Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
GIBEL_APL_Kursk2.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
10.56 Mб
Скачать

XVI. Политические торги.

14.08.2000г. в 07.00. президенту Путину впервые было доложено об аварии АПЛ «Курск». Можно было не докладывать. Президент все знал.

14.08.2000г. в 17.16. прошло в эфир первое сообщение агентства «Интерфакс» о «Курске».

15.08.2000г. нам впервые предложили помощь на официальном уровне.

Далее было относительное затишье под водой. Зато наверху была буря.

Здесь скажем о другом. О политических вопросах. Выше уже было сказано о наших долгах, о новейших подводных технологиях, которые нам дали. Об обращениях наших госдумцев к америкосам. Это тоже политические торги вокруг утонувшего «Курска». Повторяться не будем. Немного скажем о КОКОМ. Это комитет по контролю за передачей новых технологий в страны социализма и в страны 3-го мира. Он был создан давным-давно, то ли в 1970гг., то ли в 1960гг., и следил за тем, чтобы Москва и Восток ничего из новой западной техники и технологии не получали. В 2000г. СССР и Восточного блока уже не было, но КОКОМ работал по-прежнему. Он и сейчас как работал, так и работает. И никто его закрывать не собирается. И тут вдруг перед нами расщедрились. Нам дали попользоваться подводными технологиями, которых у нас и близко не лежало! Откуда к нам такая щедрость? В 1980гг. нам даже персональные компьютеры не продавали! Только когда персоналки стали клепать в Юго-Восточной Азии десятками миллионов в месяц КОКОМ снял свой запрет на их продажу в СССР. Тут уж запрещай – не запрещай, а к нам они при таких объемах производства все равно попадут. Это говорит о том, что у Вашингтона перед нами рыльце в пуху Америкос утопил нашу лодку и теперь власти США помогали нам в подводных работах. Что еще можно сказать по этому вопросу?

Кремль на сей раз очень грамотно использовал печать и телевидение. Постоянно шли сюжеты о «Курске», о подъеме погибших и самой АПЛ. Показывали родных и близких. Показывали слезы. Показывали горе. Читать об этом тяжело, а смотреть по ящику еще тяжелее. Но это было правильно. Во – первых, такое всенародное горе сплачивает страну (То, что от нее осталось. То, что осталось от СССР.). Тут полезно вспомнить обращение Сталина к народу 03.07.1941г.: «Товарищи! Граждане и гражданки Советского Союза! Бойцы Красной Армии и Флота! Братья и Сестры! К вам обращаюсь я друзья мои…». Во-вторых, это является сильнейшим механизмом давления на Запад. Наше телевидение смотрят не только у нас. Мир Америку мягко говоря недолюбливает. Все, что лежит между Рио-Гранде и Антарктидой Штаты просто ненавидит (или близко к тому). Гроздья гнева от нас могут перекинуться туда.

XVII. Немного об иностранной помощи и о нас самих.

В случае с «Курском» сама собой напрашивается аналогия с «Комсомольцем». Катастрофа произошла 12. 08. 2000г., а сообщили о ней 14. 08. 2000г.! Точно так же было с «Комсомольцем» в 1989г. Так же тянули время. Так же отказывались от помощи. Угробили более половины экипажа. Но вернемся. К «Курску».

Норвегия потрясена. Норвеги говорят об утечке радиации. Швеция потрясена. Шведы говорят о спасении экипажа. И тех, и других волнует экология.

В понедельник сразу несколько стран предлагают свои услуги.

Норвегия предлагает свои услуги как координатора международных усилий. Норвегия готова предоставить базу ВМС в Тронхейме, на которую самолетом АН-124 был переброшен английский спасательный аппарат LR-5. Глубина погружения 420м. Принимает на борт 16чел. Англия предлагает нам свой аппарат.

Франция предлагает свою сверхмалую подводную лодку «Сага». Глубина погружения 320м. Может взять на борт 6чел.

США предлагают аппарат «Мистик». Глубина погружения 1500м. На борт принимает 24 чел. А что мы? Кремль в среду (на 5-е сутки после аварии!) посылает представителя в Брюссель для начала (!!!) консультаций о возможной помощи. Как это понимать? Дорога каждая минута! А если бы мы приняли помощь?

Запад (остальной мир тоже) никак не может понять, почему командование флота и Кремль отказываются от иностранной помощи? Газета «Верденс Ганг» публикует статью «Русский подводный цинизм» (хлесткое название!), где пишет, что «русские опять продемонстрировали, что для них важнее скрыть свои недостатки, чем своевременно сообщить миру о необходимости помощи…». Эксперт военного исследовательского центра Швеции Вильгельм Унге заявил: «Технические возможности российского флота, скорее всего не хуже западных их флот экономит, прежде всего, на обучении и тренировке личного состава». У командующего Северным флотом адмирала Попова в интервью (уже после катастрофы) с досадой сорвалось, что флот не получает достаточно топлива для отработки элементов боевой подготовки.

Вопрос о затягивании с приемом западной помощи остается открытым. Более того. Это затягивание можно трактовать, как желание спасти честь мундира и желание вывести из-под ответственности виновных! Теперь немного о нас.

В 1980гг. завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород) построил 5 спасательных аппаратов «Бриз», которые были переданы Северному и Тихоокеанскому флотам. В 1994г. был построен аппарат «Бестер». Глубина погружения 720м. На борт принимает 18 чел. Есть данные, что оба аппарата хотя бы раз присасывались к комингс-площадке кормового спасательного люка АПЛ «Курск». Подвели аккумуляторы. Пока аппарат искал лодку, пока искал люк, пока центровался аккумуляторы садились и аппарат был вынужден всплыть. Для зарядки батареи требовалось минимально 8 час. Из экономии на аппаратах держали старые батареи! Сами спасатели давно не выходили в море и не тренировались.

Бывший глава комитета Госдумы по обороне Попкович высказал мнение, что ситуация с «Курском» - отголоски неправильной политики в области обороны и неправильное отношение к армии в целом. Он также сказал, что вложения в морские силы стратегического назначения были практически нулевыми. Мы как всегда экономили на том, на чем экономить нельзя.