Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
болезни сх животных книга.doc
Скачиваний:
1331
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
23.87 Mб
Скачать

Колибактериоз поросят (Colibacteriosis)

Колибактериоз – острое инфекционное заболевание, протекающее с признаками диареи, интоксикации, расстройства сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, сопровождающееся высокой смертностью.

Возбудитель – энтеропатогенная кишечная палочка с закругленными концами, длиной 1-3 мкм и шириной 0,4-0,6 мкм, относится к сем. Enterobacteriaceae, трабу Escherichieae, роду Escherichia, виду E.coli. Это факультативный анаэроб, спор и капсул не образует, грамотрицателен, часто обладает подвижностью за счет перетрихиально расположенных жгутиков. Обладает высокой ферментативной активностью – ферментирует с образованием кислоты и газа глюкозу, лактозу, маннит, образует индол, не образует сероводород, не разлагает мочевины, не разжижает желатин. Встречаются варианты, медленно сбраживающие или совсем не сбраживающие лактозу. E. coli не усваивает нитраты, дает положительную реакцию с метилротом, редуцирует нитраты в нитриты.

У энтеропатогенных эшерихий сложная антигенная структура, содержат они соматический О-антиген, поверхностный (капсульный, оболоченный) К-антиген и жгутиковый Н-антиген. Известно около 170 серогрупп эшерихий, различающихся по О-антигену, 100 разных вариантов К-антигена и около 60 типов Н-антигенов.

О-антиген представляет собой термостабильный липополисахаридно-белковый комплекс, не разрушающийся при нагревании до 100оС в течение 2,5 ч. Белковый компонент ответственен за иммуногенные, липоидный – за эндотоксические свойства, а полисахаридный – за серологическую специфичность О-антигена.

Капсульный К-антиген – полисахаридной природы, включает группу поверхностных антигенов трех видов – L, В и Д, которые отличаются один от другого чувствительностью к нагреванию и некоторым химическим веществам. Капсульные антигены L и В – термолабильны, Д-антиген – термостабилен и разрушается при 100оС за 2,5 ч. Помимо К-антигенов, которые являются кислыми или нейтральными полисахаридами, имеются антигены, представляющие собой белковый компонент клеточной стенки и обуславливающие адгезивные свойства эшерихий. Их можно рассматривать как один из факторов, способствующих проявлению вирулентных свойств эшерихии. К ним относятся фибриллярные или пилиантигены К 88, К 98, 987р, F 41, проявляющие все свойства L-антигена.

Антигены К88, 987р находят преимущественно у штаммов, выделенных от больных и павших от колибактериоза поросят, К 98 – от телят и ягнят и F-41 – от ягнят. Адгезивные антигены обладают выраженными иммуногенными свойствами и могут играть роль протективных антигенов. Синтез их кодируется геномом, расположенным на эписоме.

Н-антигены эшерихии белковой природы, и в отличие от О- и К-антигенов относятся к типоспецифическим. Патогенные эшерихии одних и тех же серогрупп могут вызывать заболевания у животных разных видов и человека.

Основным фактором патогенности эшерихий является способность синтезировать адгезины, энтеротоксины, гемолизины, колицины, контролирующиеся внехромосомными генетическими детерминантами – плазмидами.

Адгезины – длинные тонкие образования на поверхности бактерий, называемые фимбриями или пили. У E.coli выявлены общий и специфические адгезины. Общий адгезивный антиген обеспечивает прилипание клеток бактерий к клеткам слизистой кишечника поросят.

Эндотоксины – это биомолекулы, обуславливающие основной специфический синдром инфекционного заболевания. Известно 8 типов эшерихиозных эндотоксинов, относящихся к энтеротропным ядам.

Эшерихии продуцируют экзотоксин двух типов – термолабильный (ТЛ) и термостабильный (ТС). ТЛ токсин – вещество белковой природы, иммуногенен, разрушается при 56оС за 10-30 мин, обладает некротизирующим и нейротропным действием. ТС токсин не иммуногенен, представляет собой гетерогенный полипептид и содержит две фракции – ТСа и ТСв. Различаются они по биологической активности в тестах на изолированной петле кишечника кролика и вызывают отек лапок мышей.

Свежевыделенные штаммы E. coli обладают ярко выраженной гемолитической активностью. L-гемолизин непрочно связан с микробной клеткой и переходит в ростовую жидкость, активен в отношении эритроцитов человека, лошади, быка, барана, свиньи, кролика, морских свинок, мышей, цыплят.

Колицины обладают способностью ингибировать рост других бактерий, что обеспечивает E. coli селективное преимущество в экологических нишах.

Эпизоотологические данные. Особенность колибактериоза как инфекционного заболевания характеризуется двумя эпизоотологическими признаками: 1. заболевают преимущественно поросята новорожденные, 2-4-месячного возраста и в первые недели отъема; 2. возбудитель принадлежит к группе условно-патогенных микробов. Заболевание широко распространено. Без применения лечебных средств гибель поросят достигает 100%, заболеваемость – от 40-50% до 80%. Инфекция может проявляться как спорадически, когда заболевают поросята отдельных пометов, так и в виде крупных экзоотических вспышек с поражением до тысячи поросят. Заболевание чаще всего носит стационарный характер и может возникнуть в любое время года.

Источник возбудителя – больные, переболевшие колибактериозом подсвинки и свиньи-бактерионосители энтеропатогенных эшерихий. Носителями энтеропатогенной кишечной палочки являются 40% взрослых свиней, 92,3% - подсосных свиноматок. Основной путь заражения – элементарный, реже аэрогенный. Известны случаи внутриутробного заражения поросят. Предрасполагающие факторы в неблагополучных хозяйствах – неудовлетворительные условия кормления и содержания свиноматок в период супоросности. Факторами передачи возбудителя могут быть контаминированные предметы ухода за животными, посуда, корм, одежда, а переносчиками – разные насекомые, обслуживающий персонал. Одним из факторов передачи возбудителя может явиться сырье для комбикормов: мясокостная мука, мясная, рыбная, зернофураж, обсемененные энтеропатогенной кишечной палочкой.

Наряду с этим, необходимо учитывать, что пищеварительный тракт у поросят созревает в 2-месячном возрасте. В связи с этим, поросята очень чувствительны к просчетам в кормлении, содержании, нуждаются во внимательном уходе.

Важную роль в возникновении болезни играет уровень инфицированности помещения, при котором поросенок может получить необходимую дозу возбудителя.

Патогенез. В результате ослабления общей резистентности организма новорожденных энтеропатогенные эшерихии проникают в отдел тонких кишок и, интенсивно размножаясь, выделяют эндо- и экзотоксины. Термолабильный токсин (продуцируют почти все эшерихии) адсорбируется на ворсинках эпителиальных клеток тонких кишок, стимулируя аденилатциклазу, что приводит к резкому очаговому увеличению концентрации циклического аденозинмонофосфата. Это медиатор вызывает гиперсекрецию электролитов и дополнительную диффузию воды молодыми малодифференцированными клетками эпителия слизистой оболочки кишечника в просвет тонкой кишки и угнетает реабсорбцию натрия. Просвет кишки переполняется жидкостью, усиливается перистальтика и возникает диарея. В результате повышенной секреции из организма выделяются вода и электролиты, что приводит к ацидозу и при тяжелом течении болезни может обусловить дигидротационный шок.

Из-за пониженной защитной функции стенок кишечника эшерихии проникают в лимфу, затем в кровь и ткани, вызывая септицемию. Иногда развитие септицемии с последующим летальным исходом опережает признаки диареи. Кроме того, в результате действия эндотоксина и гемолиза, нарушается порозность сосудов, что сопровождается отеками и нарушением функции нервной системы.

Клинические признаки. Колибактериоз поросят протекает в трех формах: энтеритной, энтеротоксемической (отечной) и септической. Течение болезни сверхострое, острое, подострое и хроническое.

Септическая форма болезни присуща новорожденным поросятам и поросятам-сосунам. Течение ее сверхострое и острое, сопровождается высокой температурой тела и высокой летальностью. Отмечают отказ от корма, угнетение, нарушение координации движения, иногда понос. Из-за расстройства работы сердечно-сосудистой системы в области пятачка, подгрудка, живота кожа приобретает синюшный оттенок. Колисепсисом болеют лучшие, хорошо упитанные поросята. Больные животные погибают в течении 1-2 суток.

При энтеритной форме регистрируют профузный понос, вялость, угнетение. Смертность невысокая, болезнь протекает подостро и хронически. Для энтеротоксемической формы характерны токсические явления и коллапс у поросят-сосунов, отеки у поросят-отъемышей. Эти формы болезни протекают несколько легче и более растянутые во времени. При отечной форме болезни отмечают короткий инкубационный период – от 3 до 12 ч. Обычно заболевают хорошо упитанные поросята. Они отказываются от корма, возбудимы, регистрируют шаткую походку и подергивания головой и конечностями, параличи. Отмечают синюшность кожи ушей, пятачка, живота и конечностей, отечность век, часто диарею. Дыхание может быть сопящим из-за отека слизистой носа. Агония у поросят бывает длительной (до суток и более). Болезнь протекает остро, и через несколько часов после появления признаков большинство животных погибает.

Патологоанатомические изменения. Трупы павших поросят первой недели жизни истощены, волосяной покров, кожа хвоста, задней части туловища покрыты фекальными массами.

Патологоанатомические изменения, характерные для колибактериоза при сверхостром течении, не успевают развиться. При остром и подостром течениях у новорожденных и поросят-сосунов они характеризуются анемичностью слизистой оболочки, кожа в области анального отверстий и хвоста загрязнена фекалиями. Слизистая желудка гиперемирована со студенистым инфильтратом, слизистая тонких кишок с признаками катарально-геморрагического воспаления, набухшая, покрыта слизью. Регионарные брыжеечные лимфатические узлы увеличены, гиперемированы. Лимфатический аппарат прямой кишки (пейеровы бляшки, солитарные фолликулы) гиперплазированы и гиперемированы. Селезенка темно-серого цвета, слегка увеличена, плотная, бугристая. Печень и почки анемичны. Сосуды головного мозга кровенаполнены, ткань отечна.

При отечной болезни отмечают выраженные отеки подкожной соединительной ткани, стенок желудка. В желудке обнаруживают большое количество пищи твердой консистенции. Мезентериальные лимфатические узлы кишечника набухшие, гиперемированы. В тонких кишках желтоватая или темно-красная слизистая или водянистая жидкость. Характерны мозговые и легочные отеки.

Легкие бледно-розового цвета, мягкие на ощупь, на разрезе из трахеи и бронхов выступает пенистая жидкость.

Сердце дряблое, под эпикардом заметны точечные или полосчатые кровоизлияния.

Из данных патологической морфологии следует, что при колибактериозе поросят в организме развиваются тяжелые структурные изменения не совместимые с жизнью животных.

Диагностика. Диагноз ставится на основании эпизоотологических данных, клинических признаков болезни и патоморфологических изменений. Окончательный диагноз подтверждается результатами бактериологических исследований. Для этого в лабораторию от свежепавшего не леченного антибактериальными средствами поросенка направляют голову, трубчатую кость, кусочки печени, селезенки, участок тонкой кишки, брыжеечные лимфоузлы. Дифференцировать колибактериоз необходимо от острых расстройств пищеварения незаразного происхождения (диспепсия, отравление), инфекционных заболеваний – омфалогенный сепсис, сальмонеллез, пастереллез, диплококкоз, анаэробная энтеротоксемия, ТГС, РВБС, ЭВИС, инвазионных болезней – криптоспоридиоз.

Меры борьбы. Основные мероприятия по борьбе с колибактериозом поросят должны быть направлены на своевременную оценку эпизоотической ситуации, предотвращение возможности распространения возбудителя в стаде, на строгое соблюдение и выполнение общих технологических, зоотехнических, ветеринарно-санитарных мероприятий.

Многолетние практические наблюдения позволяют рекомендовать организацию раздельного получения опоросов от основных и разовых маток, а также подбор на опорос свиноматок с одинаковым иммунным фоном, что будет способствовать получению здоровых поросят с колостральным иммунитетом одного уровня. Наряду с этим необходимо строго соблюдать принцип «пусто-занято» при заполнении секции. Обязательным технологическим ветеринарно-санитарным приемом должна стать борьба с патогенной кишечной палочкой в помещениях для опоросов.

Дезинфекция должна проводиться самым тщательным способом с использованием современных высококачественных дезинфектантов.

Лечение и профилактика. Лечение колибактериоза в виду сложности и особенностей патогенеза инфекции должно быть направлено на ликвидацию возбудителя в организме, повышение общей резистентности, сорбцию токсинов, регидратацию.

Важнейшим моментом в терапии является применение противомикробных препаратов, подобранных по чувствительности к ним выделенных микроорганизмов. В последние годы с положительным эффектом применяются антибиотики пролангированного действия (амоксициклин, кобактан), цефалосифины (кубольтан, экопцеф), хостоциклин, хостамокс, неопен и др. Наряду с антибиотикотерапией применяется высокоспецифичная, обладающая стимулирующим действием иммунотерапия. Это препараты, содержащие специфические антитела против возбудителя инфекции – поливалентная сыворотка против колибактериоза сельскохозяйственных животных, сыворотка крови реконвалесцентов, сыворотка крови забойных животных, сыворотка крови привитых против колибактериоза свиноматок.

С профилактической целью поросятам до 5-дневного возраста внутримышечно вводят поливалентную сыворотку против колибактериоза (эшерихиоза) в дозах 8-10 мл, старше 5 дней – 10-15 мл. С лечебной целью ее применяют поросятам соответственно указанному возрасту в дозах 15-20 и 20-30 мл.

Для снижения действия токсинов в желудочно-кишечном тракте задают активированный уголь, используют 4,5%-40% растворы глюкозы. Однако проводимые мероприятия не окажут должного эффекта без применения водно-солевых растворов, способствующих восстановлению водно-солевого равновесия организма больного поросенка. Водно-солевые растворы применяют в зависимости от стадии болезни и степени обезвоживания организма. Рекомендованы физиологический раствор бикарбоната натрия, раствор Рингер-Локка, раствор Филипса и др.

Расстройство пищеварения – это основной патогенетический признак болезни, поэтому следует назначить полуголодную диету с уменьшением дачи белковых концентратов до 50% и заменой их травяной мукой.

Для более быстрого заживления слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта показано применение вяжущих, обволакивающих, противовоспалительных средств, витаминов и т.д.

Однако, при сильном обезвоживании, расстройствах сердечно-сосудистой системы выздоровление животных достаточно затруднено из-за происходимых в больном организме разрушительных изменений на клеточном уровне.

Поэтому первостепенное значение приобретает специфическая профилактика колибактериоза поросят.

Иммунная система поросят первых дней жизни характеризуется состоянием пониженной иммунологической реактивности и в значительной степени зависит от поступления защитных антител с молозивом и молоком матери. Уровень полученного колострального (пассивного) иммунитета оказывает непосредственное влияние на предохранение и защиту новорожденных поросят от колисепсиса. Поросята, переболевшие колибактериозом, приобретают стойкий и длительный иммунитет (сывороточные О-антитела обнаруживались в титрах 1:40-1:80). К 7-10-дневному возрасту поросята уже способны вырабатывать активный иммунитет.

Средства специфической профилактики колибактериоза разрабатываются с учетом особенностей развития иммунной системы новорожденных поросят и основаны на иммунизации супоросных свиноматок.

Из средств специфической профилактики применяют поливалентную ГОА формолтиомерсаловую вакцину, содержащую 9 штаммов разных серогрупп эшерихий, часть из которых синтезируют адгезивные антигены К88ас, К88ав и продуцируют ТЛ и ТС экзотоксины и гемолизины. Вакцину вводят супоросным свиноматкам за 1,5-2 мес. до опороса внутримышечно, двукратно с интервалом 10-15 дн. В дозах 4-5 и 5-6 мл, а также поросятам за 10-20 дн. Перед отъемом по 1-1,5 и 1,5-2 мл. В связи с тем, что в биофабричные вакцины включены только О-серогруппы кишечной палочки, их эффективность невысокая.

В БелНИИЭВ им. С.Н.Вышелесского (Гутковский А.А. и др.) разработана и успешно применяется в практической ветеринарии формолквасцовая вакцина против колибактериоза поросят, в основу которой взяты выделенные местные (эпизоотические) штаммы. Свежевыделенные штаммы эшерихий продуцируют адгезины К-88, К-99, термолабильный энтеротоксин. Однако, зачастую, вакцины реактогенны, вызывают осложнения в виде рвоты, угнетения, повышение температуры. Важным является разработка вакцин против колибактериоза поросят, состоящих из субклеточных пилисодержащих компонентов. Для профилактики смешанных вирусно-эшерихиозных инфекций производятся ассоциированные инактивированные вакцины против трансмиссивного гастроэнтерита, ротавирусной болезни и колибактериоза поросят, которые вводятся супоросным свиноматкам за 45-55 дней до опороса дважды с интервалом в 21 день и обладают выраженной эпизоотической эффективностью. В БелНИИЭВ им. С.Н.Вышелесского разработана также инактивированная вакцина против рота-, энтеровирусных инфекций и колибактериоза поросят, которая обеспечивает защиту 82,5-87,3% поросят от заражения возбудителями названных заболеваний.