Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Vedernikov_N_T__Akhmedshin_R_L_Taktika_kommunikativnykh_sledstvennykh_deystviy_2014

.pdf
Скачиваний:
52
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
2.26 Mб
Скачать

оказывающее существенное влияние на точность и достоверность показаний этого лица.

4. Восприятие преступного события в условиях скоротечности, внезапности также не способствует мобилизации восприятия криминалистически значимой информации со стороны добросовестных свидетелей. Восприятие добросовестным допрашиваемым некоторых фактов часто бывает неточным вследствие его состояния (опьянения, задумчивости, занятости) в момент события преступления и последующих переживаний.

5. Восприятие преступного события под выгодным углом зрения также характерно для добросовестных обвиняемых и подозреваемых. Каждый человек склонен к самооправданию даже в заведомо неправой ситуации, не являются исключением и представители криминального мира. Человек неумышленно искажает картину преступного события, чтобы уменьшить осознание степени своей вины в произошедшем событии.

6. Восприятие преступного события как совокупности обстоятельств, демонизирующих преступника в сознании жертвы и свидетелей. Как преступник старается оправдать себя, так потерпевший пытается обвинить преступника. Часто добросовестные потерпевшие и свидетели находятся во власти негативных стереотипов в отношении лиц, совершивших преступление.

7. Склонность к фантазированию, которая может быть связана с психическими расстройствами человека или с проявлением психотипологической особенности. Например, у истероидов это лживость, у конформных – потребность во внимании. Ведя речь о добросовестном допрашиваемом, нельзя не признавать у некоторых людей склонности к неосознаваемому преувеличению, приукрашиванию обстоятельств преступного события, которая должна быть выявлена следователем.

Таким образом, страх, ситуативный субъективизм восприятия, некоторые характерологические особенности и проблемы восприятия становятся тем первостепенным объектом криминалистического исследования личности добросовестного допрашиваемого, на котором должен сконцентрироваться следователь в первую очередь.

191

Особенности структуры допроса добросовестного лица.

В ранее выделенную типовую структуру допроса в условиях допроса добросовестного допрашиваемого необходимо внесение ряда изменений. Так, заявленная последовательность в виде анкетной стадии, стадии свободного рассказа, стадии уточняющих и стадии дополнительных вопросов в рассматриваемых условиях несколько трансформируется – таким образом, что структура допроса добросовестного лица предстает в следующем виде:

1.Анкетно-формальная стадия.

2.Стадия свободного рассказа.

3.Стадия уточняющих вопросов.

4.Стадия дополнительных вопросов.

5.Анкетно-контактная стадия. Ранее уже говорилось о подчиняющей дезадаптирующей природе анкетно-контактной стадии. По-

нятно, что применительно к добросовестному допрашиваемому, стремящемуся к мобилизации своего психического потенциала, эффект «подавления» должен быть снижен до минимума. Расположение анкетно-контактной стадии в финале допроса естественно требует полной уверенности следователя в личности добросовестного допрашиваемого в целях невозникновения курьезных ситуаций.

Без сомнения, все стадии допроса являются потенциально значимыми, однако представляется, что при допросе добросовестного лица наиболее значима в криминалистическом плане стадия уточняющих вопросов. Эта значимость определяется потенциально значимым объемом информации, имеющей криминалистическое значение.

Особенности подготовки к допросу добросовестного допра-

шиваемого. Существуют некоторые особенности выбора обстановки допроса добросовестного допрашиваемого. Обстановка допроса должна стимулировать процессы воспроизведения информации из памяти. Одновременно с этим необходимо учесть, что чем меньше времени прошло между совершением преступления и допросом, тем более полная и точная информация может быть получена от добросовестного допрашиваемого. При условии добросовестности и свидетеля, и жертву, и подозреваемого целесообразно допрашивать как можно скорее после произошедшего собы-

192

тия преступления, что с высокой степенью вероятности предопределит получение информации с большей достоверностью.

Следует помнить, что чем меньше времени прошло с момента эмоционального потрясения, тем больше люди склонны переоценивать негативные обстоятельства произошедшего. Таким образом, лицам испытавшим сильное эмоциональное волнение в процессе события преступления (прежде всего потерпевшим), целесообразно дать время на то, чтобы они успокоились. Тактическим приемом достижения этого может выступить переключение внимания будущего допрашиваемого на какую-либо активную деятельность. Если же переключить внимание представляется затруднительным, то рекомендуется ограничиться допросом в пределах того, что необходимо для принятия мер к нейтрализации последствий преступления, выявлению и задержанию виновного.

Традиционно считается целесообразным в случае, если немедленный допрос потерпевшего невозможен (например, в случае ранения или состояния фрустрации), с разрешения врача получить от потерпевшего как можно быстрее самые необходимые сведения либо допросить самого врача, оказывавшего помощь потерпевшему.

Последовательность допроса добросовестных лиц традиционно представлена следующей очередностью:

1)лица, в максимальной степени воспринявшие обстоятельства преступного события в силу ситуационных обстоятельств или должности;

2)лица, в максимальной степени способные сообщить криминалистически значимые сведения о личности обвиняемого, свидетелей, потерпевших;

3)лица, которые воспринимали наиболее ранние эпизоды пре-

ступного события; 4) лица, в силу различных обстоятельств находящиеся в зави-

симости от подозреваемого / обвиняемого.

Особенности анкетной стадии при допросе добросовестного допрашиваемого. Изначальная установка потерпевших, свидетелей и подозреваемых / обвиняемых, взятых с поличным, ориентирована на взаимодействие со следствием. Однако то, какую позицию (активную, нейтральную, ведомую) займет добросовестный

193

допрашиваемый, зависит от установления и, главное, поддерживания психологического контакта.

Формирование необходимых установок у добросовестного допрашиваемого может быть осуществлено последовательностью следующих действий:

демонстрирование потерпевшему сочувствия по поводу причиненного ему преступлением вреда: ведь в отличие от недобросовестного лица добросовестному лицу необходима демонстрация не столько уважения, сколько сочувствия;

убеждение потерпевшего, что его показания не будут доступны другим людям и останутся тайной следствия, что, учитывая право иных процессуальных фигур знакомиться с материалами уголовного дела, является запредельно этически спорным приемом;

изложение добросовестному допрашиваемому-потерпевшему

опредпринятых мерах по возмещению материального ущерба. Проблемной для допроса добросовестного допрашиваемого мо-

жет стать анкетно-формальная стадия. В рамках действия ч. 5 ст. 164 УПК РФ следователь обязан предупредить добросовестного допрашиваемого свидетеля и потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Что испытывает добросовестный допрашиваемый, которому фактически угрожают лишением свободы? Повторимся: юридического образования допрашиваемый не имеет, в отношении правовой оценки субъективной стороны своих действий может не разбираться. Разъяснения следователя о составе ст. 307 УК РФ, не подкрепленные официальным документом, он может воспринять как попытку его запутать. Таким образом, особенностью допроса добросовестного лица является возможный конфликт при проверке следователем достоверности показаний допрашиваемого, который искренне пытается помочь расследованию197. В целях недопущения подобного обострения отношений следователю целесообразно использовать формулировки, включающие элемент извинений. «Извините, я обязан предупредить Вас об

197 Щербич Л.А. Тактико-психологические особенности допроса добросовестно заблуждающихся свидетелей и потерпевших // Вестник криминалистики. 2007.

Вып. 4 (24). С. 97.

194

ответственности за дачу ложных показаний. Мы оба понимаем, что это чистая формальность применительно к Вам».

Особенности стадии свободного рассказа при допросе добросовестного допрашиваемого. Общее тактическое правило «не перебивать ни при каких условиях допрашиваемого в стадии свободного рассказа» действительно и применительно к допросу добросовестного лица. Изложение обстоятельств ранее воспринятого события требует высокой концентрации внимания, которую легко нарушить вопросами следователя. Чтобы не перебивать допрашиваемого в процессе свободного рассказа, необходимо до его изложения сформулировать вопрос предельно детально. Нельзя начинать допрос с формальной фразы: «Что Вы можете сообщить по поводу события произошедшего вчера вечером?». Более рационально использовать фразу типа: «Уважаемый Иван Иванович, хотелось бы в подробностях услышать не только о том, что Вы видели и слышали, но и с кем потом это обсуждали, какие эмоции это у Вас вызвало, ну и, конечно, ваше общее мнение о произошедшем». Проявление уважения к добросовестному допрашиваемому и стремление к увеличению объема ассоциативных связей уже в стадии свободного рассказа – это основной способ оптимизации рассматриваемой стадии.

Среди исследователей есть мнение, что добросовестные допрашиваемые могут рассказывать только об известных им фактах, а не о своих выводах и суждениях. Заявления эти носят скорее характер абстрактных пожеланий, так как очень часто невозможно отделить сведения о фактах от выводов и суждений. Любая описательная характеристика (прилагательное, наречие, даже глагол и глагольные формы) не просто содержит элемент суждения, но в значительной степени им и является.

Бывают ситуации, когда добросовестные допрашиваемые, имеющие плохие навыки адаптации к новой обстановке или достаточно косноязычные, просят следователя задавать им вопросы, так как им удобнее отвечать на вопросы, а не повествовать. Представляется, что согласие на это можно дать в самом крайнем случае, когда описанные свойства личности допрашиваемого достигают предпатологической степени проявления. Напомним, что свобод-

195

ный рассказ как свободный образец всегда сопоставляется с ответами на конкретные вопросы. Свободный рассказ – это сравнительный эталон, отсутствие которого может свести на нет весь смысл допроса.

Особенности стадии уточняющих вопросов при допросе добросовестного допрашиваемого. Особенностью стадии уточ-

няющих вопросов при допросе добросовестного лица выступает повышенная внушаемость допрашиваемого. Чем выше авторитет допрашивающего, тем сильнее проявляется фактор внушаемости допрашиваемого. Часто допрашиваемый заимствует из речи следователя отдельные слова и обороты, вкладывая в них собственное понимание. Таким образом, элемент субъективности речи допрашиваемого, характерный для любого допроса, при допросе добросовестного лица только усиливается. В случае интенсивного темпа допроса существенно повышается вероятность внушения со стороны следователя и подчинения памяти допрашиваемого воле следователя.

Особенности стадии дополнительных вопросов при допросе добросовестного допрашиваемого. Одним из основных дополни-

тельных моментов при допросе добросовестного лица выступает определение размера причиненного материального ущерба. Часто потерпевшие оценивают материальные объекты без учета амортизации, обстоятельств покупки (суммарные траты при приобретении объекта в кредит выше среднерыночной цены), инфляции и скачков цен. Впоследствии стоимость потерянного переоценивается, что вносит путаницу в картину расследуемого события. Во избежание сказанного следователь должен сформулировать блок дополнительных вопросов, направленных на выяснение стоимости объектов, составляющих причиненный преступлением материальный ущерб.

Получив в стадии свободного рассказа информацию от добросовестного допрашиваемого, следователь должен оценить степень её «естественности», т.е. адекватности объема, деталей и глубины воспринятого условиям восприятия. Если добросовестный допрашиваемый дает показания, включающие детали, обычно трудновоспринимаемые слабозапоминаемые, то следует выяснить, почему допрашиваемый так хорошо запомнил их.

196

Современная криминалистическая наука рекомендует использование приемов когнитивного интервью в процессе допроса добросовестного лица. Методика когнитивного интервью, по сути, – это систематизированная техника работы с ассоциациями. К приемам когнитивного интервью можно отнести:

моделирование события преступления через призму испытанных ощущений. Постановка акцента не на обстоятельства, а на их переживание стимулирует ассоциативное припоминание в первую очередь у лиц интровертного типа;

моделирование преступного события в мельчайших деталях, которые прежде всего «приходят в голову»;

моделирование последовательности элементов, образующих преступноесобытиев обратнохронологической последовательности;

моделирование преступного события с позиции иных его участников.

В завершение рассматриваемой стадии необходимо выявить у допрашиваемого наличие субъективных (навыки, интерес) и объективных (условия восприятия) факторов, помешавших или спо-

собствовавших объективному восприятию преступного события. Подробное изложение данных факторов при последующем знакомстве с протоколом будет способствовать восприятию описываемых обстоятельств как реальных, или как минимум личности добросовестного допрашиваемого как заслуживающей доверия.

Особенности фиксации показаний при допросе добросо-

вестного допрашиваемого. Вероятно, именно на стадии фиксации показаний при окончательном составлении протокола допроса следователю необходимо принять меры для дальнейшего взаимодействия с добросовестным допрашиваемым. Прочитав и прокомментировав полученную в процессе допроса информацию, следователю целесообразно перечислить:

моменты, не получившие отражение в протоколе;

информацию, в отношении которой допрашиваемый сомневается в её объективности;

информацию, которую допрашиваемый вспомнить не смог;

предложения по установлению оперативной связи в случае вспоминания допрашиваемым значимых обстоятельств. Мотиви-

197

рование добросовестного допрашиваемого может быть достигнуто в процессе объяснения о существовании прямой заинтересованности следователя в восстановлении нарушенных прав и компенсации ущерба как результата получения дополнительных показаний.

До сих пор не решен вопрос о необходимости отображения в протоколе допроса добросовестного лица показаний, содержащих добросовестное заблуждение. Практика идет по пути игнорирования этой части показаний добросовестных лиц и включения в обвинительное заключение только показаний, которые нашли подтверждение в ходе следствия198.

Мы полагаем, что этот вопрос необходимо решать с позиции профессиональной этики следователя. Не включая в протокол допроса заведомо ошибочные показания добросовестного допрашиваемого, следователь, в рамках расследования преступлений, берет на себя потенциальный объем неприятностей – неприятностей, которые угрожают законопослушному лицу. В данном случае мы наблюдаем тот редкий случай этического решения, которое ориентировано на защиту законопослушного гражданина, порядочного человека, а не преступника, скрывающегося под той или иной процессуальной маской. Удивительно, но именно против подобного этически бесспорного поступка выступает значительное количество криминалистов, наводя обывателя на мысль об абсолютной чуждости «полноценной» этики для следователей и ученых.

3.4. Тактика допроса несовершеннолетнего

Особенности допроса несовершеннолетнего допрашиваемо-

го. Допрос несовершеннолетнего характеризуется прежде всего процессуальными особенностями.

Статья 191. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля:

198 Щербич Л.А. Тактико-психологические особенности допроса добросовестно заблуждающихся свидетелей и потерпевших // Вестник криминалистики. 2007.

Вып.4 (24). С. 99.

198

1. Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителянесовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Статья 424. Порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого:

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения.

Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого:

1.Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2.В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо-

го участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания

оправильности и полноте сделанных в нем записей.

3.В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего это-

199

го возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4.Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемогопоходатайствузащитника либопособственной инициативе.

5.Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, до-

знавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Криминалистически значимым обстоятельством является то, что преступления, совершаемые несовершеннолетними, характеризуются ситуационным характером, следовательно, в структуре этих действий, как правило, отсутствуют элементы подготовки и сокрытия следов преступления. Криминалистически значимым последствием сказанного выступает слабая защитная позиция у несовершеннолетнего на допросе и нередкие случаи признания им своей вины.

Основатель криминалистики Г. Гросс писал, что «если обвинение направлено против несовершеннолетнего, надо стараться установить все факты, не прибегая до последнего момента к допросу обвиняемого»199. Очень яркая характеристика допроса несовершеннолетнего, как обладающего крайне выраженной криминалистической спецификой, выражающейся в неопределенности потенциально возможных результатов.

Криминалистическая характеристика личности несовершеннолетнего допрашиваемого.

199 Гросс Г. Руководство к расследованию преступлений. М. : Изд-во НКВД РСФСР, 1930. С. 18.

200