Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Черниловский З.М. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА...docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

3. Существенные перемены претерпевает другой кардинальный принцип "старого" буржуазного права - принцип "свободы договора".

Уже одно только появление крупных капиталистических организаций, монополизировавших рынок и установивших определенные твердые цены на товары, явилось сильным ударом как по тому, что обычно называют "свободной конкуренцией", так и по тому, что признается правом "свободного установления договорных связей".

Покупатели товаров были поставлены перед очевидным выбором: покупать по ценам, которые диктуются монополией, или вообще не покупать.

Имеются, однако, такие сферы экономики, где произвол особенно нетерпим: транспорт, электроснабжение, газоснабжение и т. п.

В конце концов выявилось, что своекорыстные интересы одних монополий приходят в резкое столкновение с интересами других: железнодорожное строительство приводит к искусственному взвинчиванию цен на металл, в свою очередь железнодорожные компании не упускают случая вознаградить себя при перевозках угля, руды и проч.

Неизбежным следствием явилось государственное вмешательство, государственное регулирование, распространяющееся j на все сферы экономической жизни.

В Соединенных Штатах, например, первый закон, установивший государственный контроль над деятельностью железнодорожных компаний, был принят еще вj 1887 году. В 1906 году конгресс должен был вновь возвратиться к обсуждению вопроса о злоупотреблениях на железных дорогах. Комиссия по внештатной торговле получила право устанавливать обязательные для дорог тарифы и контролировать их применение. В недавнее время конгресс США ликвидировал знаменитую Телеграфно-телефонную компанию, монополизировавшую почти всю данную отрасль жизнедеятельности. Компании было предложено разделиться на 5 самостоятельных компаний. Цены на телеграфные и телефонные услуги подешевели почти наполовину. Кончилась монополия, началась конкуренция - борьба за клиента!

Предупреждая государственное вмешательство, монополии изобрели так называемые формуляры, стандартную форму договоров, заключавшую в себе все основные условия, сформулированные таким образом, как будто они установлены законом.

Контрагенту оставалось "присоединиться", то есть принимать договоры без обсуждения. Оттого, по терминологии французского права, они называются "договорами присоединения"; по терминологии германского права - "продиктованными".

Конечно, для того чтобы иметь возможность "продиктовать" условия договора другой стороне, нужно иметь достаточный экономический вес. Недаром говорят, что "формуляры - это договоры, при помощи которых одна сторона в силу своей экономической мощи творит закон для другой и навязывает ей условия, которые та не в силах обсуждать".

Этот порядок приобрел особое значение для всех предприятий, занятых в сфере обслуживания (там, где они не национализированы), транспортных организаций, для банков, совершающих кредитные операции и принимающих вклады, для страховых компаний и пр.

Широкое распространение формуляры приобрели в торговле, когда стала практиковаться продажа в кредит.

Буржуазные экономические отношения стимулируют развитие торговли в кредит, поскольку этим путем удается время от времени рассасывать излишние товарные массы, грозящие кризисом перепроизводства.

Помимо того, продажа в кредит - очень выгодная форма торговой сделки. В то время как процент, взимаемый при промышленном кредите, колеблется обыкновенно между цифрами 6 и 8, потребитель, покупающий в кредит, обязан платить от 18 до 40% годовых. К концу 1966 г. долг американцев, живущих в кредит, составил громадную сумму - 491 млрд. долларов. Схожая ситуация сохранилась и в последующие годы.

О государственном регулировании экономической жизни в годы войны, в период мирового экономического кризиса мы уже говорили. В том или ином виде регулирование экономики не прекратилось и в мирное время. Дело доходит до попыток планирования экономического развития в масштабе страны.

Соединенные Штаты Америки, чуть ли не первыми вступившие на путь государственного регулирования экономики (см. "Новый курс" Ф. Рузвельта), были первой буржуазной страной, прямо и открыто от него отказавшейся. Однако действительные, наличные отношения оказались гораздо более "авторитарными", чем некоторые старые и почитаемые доктрины.

В начале 60-х годов Соединенные Штаты "стали поворачиваться лицом" к так называемой новой экономике, под которой стали понимать не что иное, как экономику, руководимую правительством. Имелось в виду предотвратить болезненные спады и кризисы, ставшие столь обычным и частым явлением в послевоенные годы (четыре кризиса с 1949 по 1960 годы). Предполагалось более или менее широко использовать, в этих целях налоговую и валютную политику, политику расходов и трат, производимых из государственного бюджета (главным образом в целях стимулирования военной промышленности), предоставление кредитов и т.п.

Насколько можно судить, к итогам государственного регулирования экономики в США может быть причислена способность правительства искусственно и на недолгое время стимулировать деловую активность. Но в целом, как признают и некоторые американские экономисты, стоявшие перед США проблемы не были разрешены: "новая экономика" оказалась не в состоянии предотвращать падение производства, рост цен, дефицит федерального бюджета, неустойчивое положение доллара на мировом рынке и т. д.

Но, как неоднократно случалось, именно государственное вмешательство в кризисные ситуации было по большей части достаточно эффективным. Недаром же избиратели требуют от кандидата в президенты в первую очередь "разумной экономической политики".