Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
GIBEL_APL_Kursk2.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
10.56 Mб
Скачать

IX. Что было наверху.

12. 08. 2000г. в 07.28.27. по Гринвичу(11.28.27. по Москве) был зафиксирован взрыв в точке с координатами 69°38 северной широты и 37°19 восточной долготы. Через 2мин. 15сек. в той же точке был зафиксирован 2-й взрыв (11.30.42. по Москве. Далее все время будет по Москве). Столб воды на поверхности моря указал место катастрофы. Правда его могли не заметить. У нас такое бывает. Крейсер «Петр Великий» дал полный газ и увез журналистов от греха подальше. Позднее крейсер встал на ремонт и долго ремонтировался. Характер повреждений подводной части корпуса корабля указывал на то, что крейсер подвергся гидравлическому удару. Крейсер находился сравнительно недалеко от АПЛ. Видимо журналистам хотели показать как красиво ракета выходит из воды и как красиво она летит. Не получилось.

Сообщения о взрывах пошли наверх. Ну, дальше все было по нормальной схеме. Сверху вниз (по вертикали) пошли приказы. Сводки и распоряжения пошли по горизонтали. Начался анализ скупой информации. В самом начале информации было очень мало. Были задействованы наши разведки (авиа, космическая, агентурная и пр.). Из них высосали все, что можно. Ну, они много дать не могли. Кое-что высосали из пальца. Вся информация, которую удалось собрать (вперемешку с высосанным из пальца враньем) пошла наверх вплоть до Кремля.

Пару слов о прессе. В момент катастрофы пресса дает очень много информации (и дезинформации). Пресса в буквальном смысле «гонит волну». Каждое издание старается переплюнуть соседа. Конкуренция. Газеты пишут все подряд! Примерно через 2 недели характер информации меняется. Количество публикаций сокращается (иногда даже в разы). Почему так? Власти в момент катастрофы еще не знают, что и в каких объемах можно пускать в эфир, а что нужно тормознуть. Как только власти провели анализ поступающей информации и приняли решение о сокрытии (Засекречивании? Пусть будет сокрытие. Так помягче) ее части начинается селекция информации. Первый признак селекции – очень заметное сокращение публикаций. Второй признак селекции – то, что публикации становятся «причесанными». Наиболее острые версии случившегося из печати исчезают. Самые неудачные действия властей, органов следствия и др. замалчиваются. При прочтении центральных и московских газет того времени создается впечатление, что разные уровни власти действуют по-разному. Низовые власти всячески стараются помочь чем могут флоту. Они в неведении. Они не знают, что именно произошло, но чувствуют, что дело плохо. Власти на уроне командования флотом (средний уровень) и само командование действуют противоречиво. Похоже, что они не знают что делать. Нужно спасать лодку. Спасать нечем. Капитан 1-го ранга Лячин – опытный подводник. Может быть он сам выкарабкается? Действия властей среднего уровня выглядят двойственными, противоречивыми, непоследовательными. Шаг вперед – два шага назад, шаг вправо – шаг влево. В результате все остается на месте. И еще в действиях властей проглядывает стремление спрятать концы в воду, выгородить виновных. Власти кремлевской орбиты тоже действуют противоречиво, но сам характер их действий указывает на то, что они с самого начала знают о катастрофе ВСЁ. Откуда? И действия Кремля направлены не столько на спасение лодки и экипажа, сколько на поддержание имиджа власти (в основном внутри страны). При внимательном прочтении тогдашней прессы возникает такое ощущение, что Кремль заранее знал, что экипаж не спасти.

Нужно отметить еще одну важную вещь. На учениях такого масштаба как правило присутствуют 2-3 спасателя. При социализме так всегда и было. Так было и у них. Это общемировая практика. В августе 2000г. на наших учениях не было ни одного спасателя.

Вернемся. К «Курску». Газета «На страже Заполярья» публикует интервью капитана 1-го ранга Тесленко (в 2000г. начальник поисковых и аварийно – спасательных работ Северного флота). Интервью очень интересное.

В 17.00. 12.08.2000г. Тесленко вызвали на службу.

В 20.20 спасатель «Михаил Рудницкий» был готов к выходу в море.

В 23.00. «Курск» не вышел на связь. «Рудницкий» (Тесленко был на борту) полным ходом идет на полигон. Туда же из района о. Кильдин идет спасательный буксир СБ-523. Буксир прибыл на полигон в 22.30. Т. е. на полчаса раньше планового сеанса связи с «Курском»!

Этот момент нужно пояснить. Согласно всем боевым наставлениям, согласно плану учений «Курск» должен был отстреляться и покинуть полигон. Выйдя за пределы полигона он должен был всплыть и дать радио на базу о своих только что проведенных действиях. АПЛ стрельбы не произвела и после стрельб на связь не вышла! Значит с ней что-то не то. Авария? Ну, Лячин – подводник опытный. Ему не впервой, справится сам. Была, была у нашего командования надежда (уверенность?), что Лячин справится. Не справился… Командование решило подождать до 23.00. В 23.00. должен состояться плановый сеанс связи с «Курском». Сеанс не состоялся.

В 08.39. 13.08.2000г. «Рудницкий» на самом полном ходу пересек юго-западную границу полигона, после чего встал на якорь.

В 08.51. (Через 12мин. На сей раз сработали быстро. Браво!) спасатель стал подавать акустические импульсы на запуск аварийной гидроакустической станции утонувшей АПЛ. Личный состав АПЛ стали вызывать по звукоподводной связи в режиме «Речь».

В 16.15. со спасателя на воду спустили глубоководный аппарат «Бриз». На запрос «Бриза» по пеленгу 1450 с дистанции 2201м. пришел ответный сигнал! Наконец-то…

В 17.48. «Бриз» обнаружил сигналы работающей аварийной станции АПЛ на расстоянии 1890 м. и пошел на сближение с АПЛ. Аварийная станция работала в нештатном режиме. Видимо гидравлический удар ее сильно повредил. Станция подавала сигнал широкого спектра, что затрудняло точное обнаружение АПЛ. Сигнал должен быть узкого спектра, в узком диапазоне частот. В идеале это должна быть одна частота, одна длина волны. Ну, такой техники пока нигде и ни у кого в мире нет. И будет еще не скоро.

В 18.30. «Бриз» на скорости 2,5 узла столкнулся со стабилизатором утонувшей АПЛ, после чего аварийно всплыл. Отныне точное местоположение лодки было известно. Спасатель «Рудницкий» перешел к утонувшему «Курску» и встал возле него на якорь. С момента прибытия спасателя на полигон прошло 6 час. 27 мин..5 баллов! Дорога каждая минута.

С 22.40. 13.08.2000г. до 01.05. 14.08.2000г. под водой работал аппарат АС-32. Аппарат лодку не обнаружил! Чертовщина какая-то. Находиться над «Курском» и не найти его??? Это что-то странное. Еще раз 5 баллов!

С 04.55. до 07.48. «Бриз» 4 раза пытался присосаться к спасательному люку АПЛ. Никак. Потом у него кончились аккумуляторы.

В 16.00. 14.08.2000г. к месту катастрофы прибыл плавкран с аппаратом «Бестер». Носитель «Бестера» спасатель «Герман Титов» был списан в 1994г. Оказалось, что кран не приспособлен для работы в открытом море. Аппарат спустить на воду не удалось. Кран отбуксировали в губу, где аппарат спустили на тихой воде. При буксировке к месту катастрофы на волнении 4 балла аппарат получил крен и дифферент. И это спасательный аппарат! Погружение все же решили провести. Во 2-й отсек (обитаемый, 3 чел.) на глубине 30м. стала поступать вода. Сначала аппарат аварийно лег на грунт (глубина 100м.), потом аварийно всплыл. 2-й отсек продули воздухом, после чего аппарат стал опять аварийно тонуть. Его успели подхватить краном спасательного судна. Ну, и далее в том же духе. Сразу возникает вопрос. Это что за аппарат такой? Он точно спасательный? Или он губительный? Сам спасатель «Рудницкий» был переделан из лесовоза. Корпус, палубные конструкции и палубные механизмы были не приспособлены к погрузке-выгрузке глубоководных аппаратов. При таких операциях на судне всегда что-нибудь ломалось. На «Рудницком» не работал эхолот (Как же его выпускали в море? Корабль без эхолота – неисправный корабль!), гидролокаторы бокового и кругового обзора и много другой аппаратуры. Всего наши подводные аппараты совершили 14 посадок на АПЛ. Присосаться к комингс–площадке АПЛ не удалось. Ну, последние попытки присосаться (после 15.08.2000г.) наверняка были уже лишними. АПЛ уже заполнилась водой и пространство под комингс–площадкой тоже. Подводный аппарат сосал воду. Присосаться к АПЛ можно только тогда, когда под площадкой есть воздух. Вот если присосаться сразу после аварии. Но тогда у нас аккумуляторы кончились!

Мы все свои спасатели продали в Грецию. Об этом скажем отдельно. Последний спасатель продавали в десятых числах августа 2000г. Это высший бизнес-пилотаж! Как раз в момент гибели «Курска». Хотелось бы узнать фамилии этих бизнес-пилотов.

Для сравнения немного о действиях норвегов – наших потенциальных противников (Они входят в бандитский блок НАТО!).

27.08.2000г. норвежские спасатели прибыли к месту катастрофы.

28.08.2000г. норвеги вошли внутрь «Курска».

И есть еще один очень важный момент. Допустим, что спасательный аппарат нормально присосался к аварийной АПЛ. Аппарат будет принимать на борт подводников и поднимать их на верх. Подводники имеют травмы от разного рода механических воздействий, отравлены угарным газом и страдают от переохлаждения. Подводники пережили потрясение (и еще какое!) и нуждаются в помощи психолога. В ВОЙНУ раненых вытаскивали с поля боя, делали первичную перевязку, потом направляли в медсанбат. После медсанбата они попадали в госпиталь. Наши подводники – те же раненые. Их нужно передать врачам и медсестрам. И чем быстрее, тем лучше. Но вот медицинского персонала рядом с утонувшим «Курском» и близко не было. Госпитальное судно «Свирь» в течение всей спасательной операции простояло в Североморске!!! Почему? Власти знали, что никого не спасут? Или (в это лучше не верить) не нужно было никого спасать? У живого человека есть язык. На 100% молчит только покойник.