Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОЛЬГА КРЫШТАНОВСКАЯ Анатомия российской элиты.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
2.08 Mб
Скачать

Глава 5. Российская бизнес-элита

351

развития рынка в России победителей не было. Директора не получают той поддержки от государства, на которую они рассчитывали, а новые русские еще не успевают на­брать политического веса. Как показали итоги декабрьских выборов в Федеральное Собрание, ни одно из существую­щих предпринимательских объединений не могло привлечь сколь бы то ни было значимое количество голосов избира­телей. «Гражданский союз» А.Вольского не сумел набрать необходимых 5% голосов избирателей на парламентских выборах 1993 г. Партия консолидации во главе с бизнесме­ном Валерием Неверовым, Объединение «Преображение» Кахи Бендукидзе не были допущены к выборам, так как не собрали необходимых 100 тысяч подписей. В Думу 1993 г. попали лишь те предприниматели, которые находились в «тени» известных политических фигур: представители Ас­социации приватизируемых и частных предприятий — по списку «Выбора России» Е.Гайдара, активисты движения «Предприниматели за новую Россию» — по списку Партии российского единства и согласия С.Шахрая66.

Осознание своей слабости, которую и директора, и но­вые бизнесмены ощутили в период выборов в Федераль­ное Собрание 1993 г., привело к новой волне создания пред­принимательских союзов и альянсов. Под эгидой прави­тельства Е.Гайдара создается ассоциация приватизируемых и частных предприятий. В 1994 г. создается «Круглый стол бизнеса России», в который входит более 70 коллектив­ных членов. Возглавил организацию И.Кивелиди, убитый несколько лет спустя в своем офисе. Была создана Федера­ция товаропроизводителей России, которая задумывалась как крупнейшая лоббистская структура российских про­мышленников. Ее возглавляет Ю.Скоков, один из самых влиятельных политиков тех лет, близкий президенту Ель­цину. Все перечисленные организации были, по сути, но­менклатурными: они создавались по инициативе или с со­гласия властей, возглавлялись бывшими партийными и комсомольскими функционерами, их штат состоял также из бывших номенклатурщиков, их офисы располагались или в комплексе бывших зданий ЦК КПСС на Старой площа­ди, или неподалеку.

352

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Основными спонсорами избирательной кампании но­ября-декабря 1993 г. стали группа «Мост», концерны «Ол-би», «Микродин», «Гермес», «Нипек»; банки «Националь­ный кредит», Инкомбанк, «Менатеп», «Столичный», АО «Внешэкономкооперация»67. Но, несмотря на активные усилия со стороны уполномоченных предпринимателей и политиков, курирующих развитие бизнеса, вплоть до зало­говых аукционов 1995 г. политическое влияние частного сектора экономики все еще оставалось слабым, а структу­ры, созданные для этой цели, малоэффективными. Только после 1995 г. страна начинает ощущать наступление бизне­са на власть.

Этот процесс имел меньше противодействия в регио­нах, где обозначилась тенденция увеличения доли хозяй­ственников в легислатурах. Среди региональных депутатов 21% составили руководители предприятий различных форм собственности и 31% — представители структур исполни­тельной власти, 10,2% — руководители агропромышлен­ного комплекса68. М.Малютин так комментировал регио­нальные выборы 1994 г.: «При выборах по округам пройти в депутаты могут только три категории личностей: 1. Мест­ные начальники (преимущественно административные с некой долей советских)... 2. Старое хозруководство (особенно на селе) плюс некое число «бизнесменов» в компрадор­ской зоне, которые будут составлять — как «начальство второго сорта» — лояльную оппозицию начальству «пер­вой категории»... 3. Политические маргиналы»69. Так регио­нальные партхозактивы советской эры постепенно транс­формировались в местные олигархии.

Только к выборам 1995 г. коммерческие структуры по­дошли достаточно готовыми к тому, чтобы оказывать за­метное влияние на их исход. Главной приметой времени стало не только образование мощных холдингов, за кото­рыми стоял уполномоченный капитал, но и финансирова­ние этими холдингами избирательных объединений. В по­гоне за усилением своего влияния доминирующая группа российского бизнеса предпринимает, казалось бы, стран­ные шаги: их финансовая поддержка распространяется на весь спектр политических организаций страны. Это означа­ло, что для бизнеса важнее было получить места в парла­