Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
difa_ekzamen.doc
Скачиваний:
270
Добавлен:
01.03.2016
Размер:
877.06 Кб
Скачать

42. Понятие личностных черт

Различные личностные теории оперируют разными кон­структами, имеющими неодинаковый уровень как теоре­тических обобщений, так и степени абстракции. Но наи­более распространенным является понятие черты, описы­ваемой, как правило, каким-либо существительным или прилагательным, а также рассматриваемой в качестве пре­диктора поведения личности.

Понятие личностной черты, впервые предложенное Г. Оллпортом было достаточно всеобъемлющим:

"Генерализованная и сфокусированная нейропсихическая система (характерная для индивидуума), обладающая спо­собностью воспроизводить функциональный эквивалент, ре­левантный множеству стимулов, а также инициировать и ре­гулировать устойчивые (эквивалентные) формы адаптивного и экспрессивного поведения".

Исходя из этого определения можно предположить, что множество признаков, характеризующих форму взаимо­действия субъекта с миром, упорядочивается за счет вве­дения двух начальных координат, относящихся к адаптив­ному и экспрессивному типам поведения.

В современных теориях выде­ляется несколько базовых признаков черты как психоло­гического конструкта:

* черта не есть состояние и поэтому обозначает некую общую тенденцию поведения и ожиданий. "Я впечатлительный" означает устойчивую характеристи­ку, тогда как "меня впечатляют твои успехи" описывает лишь временное состояние эмоционального реагирования;

*  черта является количественным измерением, позво­ляющим сравнивать степень выраженности конкретной характеристики у разных людей;

*  черта может иметь иерархическую организацию* то есть более широкая черта включает в себя несколько спе­цифических черт. Дескриптивные системы, базирующиеся на анализе черт, позволяют описывать личность через мно­жество уровней;

* черта как конструкт создает основу для общего языка не только между различными формальными теориями лич­ности, но между формальными теориями и неформальными описаниями человеческой личности в повседневной жизни.

Устойчивость многих личностных черт во времени под­тверждена экспериментально. Различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, социабельности и застенчивости сохраняются на протяжении всего периода, начиная со среднего и позднего детства через подростковые годы вплоть до взрослости, В дополнение к этому, клинические наблюдения показывают, что детям, имеющим в возрасте десяти лет поведенческие проблемы, довольно сложно избавиться от них во взрослой жизни.

Психологическая черта кроме описательного аспекта поведения включает в себя и каузальный. Поэтому теории черт ставят своей целью анализ индивидуальной психоди­намики с точки зрения поиска причинных механизмов:

"В своей наиболее простой форме диспозиции и их пове­денческие проявления связаны, по определению, непосред­ственно — чем более выражена у личности черта добросове­стности, тем более добросовестно его (субъекта. — АЛ.) по­ведение",

Эти два аспекта, дескриптивный и каузальный, при­сутствуют во всех наиболее развитых концепциях личнос­тных черт. Мы рассмотрим в качестве примера только не­многие из десятков развиваемых на сегодняшний лень кон­цепций.

Эксграверсия/нейротицизм/психотицизм

Понятие экстраверсии—интроверсии было сформули­ровано для описания наиболее фундаментальных разли­чий в человеческом поведении швейцарским психоло­гом Карлом Юнгом, недолгим последователем Зигмун­да Фрейда. Как димензиональная черта эта характерис­тика личности, впервые представленная так Г. Айзенком, в последнее время изучается в самых раз­личных контекстах. Наибо­лее общие характеристики этой черты выглядят следую­щим образом:

Интроверсия:

Ориентация на внутр. Стимулы; заторможенность поведения; низкий уровень вовлеченности в различные формы активности.

Экстраверсия:

Стремление к стимуляции извне; расторможенность поведения; интенсивное вовлечение в различные формы активности.

АКТИВНОСГЬ/СОЦИАБЕЛЬНОСТЬ/ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Концептуально эти личностные свойства связаны с соответствующими темпераментальными параметрами. Называя эти черты "личностными", авторы трехкомпонентной концепции личности фак­тически отождествили уровни темперамента и личности. Неудивительно, что все три параметра, как показывают многочисленные исследования, удовлетворяют критери­ям выделения психобиологических черт — наследствен­ности, стабильности и эволюционной значимости. Про­являясь уже у младенцев, эти черты сохраняются и в личности взрослых.

Тревожность

Тревожность (выступающая также под названиями "ней-ротицизм" и "эмоциональная нестабильность") считает­ся одним из важнейших измерений личности, связанным со спецификой индивидуальных реакций на стресс, С од-ной стороны, тревожность сопряжена с возбуждением не­рвной системы, проявляющимся в сердечно-сосудистых и дыхательных ритмах, гастроэнтерологических симптомах, уровне кровяного давления, С другой стороны> показана тесная связь тревожности с оценочными процессами, с тем, воспринимает ли человек для себя данную ситуацию как угрожающую. В этой связи извест­ный американский психолог (Калифорнийский универси­тет, Беркли) Рихард Лазарус обращает вни­мание на различие между тревожностью как димензиональной переменной и стрессом как ситуативной пере­менной. В зависимости от общей концепции личности, которой придерживается исследователь, определение тре­вожности и порождающего ее механизма рассматривают­ся под различными углами зрения, Зигмунд Фрейд различал тревожность как эмоциональное состоя­ние или как состояние, сопровождающееся специфично-неприятным переживанием, а также как некую моторную разрядку. В любом случае тревожность, по Фрейду, есть результат подавления со стороны Эго (Я) идущих из тем­ноты внесознательной сферы психики импульсов. Многие персонологи рассматривали тревожность как отражение "разрыва между сильно выраженными потребностями субъекта и ожиданиями малой вероятностью их удовлет­ворения".

Как стабильная черта — а не вызванное ситуативным влиянием состояние — тревожность впервые начала изу­чаться Тэйлор, на основе разработанной клинической шкалы измерения хронической тревожности. Концептуальная модель развивается ведущим специалис­том в этой области Чарльзом Спилбергером (Флоридский университет, США) обосновавшим рассмотрение тревож­ности как черты, A(anxiety)-trait* и состояния, A-state. По определению, тревожностъ-как-черта есть проявление в поведении индивидуума тенденции воспринимать боль­шинство ситуаций, объективно ничем не угрожающих, как опасные, Тревожность-как-состояние есть проявление эмоционального возбуждения, варьирующее в интенсивности и во времени. Измеряющий оба вида тре­вожности опросник (STAJ) состоит из двадцати пунктов, оцениваемых по четырехбалльной шкале Ликерта (никог­да/редко/часто/всегда). Факторизация шкал показала на­личие четырех субизмерений тревожности, воспроизводимых, как подтвердили и наши исследования, на данных русскоязычной выборки. Резуль­таты кросс-культурной вал идн ости для отдельных пунктов опросника совпадают с более ранними исследованиями STAI.

Гнев

Выделившись в качестве одного из подизмерений тре­вожности в экспериментах Чарлза Спилбергера (Spielberger, 1988; 1994), гнев как устойчивая черта личности стал пред­метом самостоятельных исследований. Автор концепции определяет гнев как "эмоциональную характеристику, описывающую ощущения, интенсивность которых варьи­рует от средне выраженного раздражения или досады до ярости и бешенства* что сопровождается активацией ав­тономной нервной системы (там же, с, 6), В руководстве к опроснику, измеряющему гнев-как-черту и гнев-как-со-стояние (STAXI), указывается, что гнев является более элементарным состоянием по сравнению с враждебнос­тью или агрессией. Модель гнева как черты имеет несколько примечательных характеристик:

* гнев рассматривается как предиспозиция или тенден­ция воспринимать широкий спектр ситуаций как прово­цирующие;

*  различается гнев как характеристика темперамента (гневливость без связи с провоцирующий ситуацией) и как реакция (вызванная, например, критикой, неприят­ным обращением и пр.);

* пункты шкалы сконструированы таким образом, что­бы оценить степень выраженности стремления подавлять гнев (Anger-In), проявлять гнев вовне, а так­же контролировать гнев.

Исследование описанной модели на русскоязычной выборке показало высокую консистентность адаптированных суб­шкал и выявило средние значения, совпадающие с дан­ными американской выборки. При этом в российской вы­борке (исследование было проведено в Санкт-Петербур­ге) мужчины характеризовались более высоким уровнем проявления гнева, чем женщины.

Застенчивость

По мнению профессора Стэнфордского университета Ф.Зимбардо, застенчивость — не личностное расстройство, а, скорее всего, определенный паттерн или черта, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов, Вполне возможно, что застенчивость есть про­явление своего рода социальной фобии, но, независимо от интерпретации> остается главный вопрос — где скрываются корни этого явления? Связь застен­чивости с одной из темпераментальных тенденций, обна­руживающихся уже у младенцев, которую Дж. Каган {Kagan etal, 1994) назвал "сдерживанием". Предрасположенность к такому типу поведения может затем развиваться в фор­му социальной тревожности, рассматриваемой как "выу­ченные реакции. Влияние широкого культурного контек­ста становится решающим фактором в развитии имеющейся предрасположенности, а также в формировании "выучен­ной застенчивости". В последнее десятилетие число амери­канцев, считающих себя застенчивыми, возросло с 40% до 50%. Среди наиболее влия­тельных факторов, определяющих этот сдвиг показателей, Зимбардо выделяет:

*  компьютерные технологии и информационную дей­ственность интеракций, позволяющих людям, сохраняя дистанцию, поддерживать контакты с другими без непос­редственного личного общения;

* автоматизация работы, уменьшающая процесс живо­го общения;

*  влияние бесконтрольной криминализации общества, воспитывающее в людях страх, удерживающий их от кон­тактов;

*  необратимые изменения в семейных структурах, от­ражающие в несколько раз возросшее число разводов, се­мей с одним родителем или отсутствием родителей дома из-за чрезмерной занятости. Все это обучает детей стерео­типам взаимодействия, которое они позднее переносят в свою жизнь;

*  снижение ценности совместного отдыха, благодаря развитой индустрии развлечений.

Вполне возможно, что культурологические предпосылки развития застенчивости будут разными в других странах, но это не исключает перспективы исследования застенчивости как феномена, наиболее ярко отображающего взаи­модействие социальных и биологических факторов в формировании личностных черт.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]