Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции акушерство / Менопауза.doc
Скачиваний:
280
Добавлен:
19.01.2015
Размер:
630.78 Кб
Скачать

Сердечно-сосудистые расстройства и остеопороз

Нарушения деятельности сердечнососудистой системы в пери и постменопаузальном периоде могут стать одним из основных факторов, влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни женщин. Происходят возрастные изменения метаболизма в сосудистой стенке и возникают уязвимые звенья в цепи обменных процессов, что способствует прогрессированию атеросклероза. Организм женщины, функционировавший в течении 20—25 лет в определенном циклическом ритме, должен приспособиться к новым условиям существования. Устанавливаются новые взаимоотношения между окислительными процессами и влиянием на них регуляторних факторов. Повышение чувствительности сердца к действию ряда медиаторов способствует поддержанию определенного уровня регуляции окислительных процессов, несмотря на изменения гормональной функции желез внутренней секреции. Не исключено, что повышенная чувствительность к адреналину в пожилом возрасте, сочетающаяся с нарушениями механизмов нейрогуморальной регуляции, является одним из важных факторов, обусловливающих патологическое течение перименопаузального периода у женщин.

Клиническими критериями нарушения функции сердечнососудистой системы являются субъективные ощущения (приступообразные давящие, сжимающие или жгучие боли за грудиной, сердцебиение, перебои, чувство тяжести, изменение артериального давления и пульса). В возрасте от 20 до 79 лет артериальное давление постепенно повышается, причем у женщин в большей степени, чем у мужчин. Развитию артериальной гипертензии в пери и постменопаузе способствуют индуцируемые эстрогенным дефицитом метаболические и неметаболические изменения, наиболее значимыми из которых являются атерогенные повреждения эндотелия и его дисфункция, снижение эластичности сосудов, повышение содержания эндотелина1 и тромбоксана А2, уменьшение синтеза N0 и уровня простациклина, повышение активности ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) и прессорного воздействия ангиотензина II, ренина и альдостерона, нарушение толерантности к глюкозе и инсулинорезистентность, повышение уровня катехоламинов и симпатикотония, рост проагрегационной и антифибринолитической активности, избыточная масса тела и андроидное ожирение. Сложные взаимоотношения в организме в условиях изменения протекторного фона эндогенных эстрогенов в перии постменопаузе обусловливают многофакторность патогенеза артериальной гипертензии климактерического периода.

Постменопаузальный остеопроз — гетерогенное заболевание, характеризующееся прогрессирующей потерей костной ткани, которое начинается после естественной или хирургической менопаузы и приводит к развитию переломов костей через10-15 лет после прекращения функционирования яичников. Выделяют первичный и вторичный остеопороз (ОП).

К первичному остеопорозу относят постменопаузалъный (ОП І типа) и сенильный (ОП II типа). Для ОП I характерна большая потеря массы губчатой кости: компрессионные переломы позвонков, переломы Коллиса, переломы лодыжек, а также нарастание частоты эдентуализма (отсутствия зубов) изза избыточного снижения количества периальвеолярной кости.

Первичный остеопороз І типа. Факторы риска развития ОП I в постменопаузе:

♦ возраст старше 45 лет; ♦ хрупкое телосложение, низкий рост; ♦ раса (Северная Европа и Азия); ♦ переломы в семейном анамнезе; ♦ позднее менархе (после 15 лет), ранняя менопауза (до 50 лет); ♦ хроническая ановуляция и бесплодие, овариэктомия в молодом возрасте; ♦ более 3 беременностей и родов, лактация более 6 мес; ♦ злоупотребление алкоголем, кофе, курением; ♦ недостаточное потребление кальция с пищей; ♦ снижение или чрезмерная физическая активность.

Максимальная потеря костной массы происходит в первые 5 лет после менопаузы. У женщин с остеопорозом скорость снижения костной массы в 3 раза выше, чем у здоровых женщин.

Ведущее значение в развитии ОП I отводится гипоэстрогенемии, особенно снижению количества эстрадиола. Непосредственные участники костного ремоделирования — остеобласты и остеокласты имеют рецепторы к эстрадиолу. Остеобласты отвечают на воздействие эстрадиола увеличением продукции костного матрикса. Эстрадиол тормозит активность остеокластов как in vivo, так и in vitro.

Следует отметить, что ускорение резорбции костной ткани происходит еще в пременопаузе в связи с нередко наблюдаемой ановуляцией и ассоциируется с потерей трабекулярной костной массы позвонков даже в присутствии достаточного количества эстрогенов.

С началом менопаузы нарушается баланс процессов, обеспечивающих костное ремоделирование. Цикл ремоделирования включает активацию, резорбцию, реверсию, формирование и покой.

В фазе активации циркулирующие мононуклеарные клетки гемопоэтического происхождения начинают образовывать скопления с последующим формированием дифференцированных остеокластов. Остеокласты — большие, многоядерные клетки с уникальной ультраструктурой. Характерными биохимическими маркерами этих клеток, ассоциирующихся с костной резорбцией, являются протонообразующая АТФаза, карбоангидраза II и тартратрезистентная кислая фосфатаза, которые могут регулировать миграцию и адгезию остеокластов.

Вслед за миграцией и прикреплением остеокластов следует резорбция. В этой стадии остеокласты растворяют минеральный компонент и гидролизуют органический матрикс.

Далее наступает переходный период реверсии — сопряжение резорбции и формирования. Существует предположение о важном значении в этом процессе факторов роста, таких как инсулиноподобный фактор роста II типа и трансформирующий фактор роста I , вырабатываемых остеобластами, а также цементирующей линии, соединяющей старую и новую кость.

Последней фазой цикла ремоделирования является формирование. В лакуне реверсии остеобласты претерпевают дифференцировку с образованием базисной структурной единицы и отложением неминерализованного матрикса (остеоида). Впоследствии происходит минерализация, которая в организме здоровой женщины занимает 95 дней.

Гипофункция яичников в пери и постменопаузе приводит к увеличению частоты активаций новых единиц ремоделирования, при этом процесс резорбции преобладает над формированием.

Характерным морфологическим признаком остеопороза в постменопаузе является появление свободных трабекул, утративших связь с соседними. Это ведет к снижению прочности кости, преобладающей над снижением костной массы.

Клиника первичного ОП развивается длительно и максимально проявляется через 10—15 лет от начала менопаузы такими симптомами:

♦ боли в крестце и поясничной области, усиливающиеся при физической нагрузке, ходьбе или при длительном пребывании в одном положении. Особенностью болевого синдрома является отсутствие эффекта от приема антипростагландиновых препаратов; ♦ сутулость и уменьшение роста. За счет уменьшения высоты позвонков образуются кожные складки на боковой поверхности грудной клетки; ♦ частые переломы костей.

Вторичный остеопороз обусловлен следующими заболеваниями: 1. Заболевания эндокринной системы: гиперкортицизм, тиреотоксикоз, гипогонадизм, гиперпаратиреоз, сахарный диабет I типа, гипопитуитаризм, полигляндулярная эндокринная недостаточность. 2. Системные заболевания соединительной ткани. 3. Болезни ЖКТ: болезнь резецированного желудка, мальабсорбция, хронические болезни печени. 4. Болезни почек: хроническая почечная недостаточность, почечный канальцевый ацидоз, синдром Фанкони. 5. Болезни крови: миеломная болезнь, системный мастоцитоз, талассемия, лейкозы, лимфомы. 6. Генетические нарушения: несовершенный остеогенез, синдром Марфана, синдром Эндерса—Дамлоса, гемоцистинурия и лизинурия. 7. Другие заболевания и состояния: овариоэктомия, хронические заболевания легких, алкоголизм, нервная анорексия, дефицит питания, трансплантация органов. 8. Прием медикаментозных средств: кортикостероиды, антиконвульсанты, фуросемид, аГнРГ, иммунодепрессанты, антациды, содержащие алюминий, тиреоидные гормоны, тетрациклины.