Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
81
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
1.44 Mб
Скачать

Глава II. Особенности коррекционно-педагогической помощи детям с функциональным слабовидением в классах «Охраны и развития зрения»

2.1. Современные подходы к организации специальной поддержки детям с функциональным слабовидением в условиях школьного обучения

Современными офтальмологическими и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с функциональными нарушениями зрения в виде организации специальных коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие познавательной деятельности (Э.С. Аветисов, Л.П. Григорьева, Л.В. Рудакова, Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова и др.). Благодаря совместным усилиям ученых и практиков в области тифлологии в середине 70-х годов была создана модель дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения. Постоянный рост категории детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающий и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за относительно небольшой промежуток времени сеть дошкольных коррекционно-образовательных учреждений для детей с амблиопией и косоглазием разрослась по всей стране. Основной задачей дошкольных учреждений данного типа является подготовка детей с амблиопией и косоглазием к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий (Л.И. Плаксина, 1998). Как показывает анализ статистических данных, при правильной организации воспитательного процесса коррекционно-развивающая и лечебно-восстановительная работа обеспечивает достаточно высокую результативность. В качестве примера можно привести данные, предоставленные Кабинетом по развитию зрения Городской межведомственной психолого-педагогйческой консультации Комитета по образованию при Администрации Санкт-Петербурга. Так в 1998 г. с диспансерного учета было снято 2163 человека, из них с полным выздоровлением, — 476 (22 %), с улучшением, т.е. со стойкой положительной динамикой по остроте зрения — 1096 - 51 %, без положительной динамики — 27 % (Л.И. Плаксина, 1998).

Однако в нашей стране на сегодняшний день специальная поддержка детей с функциональными нарушениями зрения на государственном уровне оказывается только в дошкольном возрасте. При ограничении срока действия специальной коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми только дошкольного возраста тифлопедагоги исходили из научных данных о том, что физиологическое созревание зрительного анализатора завершается к 5—7-ми годам жизни ребенка. В то же время внимание ученых и практиков не акцентировалось на том факторе, что в основе физиологического созревания лежит совершенствование качественных характеристик зрительных функций, их стабилизация и автоматизация. Такое развитие зрительного анализатора считалось само собой разумеющимся фактом, не обращалось внимание на то, что созревание зрительного анализатора у детей с амблиопией и косоглазием проходило в неблагоприятных условиях.

Лечебно-восстановительные и коррекционно-развивающие мероприятия, осуществляемые в специальных дошкольных учреждениях, помогали детскому организму форсировать эти неблагоприятные условия развития. Однако в большинстве случаев в ходе реабилитационной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения для детей с амблиопией и косоглазием не удавалось завершить работу по созданию определенной «базы» для совершенствования качественных характеристик зрительных функций, их стабилизации и автоматизации.

Так, анализ данных кабинета по развитию зрения Городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации Комитета образования Администрации Санкт-Петербурга, плеоп-тических кабинетов при районных детских поликлиниках, городского глазного центра свидетельствуют о наличии стойкой тенденции к резкому снижению функции центрального зрения — остроты зрения, бинокулярности фиксации, локализации стереоскопического видения у детей с функциональными нарушениями зрения, осваивающими первую образовательную ступень в условиях, образовательного учреждения общего назначения. Отсутствие необходимой для данной категории детей специальной поддержки в период школьного обучения, по мнению всех перечисленных служб, приводит к снижению различительной способности зрительного анализатора, темпа и качеств зрительной работы и, как следствие, — к снижению школьной успеваемости (Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина, 1998).

Психолого-педагогические исследования учебной деятельности детей с амблиопией и косоглазием свидетельствуют о наличии ряда трудностей (В.И. Белецкая, А.М. Гнеушева, 1978):

- плохое запоминание и трудности в различении конфигурации букв, обусловливающие появление возвратных движений глаз и снижающих темп и правильность чтения;

- неадекватное формирование зрительного образа буквы, цифры, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации цифр и букв;

- пропуск или появление новых (лишних) элементов;

- затруднения в копировании букв;

- появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и др.

Анализ практики обучения детей с амблиопией и косоглазием на первой ступени образования в условиях учреждений общего назначения привел к необходимости решения вопроса об организации специальной поддержки детей с функциональными нарушениями зрения в период их школьного обучения и тем самым реализации прав данной категории детей на получение необходимых коррекционно-развивающих услуг. Теоретической базой для организации такой работы являются выводы, полученные современной наукой о том, что формирование функциональных механизмов зрительного восприятия и дифференцировка его структуры активно продолжается в младшем школьном возрасте (Л.А. Рыбалко и др.). Более того современными онтопсихологическими исследованиями доказан факт значимых изменений величины функций зрения человека в такие возрастные периоды, как 10-11 и 14-15 лет. Наличие необходимости оказания определенной поддержки детям с амблиопией и косоглазием в период их начального обучения и наличие теоретической базы для проведения такой работы привели к тому, что в Санкт-Петербурге с 1996 г. в качестве одной из форм реализации прав детей с функциональными нарушениями зрения на получение необходимых коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных услуг стали классы «Охраны и развития зрения». Классы указанного типа функционируют на базе образовательных учреждений общего назначения и охватывают первую ступень обучения — начальную школу (Л.В. Фомичева, 1998).

Основной целью деятельности классов «Охраны и развития зрения» первой ступени является достижение учащимися с амблиопией и косоглазием достаточного уровня обученности и готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки путем обеспечения максимального развития и автоматизации всех зрительных функций детей (Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина, 1998).

Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей учащихся;

- создание щадящего режима в учебно-воспитательном процессе (соблюдение определенных санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);

- обеспечение необходимого плеоптико-ортоптического лечения с последующим анализом динамики развития зрительных возможностей учащихся;

- обеспечение коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы;

- проведение текущей диагностики исследований и контрольных срезов по определению динамики развития детей, корреляции и компенсации недостатков развития;

- обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, с учетом возможностей, личностных особенностей ребенка с функциональными нарушениями зрения.

Реализация указанных задач в период начального обучения создает благоприятные предпосылки для постепенной адаптации детей с амблиопией и косоглазием к образовательной среде в образовательных учреждениях общего назначения. Конечной целью реализации указанной модели является как полное восстановление нарушенных зрительных функций, или их стабилизация, так и коррекция и компенсация психического и эмоционально-волевого развития, подготовка ребенка с амблиопией и косоглазием к освоению следующих образовательных ступеней в условиях образовательного учреждения без специальной педагогической и медицинской поддержки (Е.В. Артюкевич, Г.В. Никулина, 1998).

В классах «Охраны и развития зрения» обучаются дети, преимущественно, с функциональным слабовидением (амблиопия и косоглазие). Наполняемость таких классов составляет не более 12 человек. В классах «Охраны и развития зрения» должны работать педагоги, прошедшие специальную профессиональную переподготовку для работы в классах с детьми с нарушением зрения Обучение детей с функциональным слабовидением в классах данного типа ведется по традиционной программе.

Важной специфической особенностью деятельности классов «Охраны и развития зрения» является обязательное проведение на уроках зрительных гимнастик, для снятия зрительного напряжения. Для этого в каждом кабинете должны быть подготовлены зрительные ориентиры, которые помогают в проведении таких гимнастик. Кроме того, кабинеты, в которых проводятся занятия с детьми должны быть освещены и оборудованы мебелью в соответствии с требованиями гигиены зрения.

Одновременно с общеобразовательным процессом в  классе «Охраны и развития зрения» осуществляется специальная коррекционная работа. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от  психофизиологических особенностей и образовательных потребностей ребенка. Система коррекционно-педагогической работы включает занятия с тифлопедагогом, психологом, логопедом. Дети, обучающиеся в  классах «Охраны и развития зрения, совместно с коррекционно-педагогической помощью получают необходимое лечение, направленное на сохранение, восстановление и развитие зрительных функций, максимальное устранение зрительной патологии, а также профилактику возникновения более тяжелых зрительных нарушений. С этой целью в школах, на базе которых созданы классы «Охраны и развития зрения» должен функционировать кабинет охраны зрения, оснащенный современным офтальмологическим оборудованием. В этом кабинете дети во второй половине дня получают лечение под наблюдением сестры-ортоптистки. Ежемесячно детей осматривает врач-офтальмолог, который делает назначение для лечения на аппаратах. В классы «Охраны и развития зрения» принимаются дети, имеющие направление от офтальмолога с рекомендацией обучения в таком классе и с разрешением от невропатолога на лечение.

Совершенно очевидно, что открытие классов «Охраны и развития зрения» в образовательных учреждениях общего назначения в значительной степени поможет разрешить проблему оказания специальной поддержки детям с амблиопией и косоглазием в период начального обучения.

Однако перед общеобразовательными учреждениями общего назначения в настоящее время стоит еще одна чрезвычайно актуальная задача: профилактика зрительных нарушений. Анализ статистических данных свидетельствует, что к концу школьного обучения у 80 % учащихся снижается острота зрения. Исходя из необходимости решения указанной задачи перспективой функционирования классов «Охраны и развития зрения» является организация на базе школ, имеющих такие классы своеобразных Центров по охране и развитию зрения детей. Основной целью создания таких центров будет являться оказание консультативных услуг, услуг по коррекции и развитию зрительного восприятия, диагностике и охране зрения, профилактике зрительных нарушений. Актуальность создания таких центров усугубляется постоянным ростом количества детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеющих серьезные нарушения зрения (С.В. Недалечко, Г.В. Никулина, 1998). В Законе «Об образовании» субъектам образовательного процесса (детям и их родителям) дается возможность выбора учебного учреждения для обучения детей, в том числе и детей группы риска по зрению и детей, уже имеющих нарушения зрения органического или функционального характера разной тяжести. Данный факт обусловливает появление детей с нарушениями зрительного анализатора в учреждениях общего назначения. Такое положение дел требует, во-первых, повышения уровня компетентности педагогических коллективов образовательных учреждений в области коррекционной педагогики вообще и Тифлопедагогики в частности, во-вторых, организации на базе образовательных учреждений общего назначения Центров по охране и развитию зрения школьников.