Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
2.57 Mб
Скачать

6. Терапевтические процедуры

а) Традиционная модель механистической науки В органических подходах используются биологические методы терапии: в прошлом это были психохирургия, электрошок, инсулиновая блокада и тому подобное. В на­стоящее время на первый план вышли психофармакологи­ческие средства. Снятие симптомов рассматривается как улучшение. В классической психиатрии и психологии используется в основном вербальная психотерапия (метод свободных ассоциаций, интервью (беседа с пациентом), разрушение привычных стереотипов).

Подчеркивается рациональность и когнитивный под­ход. Концептуальная модель теоретически ограничена постнатальной биографией и индивидуальным бессозна­тельным, а практически такими терапевтическими меха­низмами, как воспоминания, или реконструкция прошло­го, интеллектуальное и эмоциональное озарение, анализ переноса, эффект интерпретации, разрушение привыч­ных стереотипов и т.д. Отреагирование рекомендуется только при эмоциональных травматических неврозах, б) Холотропная модель и новая парадигма мышления Холотропная терапия (XT)—экспериментальная дис­циплина; все обсуждения проводятся до сеансов, чтобы подготовить пациента к предстоящему переживанию, и после сеанса, чтобы помочь ему интегрировать новый опыт. XT работает с необычными состояниями сознания. В этом отношении она является продолжением древней традиции. Шаманизм, духовное исцеление, исцеление че­рез транс, ритуалы перехода, мистерии смерти и возро­ждения и тому подобные процедуры всегда включают из­менение состояния сознания—либо самого человека, ли­бо его целителя, или инициатора, а то и обоих сразу. Это открывает доступ к мощным трансбиографическим (вы­ходящим за пределы жизни индивида) терапевтическим механизмам, функционирующим на перинатальном и трансперсональном уровнях психики.

7. Роль терапевта

а) Традиционная модель механистической науки Терапевт является активным агентом, определяющим весь терапевтический процесс благодаря своей подготов­ке, которая вооружила его необходимыми знаниями и на­выками, позволяющими ему разумно и умело вмешивать­ся в заболевание. У пациента нет необходимых ресурсов для борьбы с болезнью, и он целиком зависит от терапев­та. В биологических методах (лоботомия, шоковая тера­пия, фармакологическая терапия) от пациента не требует­ся иного участия, кроме обратной связи. В психотерапев­тических методах пациент принимает участие, но главным действующим лицом является терапевт. В самых крайних случаях это предполагает конкретные советы и руковод­ство, а в ненавязчивых методах—контроль над всем про­цессом путем регулирования продолжительности сеансов, выработки правил поведения во время сеансов (не «вы­пендриваться» и т. д.), времени и способа интерпретации, анализа переноса и подавления контрпереноса и удержа­ния всего процесса внутри некоей концепции (фрейдист­ской, юнгианской, бихевиористской). В фрейдистской те­рапии перенос рассматривается как желательный фено­мен, жизненно важный для успешного исхода лечения.

В академической психиатрии прохождение курса и нали­чие практики в качестве психотерапевта считается адек­ватной подготовкой для того, чтобы браться за ре­шение эмоциональных проблем. Концентрация на само­познании и самопонимании не является обязательной, и даже в том случае, когда они имеют место, они ограни­чиваются поверхностным вербальным подходом.

б) Холотропная модель и новая парадигма мышле­ния

Термин «терапевт» используется в исходном грече­ском значении: «человек, помогающий в процессе исцеле­ния», а вовсе не обозначает человека, который может от­ветить на все вопросы и «привести больного в порядок». Терапевт — это товарищ по приключению, который со­чувствует и разумно помогает естественному процессу ис­целения, облегчает и поддерживает его с полным дове­рием к пациенту, даже если ему (или ей) не всегда понят­но, что происходит. Юнг видел роль терапевта в том, что­бы помочь установить диалектическую связь между Эго и Я (или коллективным бессознательным); именно здесь заключена вековая мудрость, управляющая процессом исцеления.

Терапевт создает поддерживающий контекст и предла­гает метод активации психики, но не делает ничего «затей­ливого» и не требует веры в исход всей операции. Методы холотропной терапии весьма просты, им можно научить­ся за очень короткое время. Истинная компетентность терапевта состоит в умении доверительно соприсутство­вать при мощном трансформирующем процессе другой личности, оставаться невозмутимым, что бы ни случи­лось, и вселять уверенность в пациента. Он не вмешивает­ся в процесс и не интерпретирует его, а только облегчает. Терапевт никогда не завершает свое обучение, он всегда учится, поскольку каждый человек исцеляется по-своему и всегда может произойти нечто новое, еще ни разу никем не описанное.

В холотропной терапии не дается никаких специаль­ных инструкций по поводу дыхания, для сеансов не пред­лагается никаких программ и не предполагается никаких указаний относительно вхождения в различные состояния (повторное рождение, родительская регрессия в прошлую жизнь и т.д.). Терапевт работает с тем, что возникает спонтанно, само по себе. Вот что говорит Фрэнсис Воган: «Трансперсональный терапевт определяется контекстом

(готовностью принять весь спектр человеческого опыта), а не содержанием терапевтической работы. На первой стадии холотропного сеанса почти все основано на дыха­нии (пневмокатарсис); вторая стадия предполагает взаи­модействие: она сочетает экспрессивную и высвобождаю­щую работу тела с аналитической поддержкой и обменом переживаниями с помощником». Особое внимание уде­ляется интернализации опыта. Может произойти сме­шение внутреннего процесса с внешним миром («пере­нос»), но оно, как правило, не поощряется. Перенос рас­сматривается не как желательный прогресс, а как сопро­тивление. Весь процесс самоограничителен; необходимо поддерживать пациента до тех пор, пока гештальт не за­кончен. Помощник, облегчающий процесс, не ограничи­вает заранее продолжительность сеанса и не пытается за­кончить его, пока он сам не достигнет естественного окон­чания.