смену должна прийти культура нового типа (пост-постмодернистская). Продумывание конфигурации этой новой культуры – одна из основных задач современной культурологической науки.

Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti, 1876 – 1944 гг.) – итальянский поэт, основатель и глава движения футуристов. Родился в Александрии (Египет). Получил юридическое образование в университете г. Павии (Италия). С начала ХХ столетия всецело посвятил себя литературному творчеству. 20 февраля 1909 года впарижской газете «Фигаро» Маринетти опубликовалпервый «Манифест футуризма», в котором провозглашалась идея создания «антикультурного», «антиэстетического» и «антифилософского» художественного направления – футуризма (от.лат.futurum– «будущее»). Основным источником поэтического вдохновения для Маринетти и прочих футуристов стал мир техники, скорости, электричества, больших городов и т.д. Фактически, художественные опыты футуристов сводилось в поэзии — к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом, а в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы. Основные сочинения Маринетти: «Покорение звезд» (1902), «Разрушение» (1904), «Манифест футуризма», «Мафарка-футурист» (1910), «Манифест техники футуристической литературы» (1912), «Геометрическая и механическая красота новой числовой чувственности» (1914), «Манифест тактилизма» (1921), «Новая футуристическая живопись» (1930) и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]