Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo-1.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
15.06.2018
Размер:
5.34 Mб
Скачать

2. Правовой режим космического пространства и небесных тел

Правовой режим космического пространства и небесных тел уста­новлен серией резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г., 1802(XVII) от 14 декабря 1962 г., 1884(XVIII) от 17 октября 1963 г. и др.] и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического прост­ранства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (Договор по космосу), а также Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Соглашение о Луне).

Поскольку участниками Договора по космосу и Соглашения о Луне являются не все государства, резолюции Генеральной Ассамб­леи ООН, особенно резолюция 1962 (XVIII), провозгласившая еди­ногласно Декларацию правовых принципов, регулирующих деятель­ность государств по исследованию и использованию космического пространства, продолжают сохранять большое значение в качестве источника обычно-правовых норм.

Правовой режим космического пространства и небесных тел в основном идентичен, но в отношении последних следует отметить и некоторую специфику.

Общими элементами правового режима космического простран­ства и небесных тел являются следующие.

Они открыты для исследования и использования всеми государ­ствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел; они свободны для научных исследова­ний. Это означает признание космоса территорией общего пользо­вания (rescommunis). В этом одно из отличий космического про­странства от воздушного, которое делится на национальное воздушное пространство и территорию общего пользования. Исполь­зование космоса «в соответствии с международным правом» означа­ет, прежде всего, применимость к этой сфере всех основных прин­ципов международного права.

Космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использо­вания или оккупации, ни любыми другими средствами. В теории этот режим характеризуется как resextracpmmercium(вещь, изъятая из оборота).

Космос является частично демилитаризованной зоной в силу того, что государства обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Доктринальное толкование этого положе­ния исключает из данного запрета суборбитальный (т.е. не совершаю­щий хотя бы одного полного витка вокруг Земли) пролет через кос­мос объектов с ядерным оружием на борту, то есть стратегических межконтинентальных ракет, а также размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту. В космосе запрещено производить лю­бые испытательные взрывы ядерного оружия (согласно Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космичес­ком пространстве и под водой 1963 г.).

Деятельность неправительственных юридических лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под постоянным на­блюдением соответствующего государства. Разрешается деятельность в космосе международных организаций.

Правовой режим Луны и других небесных тел в дополнение к общим элементам правового режима космоса включает их полную нейтрализацию – они могут использоваться исключительно в мир­ных целях (запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и про­ведение военных маневров). Это означает, что небесные тела не могут использоваться для военных действий даже в неагрессивных военных целях (например, в целях самообороны).

Еще одним специфическим элементом правового режима Луны и других небесных тел является их провозглашение, включая природ­ные ресурсы, «общим наследием человечества». Такой международный режим включает упорядоченное и безопасное освоение природ­ных ресурсов, их рациональное регулирование, расширение возмож­ностей в деле их использования и справедливое распределение благ, получаемых от этих ресурсов, «с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».

Особой зоной космоса является пространство, в котором прохо­дят орбиты геостационарных спутников. Спутники на этих орбитах, отстоящих от поверхности Земли на 36 тыс. км и находящихся в плоскости экватора Земли, вращаются по орбитам со скоростью, которая равна угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В силу этого феномена геостационарный спутник постоянно остает­ся неподвижным относительно определенной точки поверхности Земли. Это явление в практическом плане весьма полезно. Напри­мер, с такого спутника можно транслировать телевизионные пере­дачи, которые могут быть приняты непосредственно на бытовые антенны (для приема сигнала с других спутников требуется специ­альная синхронная следящая антенна). Геостационарное простран­ство является уникальным, а потому признано ограниченным есте­ственным ресурсом. Размещенное в нем количество спутников связи ограничено определенными рамками. Регулирование использования геостационарного пространства осуществляется в рамках МСЭ. Вместе с тем, поскольку проблема носит политический характер, вопрос о геостационарной орбите (ГСО) стоит в повестке дня Ко­митета ООН по космосу и правовой режим ГСО остается несогла­сованным.

Остается нерешенным и вопрос о нижней границе космического пространства. Правовой режим воздушного и космического прост­ранств различен. В основе этих отраслей международного права ле­жат неодинаковые принципы. Вопрос о делимитации воздушного и космического пространств уже многие годы стоит в повестке дня Ко­митета ООН по космосу, но не находит всеобщего согласия. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана (это предложение было внесено делегацией СССР в Комитете ООН по космосу).