Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право и общество Древней Индии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
553.33 Кб
Скачать

Глава 5. Право и общество Древней Индии

5.1. Общие замечания

167

получить отсрочку в 3 дня. [В это время] их родственники могут просить государственных мужей о помиловании пре­ступников; если же никто не просит о помиловании, пусть преступник, укрепясь, готовится к переходу в другой мир, творя жертвоприношения» (Эдикт IV на обелиске).

В-четвертых, подведя итог рассуждениям, мы можем заключить, что буддизм оказал самое сильное влияние на отрасль публичного права. Отрицание им варново-го и кастового деления общества, как и в джайнизме, является уже хрестоматийным. Буддизм в соединении с публичной властью дает проповедь сильной централь­ной власти, исповедующей дхарму и — через власть, осененную дхармой, — спасающей мир. Эта проповедь воплотилась в Древней Индии в форму сильной цент­рализованной империи, прежде всего в виде империи Маурьев, правление второго из династии которых было поистине триумфальным.

Именно буддизм создал в Индии крупное централизован­ное государство.

Именно буддизм обосновал такое право царя, как право законодательства, поскольку ведический царь обладал очень скромными полномочиями в этой области.

Однако полностью ведических корней древнеиндийско­го «империализма» тоже отрицать нельзя. Империя Маурь­ев в значительной степени основывалась на идеологии Вед, утверждавших, что истинный царь, постигающий дхарму, не может не быть царем царей. Править такой царь дол­жен как самодержец (екагаС) — «от края земли до моря». Это уже Вселенский владыка. Еще одной составляющей имперского порядка Древней Индии можно назвать крат­ковременное, но довольно сильное греческое влияние. Оно сказалось и в империи Маурьев, которая появляется через небольшое время после похода Александра Македонско­го в Индию; сказалось это влияние и на империи Гуптов, владыки которого носили титул МаЬага]ааЫга]а — «царь царей». Хотя в империи Гуптов было сильно влияние пар­фян (раЫауа), тоже унаследовавших через кушан культуру греческой Бактрии.

Понятие га)а§а8<;га и его элементы в Древней Индии

В некотором роде человеческая история в своем пункте «а» совпадает с началом истории государства. Этот вывод

Веды и поздняя литература шастр и смрити отстаивают весьма последовательно и строго. Ману говорит:

«Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны всего этого [мира]» (Ману. VII. 3).

Бесцарствие* таким образом, приходится на Критаюгу, как поясняет нам Махабхарата (XII). Люди тогда управ­лялись только дхармой. Но этого оказалось мало. Среди людей размножились зло и преступления, они стали забы­вать Веды. Тогда Боги обратились к Брахме, и тот составил сто тысяч поучений о трех ценностях в жизни (знамени­тую триваргу): сШагта, аггЪа, ката — закон, польза, лю­бовь — словом, все то, что согласно учению Вед управляет человеком в жизни. Позже сюда добавилась и четвертая ценность — токза («спасение»). Вслед за чатурьюваргой возникла йашта — «наказание». Именно наказанию арийцы Вед стали очень рано придавать решающее значение:

«Наказание правит всеми людьми, Наказание же охра­няет, Наказание бодрствует, когда все спят, мудрые объ­явили Наказание [воплощением] дхармы. Наложенное надлежащим образом после [должного] рассмотрения, оно радует весь народ, наложенное без рассмотрения, — губит все» (Ману. VII. 18-19), или:

«Весь мир подчиняется только посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого; ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе» (Ману. VII. 22).

Таким образом, суть государства ариев — в создании аппарата подавления, как сказали бы сейчас, или, как это доктринально выражала ведическая наука — в таг.зуапуауа. Суть этого термина заключается в том, что в природе ве­щей заложено поедание слабого сильным. Когда в обществе нет царя, эта доктрина вступает в полную силу и отступает тогда, когда царь — инкарнация данды — проявляет свою власть налагать наказания. В этот момент он превращает­ся в с!апс1ас1пагта. В широком смысле это его свойство есть уже с!апс1ашгл как часть общей науки политики. Основная цель этой части — научиться правильно и соразмерно на­лагать наказания на неправедно поступающих. Английское «хугоп^йоегз» было бы здесь весьма кстати.

ЭапсЬ обожествляется, становится одной из сторон бо­жественной сущности Ману и управляет миром и людьми, в чем мы могли убедиться выше из законов Ману. Бхагават-гита (X 38) дополняет понятие «данда» следующим обра-

168