Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право и общество Древней Индии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
553.33 Кб
Скачать

Глава 5. Право и общество Древней Индии

5.4. Государственная власть

187

Рабство их есть только производное состояние, они, грубо говоря, рабы в первом поколении, все их предки были сво­бодными, тогда как обельные рабы имеют непроизводный статус, освобождение для них, отпуск на волю выглядит весьма и весьма проблематично.

Однако и такие обельные рабы имели гарантию от пол­ного произвола хозяина: их нельзя было без собственного согласия определить на черную работу или услать в дале­кую страну, если таким рабам не исполнилось еще вось­ми лет. При продаже или закладе беременной рабыни хо­зяин был обязан побеспокоиться о ее обеспечении, если он этого не делал, то платил штраф. Рабыня, родившая гос­подину ребенка, получала вместе с ним свободу. В особых случаях освобождались и ее родственники.

В целом институт рабства у индийцев не был так раз­вит, как на Западе, в Древней Греции или Риме. Сохрани­лось свидетельство Мегасфена о том, что индийцам вообще незнакомо рабство, правда, другие свидетели (Онексикрит) говорят о том, что рабство является в Индии относитель­ным нововведением

Даку и ее значение

Каста 0а1у) упоминается уже в Ведах. Здесь этот термин обозначает самые различные смыслы: «рождение», «проис­хождение», «род», «племя». Племя в смысле джати употреб­лялось уже в поздней литературе шастр, например, «лесные племена» {Артхашастра. IX. 6), «варвары» (Артхашастра. XIII. 5) и др. В позднейшую эпоху за этими племенами за­крепился определенный вид деятельности, и, таким обра­зом, каста окончательно сформировывается в современном значении этого слова.

Традиционно появление каст связывают с несколькими причинами: смешение варн и углубление разделения труда, прежде всего внутри самих варн. Каста основывается пре­жде всего на рождении и унаследованной от родителей про­фессии. Другой отличительный от варны признак — четкая организация первой. Из поздних источников нам известны такие органы управления каст, как панчаяты каст и об­щие собрания касты, решаюшие важные вопросы ее жиз­ни. Именно характер выполненной работы в последующем накладывает отпечаток ритуальной чистоты или, наоборот, нечистоты. Следовательно, мы можем противопоставить

варне джати и по этому принципу: в понятии варны риту­альная чистота является первичной и определяющей статус ее членов с самого начала, а для касты ритуальная чистота не имеет уже непосредственного значения, она вторична по отношению к касте. В дальнейшем благодаря господству эндогамности брачных связей положение касты еще более укрепилось.

5.4. Государственная власть

Выше мы уже касались вопроса элементов государства, здесь же просто повторим, что к области государственной власти древнеиндийские юристы относили следующие элементы: зуапнп — суверен, шаЬуа — министры, с!иг§а — столица, коза — казна, с1апс1а — армия, ткга — союзники. По-настоящему нас могут заинтересовать только первые четыре элемента, именно они раскрывают сущность такого понятия, как га]ас1пагта.

Раджа-царь

Дхарму царя стали исследовать уже в ведийской древ­ности. В связи с этим появились даже специальные сборни­ки — га]аза51;га. Согласно Махабхарате дхарма царя заклю­чалась в служении трем ценностям: дхарме, артхе и каме; брахман служил, как известно, еще и четвертой — шокза. Царь руководствовался триваргой и наставлял в соответст­вии с ней своих подданных, в этом была суть га]уа — кармы царя, суть правительства или государства. В этих терминах исчерпывалась светская функция государства Вед, брахман осуществлял еще сакральную, но с помощью с1апс1а царя. Обо всем этом мы уже говорили выше.

Личность царя (га]ап) обожествлялась, но происхожде­ние его власти объяснялось с рациональных позиций:

«Ибо, когда люди не имели царя, рассеялись во все сто­роны из страха, владыка создал царя для охраны всего этого [мира]» {Ману. VII. 3).

Царь состоит из множества божественных элементов {Ману. VII. 4-5), он наполовину божество, а наполови­ну человек, хотя вернее, он — бог в смертном теле. Так, Нарада отмечает, что царь состоит из пяти божественных сущностей: Индры, Агни, Сомы, Ямы и Куберы. Прав-

188