Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по коммуникациям.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
367.62 Кб
Скачать

Психологические и физиологические причины приоритета слушающего перед говорящим

Психологический аспект. Обращаясь к человеку с речью, мы хотим его в чем-то убедить. Для этого используем набор аргументов. Выбирать аргументацию следует в зависимости от того, каков возраст человека, его пол, национальность, язык, каков уровень его интеллектуального развития и каково его психическое состояние в данную минуту. Например, вы приглашаете человека на спектакль Р. Виктюка «Саломея» по пьесе О. Уайльда. Для кого-то достаточно сказать, что это спектакль Романа Виктюка, другому стоит пообещать коньяк в антракте, третьего порадует новое обращение к Оскару Уайльду, четвертый будет рад тому, что обретет целый вечер свободы и т.д.

В зависимости от собеседника вы будете использовать аргументы. Понятно, что вся система аргументов одним человеком никогда не воспринимается, коррелятом являются культурный уровень, домашние обстоятельства, степень вашей близости и желание провести вечер вместе. Это означает одно: перед тем, как начать говорить, следует произвести немалую аналитическую работу. Объем работы особенно велик, когда речь идет о разговоре с незнакомым человеком. Надо долго настраиваться на его волну. Например, приглашаете экстравагантно одетую юную леди на спектакль – она его уже видела, предлагаете покатать на машине – у нее «Volvo» за углом. Вы делаете неверный набор аргументов и, конечно, не добиваетесь своей цели. А в качестве дополнительной реакции на вашу речь вы можете получить в свой адрес набор таких саркастических реплик, что долго будете приходить в себя. Иными словами, замысел вашей речи связан в первую очередь с собеседником, с психологическими особенностями, интеллектом и психическим состоянием его личности, а значит, в речевой коммуникации данного типа (когда вы являетесь говорящим) его, а не ваша позиция приоритетна.

Очень трудно найти общий язык с человеком, которого вы не знаете, но в силу каких-то особых обстоятельств вы должны вступить с ним в диалог. Не проанализировав человеческую личность заранее, говорящий может попасть со своей аргументацией впросак. Речь его становится нецелесообразной, а результат – непредсказуемым. В этом случае необходимо обратить внимание на возраст, на пол, на одежду, на аксессуары, на тональность голоса, на наличие или отсутствие стилистических ошибок в речи, на место Вашей встречи (магазин, филармония, университет). И только после этого, мягко настраиваясь на его волну, не произнося ничего категоричного и внимательно следя за реакцией на каждое ваше слово, вы осуществляете «психологическое зондирование». Такова модель получения положительного коммуникативного эффекта на уровне первого контакта. Мы часто оказываемся в подобных жизненных ситуациях, когда по службе или по дружбе собираемся на какую-то ответственную встречу с незнакомыми или малознакомыми людьми. Надо помнить, что интеллектуальный труд по анализу человеческой личности в преддверии речи – процедура совершенно необходимая.

В речевой коммуникации приоритет слушающего перед говорящим связан также с физиологическим аспектом: слушать труднее, чем говорить. Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный одновременно с восприятием чужой речи и трактовкой ее. По сути дела, процесс восприятия чужой речи на слух складывается из трех этапов: первичное восприятие звукового сигнала, его физиологическая обработка и его смысловая интерпретация. В человеческом мозгу осуществляется перекодирование полученного звукового сигнала в мыслительные образы, происходит расшифровка смысла услышанного, т.е. понимание.

То, что делает говорящий, называется синтезом речи по заданному смыслу. В соответствии со своим замыслом говорящий строит свою речь. На глубинном уровне за вереницей образов и примеров, находится зона смысла, к которой и подбираются примеры. Зона смысла, или семантическая зона, состоит из смысловых квантов. Однако речь в момент ее произношения линейна, никакой структуры в ней не обозначено. Мы говорим словами, но никогда не поем и не лаем. За одним словом следует другое, за предложением – предложение.

Схема работы говорящего

Смысл → Предложения → Слова → Звуки

Работа слушающего иная, она называется анализом речи. В момент слушания на слуховой анализатор поступает звуковая волна, которую мозг членит на осмысленные единицы. Из непрерывного линейного потока звуков вычленяются слова, складываются предложения и только затем происходит выход в зону идей, которые в сознании каждого человека индивидуальны: для одних это откровение, для других – пустой звук.

Схема работы слушающего

Звуки → Слова → Предложения → Смысл

С точки зрения оценки сложности двух типов работы: синтеза речи, который создает говорящий, или анализа речи, который производит слушающий – обе процедуры равны. Это движение по одному маршруту, но в противоположные стороны. Чем же тогда обусловлен приоритет слушающего? Почему ему труднее?

Когда человек говорит, он работает в условиях отсутствия шума. Это связано с тем, что артикуляционные органы человека расположены очень близко к его уху, а ухо всегда контролирует речь самого человека. Шум в аудитории – явление вторичное, сам себя лектор всегда услышит. Человеческий мозг так устроен, что невозможно думать об одном, а говорить о другом. А значит, у говорящего есть еще одно преимущество: единство мыслительной и речевой деятельности.

Когда человек слушает, он декодирует звуковую волну, из набора звуков создает смысл. И в этой ситуации слушания любой шум может перекрыть звуковую волну, идущую от говорящего, и мозг вынужден будет декодировать смысл по неполному звуку. И еще. В момент слушания человек может быть увлечен своими мыслями, погружен в свои заботы – это мешает воспринимать чужую речь, потому что в голове параллельно идут два действия: человек размышляет о том, что его беспокоит, а кроме того, он декорирует звуковую волну, которая направлена на его барабанную перепонку. Именно поэтому деятельность мозга во время анализа речи (слушания) гораздо сложнее, чем во время синтеза речи (говорения). Как сложные психофизические процессы они соотносимы по трудоемкости, но условия реализации этих процессов несоизмеримы. Говорящему легче, поэтому приоритетная позиция в речевой коммуникации принадлежит слушающему.