Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по коммуникациям.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
367.62 Кб
Скачать

Второй закон речевой коммуникации: «Свою речь надо ориентировать на добро!»

Второй риторический постулат вытекает из первого. Когда вы готовитесь что-то сказать, ваша внутренняя мотивация должна быть настроена на добро. Мы должны прислушаться к национальному гению, создателю русского литературного языка – Александру Пушкину (1799–1836), который в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» (1836) объяснил собственному народу, за что его, Пушкина, можно любить, превозносить, помнить и почему он, Александр Пушкин, сам себе воздвиг нерукотворный памятник и чем он будет любезен народу:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Не могу забыть одну историю из вузовской жизни. Заведующая кафедрой пригласила меня в кабинет, чтобы вместе со мной по телефону сделать выговор директору курсов за какую-то оплошность. На ее лице было написано плотоядное выражение. Унижая другого, она получала удовольствие. От моего присутствия удовольствие удваивалось. Не дай вам Бог встретить на своем пути таких монстров. И сами не становитесь таковыми. Есть одно маленькое правило, которому нужно следовать в деловой коммуникации: хвалите подчиненных прилюдно, но замечания делайте наедине, с глазу на глаз.

Внутренне мотивируйте свою речь на добро. Что есть добро и зло? По Библии добро изначально, зло появилось позднее. Зло противопоставлено добру. Зло – это то, что вы сами себе не пожелали бы. Для богословских текстов это определение универсально. Например, Евангелие от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» [Гл.7, ст.12].

Ученики, беседуя с Конфуцием, спросили: «Что такое человечность?» Конфуций ответил так же исчерпывающе и универсально, как это делал Христос в Нагорной проповеди. Конфуций сказал: «Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе: не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе».

Адресуясь с речью к человеку, следует поставить себя в позицию слушающего и задаться вопросом: «А хотел бы я это услышать?» Значительная часть наших речей сразу будет «забракована», потому что очень часто, намереваясь сказать что-то другому, сами бы мы услышать это не захотели. (Увидела возлюбленного подруги в ресторане с другой – сразу рассказала подруге. А кто хотел бы такое услышать? В соответствии со вторым правилом коммуникации – молчи. Если мужчина не считает нужным посвящать свою возлюбленную в эти отношения, значит, они не имеют для него смысла). Любая попытка внешнего воздействия на личную жизнь (со стороны соперников, друзей, родителей и т.д.) кончается для двоих всегда плохо. Не следует никого допускать в свою личную жизнь, позволять на нее воздействовать. Свою меру страданий человек получит сам, желательно ему в этом не помогать.

Нравственное воспитание человека в любви и сострадании к ближнему должно начинаться очень рано. Раньше это было религиозное воспитание, которое четко регламентировало нормы поведения: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать и люби ближнего твоего как самого себя» [Ев. от Матфея, гл.19, стих.18, 19]. В наши дни отголоски нравственных постулатов можно расслышать у тех поэтов, которые слагают стихи не для того, чтобы «сбросить Пушкина с парохода современности», а для каких-то иных, более таинственных целей. Вспомните знаменитое стихотворение Булата Окуджавы (1924–1997) «Пожелание друзьям». Все стихотворение от начала и до конца является художественным комментарием ко второму закону речевой коммуникации: «Свою речь надо ориентировать на добро!» Вслушайтесь в эти легкие, полушутливые строки, исполненные подлинной глубины.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, –

тем более, что жизнь короткая такая.

Нельзя говорить то, что другому человеку слышать больно. Норма цивилизованного мира – не вмешиваться в приватную жизнь другого. Речевая коммуникация должна создавать благоприятную психологическую обстановку. Свои речевые поступки следует совершать во благо людям, а не во вред. Об этом же говорит одна из евангельских историй [Ев. от Матфея; Гл.15]. Приходят к Иисусу иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб?» На этот упрек Иисус ответил словами, которые стоит помнить всем, кто хочет начать разговор, всем, для кого речь и речевая коммуникация – часть профессии – менеджерам, юристам, специалистам социального сервиса и пр. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. <…> Все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст – из сердца исходит, сие оскверняет человека».

Когда нас душит ярость или у нас подавленное, депрессивное состояние, в эту минуту лучше не входить в коммуникацию с другими людьми. Желание совершить агрессивный поступок или сказать злое словечко возникает у каждого, но существуют социальные, нравственные ограничения, которые не позволяют замыслу дойти до реализации. В сознании каждого человека есть нечто, дозволяющее ему одни поступки совершать, а другие – не совершать, одни слова говорить, а другие – не говорить. Это и есть нравственный барьер человеческой личности. Он, конечно, имеет корреляцию с нравственным уровнем развития общества, но все-таки индивидуален. Все, что связано с нравственным барьером, определено тем, что человек видел с момента своего появления на свет, а теперь считают, что с момента пребывания во чреве матери.