Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dlya_studentov-LEKTsII.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
913.41 Кб
Скачать

8. Историки Поздней Римской республики –

Ранней империи об Александре Македонском

Среди сочинений Плутарха имеется трактат «О судьбе и доблести Александра», в котором он попытался дать ответ на вопрос: что обусловило успешные завоевания молодого полководца, о котором писали многие из историков Поздней Римской республики и Ранней империи. Это вполне объяснимо масштабностью завоеваний и популярностью Македонянина, которая являлась характерной для эллинистической эпохи. Одним из наиболее ранних произведений, посвященных Александру III, является приписываемый александрийцу Каллисфену «Роман об Александре», в котором переплетаются реалии и фантастические свидетельства. К более позднему времени относится освещение деяний Александра в одной из глав «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского. Следующим по времени стал обширный труд, созданный на рубеже тысячелетий, Помпея Трога, дошедший в кратком изложении писателя (II или III вв.) Юстина («Эпитома сочинения Помпея Трога “Historiae Philippicae”»).

Интерес представляют своеобразные изыскания монографического характера о завоеваниях и личности Александра Флавия Арриана (II в.). Безусловно, об Александре писали и другие авторы. Излагая анекдотические случаи или примечательные события из жизни эллинов, Клавдий Элиан посвятил несколько абзацев «Пестрых рассказов» Александру.

Примечательными являются сопоставления войн Александра III и римских полководцев у Тита Ливия: «Если же, рассуждая о нем, иметь в виду удел последних лет его жизни и тот новый, с позволения сказать, образ мыслей, который он усвоил себе как победитель, то ясно, что в Италию он бы явился больше похожий на Дария, чем на Александра, и привел бы за собою войско, уже перерождавшееся, позабывшее Македонию и перенявшее персидские нравы» (Тит Ливий, IX, 18, 1–3). Так, размышляя над превратностями судьбы, один из крупнейших историков Рима ввел в свое повествование сослагательное наклонение.

9. Ораторы и историки

раннеимператорского периода

Особенностью раннеимператорского периода является все более и более широкое участие в жизни государства выходцев из провинций, получивших после Эдикта Каракаллы равный с исконными римлянами юридический статус. Многие из провинциалов и «новых граждан» оставили значительный след в культуре. К их числу принадлежат ораторы Дион Хризостом и Элий Аристид, историк Дион Кассий Коккеян и многие представители литературного творчества.

9.1. Ораторы

Дион Хризостом и Элий Аристид. Основная часть настоящего раздела посвящена обращению к творчеству представителей исторической науки. В связи с этим может возникнуть вопрос: не следовало ли остановить внимание на деятельности и трудах Марка Туллия Цицерона, как и других прославленных ораторов, в других частях предлагаемых лекций-очерков. Однако если учитывать, что и Цицерон, и Квинтилиан, учитель риторики, среди слушателей которого были Тацит и Плиний Секунд, обращались в речах к примерам истории, вполне приемлемым является упоминание в данном разделе тех, кто прославился в римском обществе умением убеждать слушателей.

Одним из них был Дион Хризостом (Златоуст) из Прусы, оратор времени принципата Флавиев и Антонинов (40–120 гг.). Обстоятельствами эпохи вполне объяснима звучавшая в его речах защита единоличной власти императора (юным он застал борьбу республиканцев и цезарианцев, более зрелым – гражданскую войну после самоубийства Нерона). Веспасиан Флавий навел порядок в государстве, насколько это было возможно, при нем было продолжено строительство на императорских форумах, Колизея. Те, кто призывал к углубленному познанию себя, философским занятиям, уходу от «деятельной жизни» (хотя на практике и не всегда соответствовали этому призыву), вызывали критику ритора. Но нападавший на философов Дион в период принципата Домициана, сам стал философом, придерживающимся взглядов киников и стоиков, и подвергся гонениям: был сослан на берега Борисфена – в Ольвию, которой посвящена Борисфенитская речь, в которой упоминалось, что ольвиополиты хорошо знают и постоянно читают Гомера. При императоре Нерве Дион вернулся в Рим, в последующем покровительство Траяна позволило ему добиться привилегий для родного города, где он на собственные средства возвел несколько общественных зданий. Примечательна встреча двух деятелей культуры эпохи – Диона Хризостома и наместника Вифинии Плиния Младшего; последний привлек Диона к суду за финансовые нарушения (правда, он не был осужден). Возможно, причиной судебных преследований стала также личная неприязнь Плиния, ибо Дион. обращаясь непосредственно к Траяну, которому посвятил одну из речей, выступал ходатаем за соотечественников и третейским судьей в спорах граждан Прусы. Сохранилось 80 речей Диона, посвященных прославлению монархии, критике несправедливости и жестокого обращения с рабами. Некоторые из них построены в виде диалогов или рассказа от лица пострадавшего. Произведения ритора и философа Диона Хризостома, являющиеся примером ораторского искусства, одновременно служат и источником для изучения жизни провинциальных городов (Прусы, Александрии, северо-причерноморских и Родоса).

Защитником монархии являлся оратор Элий Аристид (ок. 117 – ок. 189 г.), также происходивший из Малой Азии, создатель панегирика Риму, в котором доказывал, что только в Риме (в том числе в его время) и существует истинная демократия – отсюда его призыв к единству. Сохранилось 55 речей, обращенных к жителям провинциальных городов. Они, как и письма Плиния Младшего, речи Диона Хризостома – источник для воссоздания особенностей развития провинциальных городов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]