Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по культурологии.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
638.46 Кб
Скачать

Раздел 6. Культура в индустриальном обществе: акцент на динамике

До XV-XVII вв. между Западом и Востоком было много общего, несмотря на альтернативность античного культурного типа так называемому восточному. К XV в. в Европе назревает переход от традиционного (аграрного) к современному (индустриальному) типу развития. Этот переход связан с обновлением картины мира, всего нормативно-ценностного порядка жизни Европы.

В экономической сфере в это время происходит переход к машинному производству, в социальной сфере осуществляется переход от корпоративного общества к обществу индивидуумов. Стали утверждаться правовые государства, осуществляющие власть закона и верховенство общества над государством. Государство легитимируется самими людьми. Появляются государства парламентского типа, в которых парламент выступает главным законодательным органом. Насилие как универсальное средство регуляции заменяется механизмами социального компромисса и согласия. Появляется и декларируется идея толерантности как идея терпимости и консенсуса между разными частями социума.

Формируется «индустриальное общество», которое отличается рядом характеристик. Отметим такие: индустриальный характер труда; ориентация на инновацию (в основе этого движения - перманентная научно-техническая революция); светский характер социальной жизни; поступательное (нециклическое) развитие; выделенная персональность; демократическая система власти; наличие отложенного спроса, т.е. способности производить ради будущего; массовое образование; активное преобразование природы; использование невозобновляемых источников энергии; предпочтение точных наук и технологий (техногенная цивилизация); активный деятельный психологический склад личности и т.д.

В основе культуры индустриального типа общества лежит тенденция движения к универсальности, интегративности всех сторон жизни, предполагающей в идеале экономическое и культурное объединение всего человечества под эгидой мирового правительства. Возникают буржуазные нации – социальные общности, построенные на идеях тотальной национальной интеграции, имеющих жизненной целью не воспроизводство традиции, а построение более совершенного общества с помощью грамотных и заинтересованных людей, мотивацией которых являлось политическое единение. Культура индустриального общества инспирирует интеграционные процессы вестернизации (переноса западных ценностей в незападные культуры) и модернизации (технологического перевооружения) в отношении всего мира.

Эта культура связана с универсальной ролью разума (прежде всего, законодательного), что воплотилось в рационализме, сциентизме. Рационализм XVII в., "открытый" французским мыслителем Р.Декартом, был мировоззренческой средой для возникновения Просвещения. Функцией разума, согласно просветителям, является не только способность устанавливать связь фактов, раскладывать все по порядку, но, прежде всего, решать проблемы и находить истину. Концепция разума у просветителей – это концепция дела. Все сферы культуры подверглись рационализации, следствием чего явилось бурное развитие науки, секуляризация, выдвижение утопических концепций социального устройства.

В Новое время (XVII – XIX вв.) возникает новая картина природной реальности. Вместо индийского Брахмана (безмерного и живого), вместо греческого Космоса (определенного и определённого в шар) природа становится универсумом – безличным, безразличным, гомогенным и абстрактным. Она больше не вызывает ни чувства любви, ни благоговения, да и сама абсолютно равнодушна к человеку. По отношению к такой Вселенной в сознании человека возникает только желание изучать ее и пытаться улучшить, но не молиться ей, т.е. отношение как к обычному безликому механизму. Типичной моделью природы этого времени становятся большие механические часы, "природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник". Самыми прогрессивными дисциплинами в плане изучения этого механизма становятся математика и механика, благодаря которым природа обретает четкие пространственные и временные параметры, вмещается в систему координат. Пространство и время утрачивают характеристики разнокачественности, они становятся некими резервуарами, в которых свободно может пребывать человек, определяя точно свои координаты в каждый данный момент времени. Достаточно свободное передвижение по миру лишает различные пространственные локусы сакральных характеристик, все они становятся постепенно профанными. Разница между различными частями пространства начинает выражаться в основном в денежном эквиваленте (где удобнее, там лучше и дороже). Время же укладывается в линейную схему. Его объективная необратимость вызывает ощущение "ускользающего времени", что порождает жадность и жажду жизни, торопливость и страх смерти. Вместе с этим линейное понимание времени связано с концепцией «прогресса», необратимого улучшения и совершенствования. Прогрессу способствует только разумная активность образованного индивида. Прогрессивная направленность человеческой истории ярче всего заметна в области научных знаний и изобретений и в области рационального социального устройства.

В духовной сфере совершился переворот от теоцентризма к антропоцентризму: роль и место трансцендентного Бога значительно уменьшились, и поиск оснований всего сущего стал вестись внутри мира, в котором жил человек. Человек, его жизнь, потребности стали восприниматься как единственное подлинное бытие. Возникает и развивается концепция прав человека: право каждого человека на безопасную жизнедеятельность, владение собственностью, свободу слова, религии и т.д.

Рационализм как доминанта нововременной картины мира порождает новый этический идеал поведения. Позитивно начинают оцениваться только разумные поступки, совершенные с осознанием долга и с некоторым насилием над "внутренним зверем". Негативные же поступки связаны с эмоциональностью (т.е. с преобладанием биологического в человеке). Рациональность, холодность, собранность лучше всего представлены в новом этическом образце, созданном новым социальным слоем – буржуазией. Эту модель личности можно назвать «бизнесмен», в отличие от "джентльмена", этического образца аристократа. В этом образце одной из главнейших добродетелей становится богатство как показатель не только степени успешности (рациональности) человека, но степени свободы. Высоко начинают оцениваться деловитость (приносящая прибыль), аккуратность, честность, скромность, как качества, открывающие кредит доверия. Погоня за успехом предполагает самоограничение и самоконтроль, доминанту рассудка над эмоциями. Человек, следующий этим добродетелям, неизбежно становится автономным. Атомистическая модель социальной реальности приводит к господству морали «потребительского человека». Он открыто продает свой труд и талант на рынке с едиными для всех правилами.

Предметом адаптации постепенно стал мир продуктов человеческой деятельности – искусственных вещей и информации, которые впервые в истории количественно стали превышать число объектов природы на Земле. В связи с возможностью создавать одинаковые вещи в большом количестве в результате использования машинного труда вещи обезличиваются, постепенно стирается их символический смысл, они становятся функциональными, "обмирщаются".

Возникает тотальный контроль над телом человека («человек в мундире»), об этой тенденции свидетельствует появление в культуре индустриального типа общества тюрьмы, сумасшедшего дома, клиники и т.д. Тело становиться средством, с помощью которого ведется экономическая деятельность, что приводит к тому, что тело воспринимается как машина (механизм).

Основной понятийный ряд эпохи модерна - законодательный разум; истина, цель, иерархия; нормативные ценности: свобода, согласие, порядок; прогресс.