Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право и общество Древней Индии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
553.33 Кб
Скачать

Глава 5. Право и общество Древней Индии

5.2. Территория и территориальное управление в Древней Индии 173

дении. Однако, несмотря на явное определение общины как некоего подобия юридического лица, она, например, вступала в правоотношения по договору найма в качестве самостоятельного субъекта права (Ману. VIII. 219). Она при этом не являлась коллективным собственником зем­ли, скорее наоборот, уже тогда община была коллективом собственников. Известные выражения Артхашастры (II. 1) о том, что земля находится в личном пользовании, в данном случае следует понимать двояко. Во-первых, это место па­мятника посвящено первоначальному освоению земли, по­этому необходимо время — хотя оно исчисляется буквально мгновениями, — чтобы член вновь образованной общины получил землю на формальных основаниях. Формальным основанием для него будет указ царя — это а§ата, состо­ящая из двух праманов (формальных оснований), служа­щих доказательством права: (ис)пользование — ЬЬо§а и акт царя — зазап. Сочетание их превращает пользователя (пот­ребителя) во владельца — свамина земли.

Во-вторых, возможен и иной путь доказательства, свя­занный с договором купли-продажи земли. Этот договор хорошо известен древнеиндийскому праву. Причем он предполагал, очевидно, скорее отчуждение не земли, а субъ­екта вещного права на нее. Земля оставалась по-прежнему в общине — менялись через куплю-продажу общинники — хозяева данного участка.

Именно на эту особенность указывает положение Артха­шастры: «При покупке недвижимости отдается преимущест­во в нижеследующем порядке: 1) родственникам, 2) соседям, 3) кредиторам. После них предоставляется уже право дру­гим» (Артхашастра. III. 9). Кроме того, если знать, что куп­лей-продажей мог заниматься только зуагшп (собственник, хозяин), например: «Кто продает собственность другого, не будучи собственником (азуаппп) и без согласия собствен­ника, того вора [даже] мнящего себя не вором, не следует до­пускать к даче свидетельских показаний» (Ману. VIII. 197), то очевидно, что только собственник, а не пользователь мо­жет распоряжаться судьбой имущества.

Институт общины в Древней Индии был связан также еще с одной интересной особенностью, которая заключалась в том, что варновое, а впоследствии кастовое деление населе­ния отразилось на внутриобщинных отношениях. Известно, с какой настойчивостью Каутилья рекомендует правителям составлять поселения, а затем и общины из лиц, принадле-

жащих к одной варне или касте. Можно смело заявить, что эта рекомендация никогда не была осуществлена в Индии. Положение усугублялось тем, что варны в их чистом виде, пожалуй, не существовали никогда. Очень рано они все, как сказали бы сейчас, опростились, т.е. подверглись влиянию кастового деления общества. В самых ранних шастрах мы встречаем упоминание, например, о брахманах — ремеслен­никах, торговцах, земледельцах, а то и вовсе ведущих жизнь шудры. То же самое можно сказать и о представителях дру­гих варн. Веды, например, еще знают очень богатых шудр. Более подробно об этом процессе мы будем говорить ниже, в соответствующем разделе. Здесь просто отметим особен­ности применения кастовой системы к институту общины.

Община с самого начала должна была включать в себя представителей самых разных каст. Взаимоотношения между ними, основываясь, правда, на современном этног­рафическом материале, можно определить как систему джаджманов, от санскр. «уа,)пуа» — «жертва», «жертвопри­ношение». Суть ее сводится к тому, что «каждая кастовая группа в деревне связана определенными обязательствами со всеми или большинством других кастовых групп, а точ­нее, отдельная семья из данной группы наследственно свя­зана с одной или несколькими семьями в других группах. В этих двусторонних связях одна сторона является обслу­живаемой и называется джаджман, а другая, обслужива­ющая, называется камин» [Кудрявцев, 1974, с. 107-108].

Наконец, скажем несколько слов об органах управления общины. Они, согласно Шукранитисаре (II. 120-121), вы­глядели следующими образом.

8аЬазас1гпра<л — должностное лицо (магистрат), рас­сматривавший дела из неправомерного применения одно­сельчанами силы. По варне он был кшатрием.

Сгатаге<т или §гаташ — староста. Раньше он избирал­ся сабхой общины, в последующем, как и везде на Востоке, его назначал царь. Есть сведения, что в некоторые эпохи эта должность была наследственной, т.е. феодализированной. По варне он брахман.

ВЬа§аЬага — сборщик податей. Должность понятная. По варне он кшатрий.

ЬекЬака — деревенский писарь. Очень влиятельное лицо, как всякий бюрократ. К его личности, его морально­му облику, уровню грамотности предъявлялись большие требования; он должен был знать все местные разговорные

174